В этой книге рассказывается о достоинствах и высоком положении Муавии . Наше время является временем испытаний и несчастий, когда божественный Ислам подвергается нападению со всех сторон. И, к сожалению, некоторые неосторожные мусульмане (больше по названию, а не по сути) сделали это своей страстью в сфере религиозной науки — плохо говорить о сахабах (сподвижниках), ругать их, критиковать, отрицать их заслуги. Многие из тех, кто занимается этим, специально фабрикуют подобные рассказы, искажают события и используют передачи от шиитов, чтобы продвинуть их ложные идеи.
Среди сподвижников особенно часто мишенью их критики является Муавия . Но тот, кто подвергает сомнению честь и достоинства Муавии , должен знать, что делая это, он подвергает сомнению надежность и подлинность Корана.
Этот текст ставит целью обратить внимание на высокое положение, честь, достоинство и благородство Муавии .
Старайтесь избегать тех, кто плохо отзывается о Муавии . Знайте, что тот, кто преднамеренно критикует Муавию , не принадлежит к Ахлю с-Сунна Валь-Джама’а.
Муфтий Афзаль Хусейн Элиас
Ранние годы Муавии
Муавия родился за пять лет до провозглашения пророчества. Уже в детстве в нем были видны признаки благородства и особого положения.
Однажды, еще в его детстве, его отец Абу Суфьян , глядя на него, сказал: «У моего сына большая голова, и он достоин того, чтобы быть главой своего племени».
Его мать Хинда, разыАллаху анха, услышав это замечание, отозвалась на него так: «Что? Мой сын станет только главой своего племени? Я буду плакать, если он не будет вождем всех арабов».
Однажды арабский физиономист посмотрел на Муавию , когда тот играл (еще будучи ребенком) и сказал: «Я полагаю, что этот человек станет правителем своей страны».
Ибн Касир пишет:
«Он был тем предводителем, приказам которого повиновались, и он был одним из очень богатых (людей своего времени).
Касательно «вахью» Аллах говорит (смысл):
«Коран — в Священных свитках у Аллаха, почитаемых, вознесённых, пречистых от скверны и совершенных, переписанных руками ангелов, которых Аллах сделал посланцами к Своим посланникам» (80:13-15).
Его отношения с Пророком
Муавия записывал слова Пророка и его Откровения. Из-за его участия в записях откровения (вахью) он был известен как Катибуль-Вахью (Писец Божественного Откровения).
Историк Ибн Хазм пишет о нем: «Среди писцов Пророка Зайд бин Сабит наиболее часто записывал слова Посланника Аллаха . Вторым подобным (ему) человеком был Муавия . Эти двое (сподвижников) были с Пророком и днем и ночью, и не было у них иного занятия».
В известной книге «Джами Тирмизи» сообщается, что однажды Пророк сделал следующее дуа за Муавию :
«О Аллах, сделай Муавию руководителем, тем (человеком), который будет справедливо управлять людьми».
В другом хадисе сказано, что Пророк сделал следующее дуа за него:
«О Аллах, обучи Муавию (руководству, управлению) и защити его от наказания Ада».
Известный сподвижник, Ибн Аль-Аас говорит, что он слышал, как Пророк сказал :
«О Аллах, научи его (Муавию) Корану, дай ему власть над землями и спаси его от мучения Ада (Джаханнам)».
В дополнение к этим рассказам сам Муавия рассказывал: «Однажды я пошел, чтобы принести немного воды для Пророка , который совершал вуду (омовение). После завершения омовения Пророк посмотрел на меня и сказал: «О Муавия, когда ты станешь правителем (когда тебе будет дана власть), оставайся боящимся только Аллаха».
В некоторых повествованиях, сообщают, что Пророк добавил:
«Кто бы ни делал благодеяния, обращай внимание на него и будь хорошим. Кто бы ни сделал какое-нибудь зло, игнорируй его».
После передачи этого хадиса Муавия говорил: «После таких слов Пророка я придерживался мнения, что меня непременно будут судить по этим словам (по этому определению). И действительно, события сложились так, что я был избран правителем».
В одном хадисе говорится, что однажды Пророк советовался с Абу Бакром и Умаром относительно некоторого дела, но когда оба они не смогли предложить подходящего решения, Пророк сказал:
«Позовите Муавию и изложите ему этот вопрос, поистине, он очень хороший советчик и даст правильный ответ».
Есть другой хадис, где говорится, что однажды Пророк сел на вьючное животное и усадил перед собой Муавию , через некоторое время Пророк спросил его:
«О Муавия, какая-то часть твоего тела касается моего?»
И он ответил: «О Посланник Аллаха, мой живот (и грудь) касается твоего благословенного тела».
Услышав это, Пророк помолился за него следующими словами: «О Аллах, наполни его знанием».
Муавия и отзывы о нем других сподвижников
Однажды Муавию оскорбили в присутствии Умара , на что последний заметил: «Не говорите плохо о той молодежи курайшитов, которая смеется, даже будучи в гневе (имелось в виду, что они чрезвычайно воздержаны и терпеливы), и у кого ничего нельзя отобрать, кроме как с его согласия. Все, что (находится) выше его головы, может быть отнято у него лишь после поклона к его ногам (имелось в виду, что он является очень храбрым и властным человеком)».
Также передается, что Умар однажды сказал: «О люди! Не разделяйтесь на партии после (моей) кончины. Если же вы все-таки (захотите) сделать это, то имейте в виду, что Муавия все еще правит в Шаме».
Наш господин Умар также сказал о нем: «Как могут люди восхвалять императора Византии или хосрова (правителя Ирана), восхищаться их знаниями и ловкостью, в то время как среди вас присутствует Муавия?!»
Хафиз Ибн Хаджар сообщает, что, когда наш господин Али вернулся из боя на Сиффине, он обратился к народу следующим образом: «О люди! Не относитесь пренебрежительно к Муавии и его правлению, ибо истинно, если вы проиграете, головы упадут с плеч так же, как падают с дерева плоды дикой тыквы».
Однажды Ибн Аббасу пожаловались на решение, которое Муавия вынес по некоторому вопросу. На это Ибн Аббас сказал: «Он знаток законов. Это означает, что все, что он делает, основано на его всесторонних знаниях и понимании (вопроса)».
В другом сообщении говорится, что Ибн Аббас сказал: «Поистине, сам Пророк удостоил дружескими отношениями Муавию, поэтому возражения против него ничего не стоят (не принимаются в расчет)».
Ибн Аббас также сказал:
«О мой сын! Что бы Муавия ни сделал, все является правильным, потому что среди нас нет никого более ученого, чем он».
Что касается тех, кто был обеспокоен (его) решением мирских вопросов, Ибн Аббас говорил (им):
«Я не нашел никого более достойного (власти) и способного к управлению, чем Муавия».
Также известны слова Умара бин Саада , (записанные в знаменитой книге хадисов Тирмизи), которые он сказал, после того, как Умар Фарук освободил его от должности правителя в Химсе. Когда некоторые люди стали дурно говорить о его преемнике Муавии , он выговорил им за это: «Вы должны говорить только благоприятное о Муавии, потому что я слышал, как сам Пророк молился о нем : „О Аллах, управляй людьми посредством Муавии!“»
Ибн Умар сказал: «Я не нашел еще никого более способного к управлению (людьми), чем Муавия».
Саад ибн Абу Вакас , который был одним из десяти человек, обрадованных еще при жизни известием о входе в Джаннат (Рай), кто оставался нейтральным во время битвы между Али и Муавией , как сообщают, сказал: «Я не видел никого более решительного после Усмана , чем Муавия ».
Кабиуса ибн Джабир сказал: «Я не видел никого более терпимого, чем Муавия, никого более достойного правления, чем он, никого более достойного, мягкого сердцем и более великодушного, чем он».
Из этих нескольких сообщений можно увидеть, какого высокого мнения были о Муавии благородные сподвижники, да будет Аллах ими доволен.
Муавия и мнение о нем таби’инов
Каков был его статус (уровень, положение) среди таби’инов? Это может быть определено по тому факту, что Умар ибн Абдуль-Азиз не приказывал подвергать бичеванию никого в течении своего правления халифатом, кроме одного человека, который дурно отзывался о Муавии . Он приказал наказать только этого человека.
Хафиз Ибн Касир рассказывает, что знаменитый табии’н Абдуллах ибн Мубарак, когда его спросили о Муавии , ответил: «Как я могу что-то говорить о том человеке, кто совершал намаз позади Пророка ? О том, кто, когда имам в обоих мирах говорил: „Сами‘а-ллаху лиман хамида“, — отвечал ему: „Раббана ва ляка-ль-хамд“?»
Тому же самому Абдуллаху ибн Мубараку был задан вопрос, кто был лучше — Муавия или Умар ибн Абдуль-Азиз . Этот вопрос показывает, что, с одной стороны, все сахабы были равны перед всякого рода критикой, а с другой стороны, говорит о том, что прославленные таби’ины соглашались относительно того, что возвышало всю умму.
Услышав этот вопрос, Абдуллах ибн Мубарак рассердился и заметил: «Вы хотите понять разницу между этими двумя (людьми)? Клянусь Аллахом, что пыль, которая входила в ноздри Муавии, когда он участвовал в джихаде вместе с Пророком , лучше, чем сам Умар ибн Абдуль-Азиз».
Подобный вопрос был задан Ма’афи ибн Имрану. Он также был очень рассержен таким вопросом и ответил: «Как может любой таби’ин в чем-то сравниться со сподвижником (сахаби)? Муавия был спутником Пророка , его сестра была выдана замуж за Пророка . Он был избран для записи и сохранения божественного Откровения. Как может какой-либо таби’ин надеяться достичь такого уровня?»
Он закончил (свою речь) следующим хадисом, где говорится: «Кто будет говорить что-то плохое о моих сподвижниках или родственниках, того постигнет проклятие Аллаха».
Известный табии’н Ахнат ибн Кайс был известен своей сдержанностью и терпимостью среди арабов. Однажды его спросили: «Кто более терпим: ты или Муавия?» Он ответил: «Я не видел никого более неосведомленного, чем ты! Муавия был терпимым, имея авторитет и власть, в то время как я сдержан, не имея никакого положения и авторитета. Как я могу даже пытаться превзойти его?!»
Некоторые исторические случаи
Муавия подготовил первый военно-морской флот в мусульманской истории и отправился в плавание к Кубрус в 27-м году по хиджре с группой благородных сподвижников.
Это была первая морская экспедиция в исламской истории. Известный историк Ибн Халдун пишет, что он был первым халифом, кто организовал военно-морской флот, и с его помощью мусульмане получили возможность вести (военно-морской) джихад на море.
Имам Бухари приводит хадис Пророка : «Первая армия моей уммы, которая будет участвовать в битве на море, обязательно войдет в Рай».
Также укрепляет веру такой факт, как письмо, которое Муавия написал императору Византии, когда тот пытался использовать военные действия (между мусульманами) для начала военных действий у границ Шама. Муавия получил известия об этом и написал императору:
«Я получил известие о ваших намерениях собрать войска у наших границ. Берегитесь! Если вы сделаете это, я немедленно заключу мир с моим соратником Али и наша армия, с которой я пойду в первом полку, превратит Константинополь в горку древесных углей».
Когда император получил это письмо, он немедленно прекратил всякие военные действия. Он очень хорошо знал, что эти люди (мусульмане) выступают против куфра как единое тело и единая душа и что они совсем не такие, как другие политические лидеры.
В дополнение к этому алляма Ибн Халдун рассказывает, что когда Муавия решил заключить мир с Хасаном , он просто взял пустой лист бумаги и поместил внизу его свою подпись. И отправил эту бумагу хазрату Хасану с сообщением: «Я посылаю тебе этот пустой лист с моей подписью: пиши любые условия, и я все приму».
Алляма Ибн Касир пишет, что когда Хасан согласовал этот договор (с Муавией ) и вернулся в Медину, один человек стал упрекать его за перемирие. Он ответил на это: «Не упрекайте меня, поскольку я слышал от Пророка , что день не будет сменяться ночью, пока Муавия не будет амиром (правителем) мусульман».
Муавия оставался повелителем правоверных 41 год. Размышляя над его правлением халифатом хафиз Ибн Касир писал: «Все мусульманское население обещало ему свою преданность в 41-м году по хиджре, и он оставался единственным правителем (мусульман), пока не перешел в будущую жизнь. В течении этого периода джихад был установлен, Слово Аллаха возвышалось, и богатство от военных трофеев непрерывно поступало в казну. Мусульмане наслаждались непринужденной жизнью комфорта, правосудия и безопасности».
Муавия обращал особое внимание на завоевание сердец, совершение правосудия и соблюдение справедливости. По этой причине Са’ад бин Вакас , один из десяти (сподвижников, которым был обещан Рай), говорил: «Я не видел никого более решительного, чем Муавия».
Абу Исхак ас-Сабии говорил: «Если бы вы увидели Муавию или жили бы в его эпоху, вы бы сказали, что это имам Махди (из-за его справедливости)».
Также передают, что Муджахид говорил: «Если бы вы жили во времена хазрата Муавии , вы бы сказали, что это имам Махди».
Однажды один человек, находящийся в собрании с имамом ‘Амашем , упомянул Умара ибн Абдуль-Азиза. Услышав это, имам заметил: «Если бы ты видел время Муавии, тогда ты бы мог что-то говорить!» Люди спросили: «Ты имел в виду его терпимость и сдержанность?» — а он ответил: «Нет, его справедливость и беспристрастное отношение (к людям)».
Ибн Таймийя писал : «Отношение Муавии к его подданным было лучшим среди правителей. Его подданные очень любили его».
Бухари и Муслим передают достоверный хадис, в котором говорится, что «лучший из правителей — тот, кто любит людей и любим людьми, каждый из них молится за других».
Его терпимый и мягкий характер
В отношении этого Джабир говорил: «Я не видел никого такого же терпимого, как Муавия».
Сам Муавия говорил: «Удовольствие, которое я получаю от укрощения своего гнева, я не получаю ни от чего другого».
Однако он оставался терпимым, пока это не вредило религии или государству. Когда ситуация требовала применения твердости — «железной руки», он действовал соответственно и был бескомпромиссным, не проявляя неуместной мягкости. Он говорил про себя: «Я не буду препятствием между человеком и его языком, пока это не вредит государству».
Однажды, при объяснении своих политических принципов, он сказал: «Везде, где мой бич достаточен, я не буду использовать свой меч, везде, где мой язык достаточен, я не буду использовать свой бич. Даже если между мной людьми будет связь хотя бы на волос, я не позволю нас разделить. Если люди будут держаться за эту связь, то я ослаблю хватку, если они ослабят ее (эту связь), я ее удержу».
Его любовь к Пророку
Муавия питал сильную любовь к Пророку и имел с ним крепкую связь. Однажды он узнал, что в Басре живет человек, который имеет сильное (внешнее) сходство с Пророком. Он тут же отправил письмо правителю Басры, чтобы тот прислал к нему этого человека с (подобающими) почестями и уважением. Когда этот человек приехал, Муавия лично его приветствовал и осыпал его подарками.
По той же причине он сохранил отрезанные ногти Пророка , его одежду и его волосы, которые он завещал положить на свои нос, уши и глаза и похоронить вместе с ним.
Он также заплатил большую сумму за плащ, который Пророк подарил Каабу ибн Зухайру после того, как услышал от него стихи.
Из-за такой его тесной связи с Пророком многое в его поведении поразительно напоминало поведение Пророка .
Абу Дарда говорил: «Я не видел чтобы чей-то намаз был так похож на намаз Пророка , как намаз Муавии ».
Именно эта любовь и управляла им, чтобы принимать все дело Пророка близко к сердцу.
Джабала ибн Сухаим передает: «Однажды во время халифата Муавии я пришел к нему в его присутствие и увидел, что вокруг его шеи была завязана веревка, которую тянул ребенок, с которым играл халиф. Я спросил: «О повелитель правоверных, что вы делаете?» Он ответил: «Потише, глупый человек. Я слышал, как Пророк говорил, что «каждый, кто имеет детей, должен вести себя (с ними) подобно ребенку, чтобы сделать их счастливыми».
(Источник: Moulana Mahmood Asraf Uthinani in Hadhrat Muawiya &’s personality, role and achievements)