Шейх Мулла Али аль-Кари 1
Великий ученый Афганистана – шейх Мулла Али – чтец Корана.
Имам, эрудированный ученый, шейх, свет религии, Абуль Хасан, Али (сын Султана Мухаммада), чтец Хиравийский (позднее Мекканский), ханафит, известный, как Мулла Али аль-Кари.
Слово «аль-Кари» (чтец) произошло от «ка-ра-а» (читать вслух). Мулла аль-Кари получил это звание благодаря своему мастерскому владению наукой чтения Корана, а также обширным знаниям и опыту в этой области.
Возможно, что он стал чрезвычайно известен как чтец в своем городе благодаря тому, что знал Коран наизусть и был замечательным имамом в намазах таравих.
Название «Хиравийский» относится к известному городу Херат, одному из величайших городов на земле Хорасана, который в настоящее время является вторым городом Афганистана. Шейха назвали Хиравийским, поскольку он родился и вырос в этом городе.
Мекканским его называют потому, что он переехал в почитаемый город Мекку, ставший для него домом. Он был благословлен соседством с блистательной Каабой на протяжении сорока лет.
Что касается звания «Мулла», то некоторые ученые пишут его как «Мулла», а некоторые — как «аль-Мавла», учитывая, что изначально это арабское слово. Тем не менее, это слово вошло в персидский язык и широко используется в Иране, Туркестане, Турции, Афганистане, Индии и Пакистане.
Хафиз Муртада аль-Забиди полагает, что слово «Мулла» произошло от арабского слова «аль-мавла». Его значение по словарю «Тадж аль-Урус»: «Прилагательное, образованное от существительного «аль-мавла», звучит как «мавлави». Это слово используется неарабским населением в качестве звания великого учёного, однако они произносят его как «Мулла»».
Историки не зафиксировали точную дату рождения ученого [но приблизительно называют 15-й век хр. л.].
Его поиск религиозных знаний можно разделить на два основных этапа:
Первый этап прошёл в Херате, в городе, где он родился, учился чтению благородного Корана и выучил его наизусть от первой страницы до последней. Также он получил там основные знания, посещая уроки в мечетях.
Второй этап начинается с его путешествия в святая святых (в Мекку), где он также увеличил знания и понимание религии, стал более покорным и искренним перед Всевышним Аллахом. Он упорно продолжал поиск духовных знаний и сопровождал признанных ученых благословенной земли.
В Херате он изучал таджвид и науку коранических чтений у своего шейха, учителя Корана Муина аль-Дин аль-Хирави (сына Хафиза Зайнуддина). Он учился у других ученых своего города, которые были известны своим познаниями. В то время Херат был важным центром исламской цивилизации в Средней Азии, городом, где процветали науки и искусство.
Шейх Али аль-Кари родился в то время, когда свет познания в Херате стал идти на убыль. Когда Султан Исмаил ибн Хайдар Сафавид (известный как Шах Исмаил), первый из шиитов Сафавидов, завоевал Херат, он стал подавлять и уничтожать мусульман и приказал установить в городе шиитские порядки. Он даже приказал всем имамам проклинать и оскорблять праведных халифов в пятничных проповедях. Это привело к эмиграции большого числа ученых за пределы «земли нововведений» в земли Ислама. Среди них был шейх Эрудит Абдуль-Азиз аль-Абхари (ум. 928 г. хр. л.). Также среди тех, кто оставил родную землю, был Шейх Али аль-Кари. Он намеревался пойти в почитаемый город Мекку и, поселившись там, получить знания от ученых, живущих в этом городе.
Завоевание Херата Шахом Исмаилом произошло в 916-м году по хиджре (приблизительно 1515 г. хр. л.), после чего последовали долгие годы угнетения и несчастий. Шейх Али покинул Херат вскоре после этого, но известно, что в Мекку он прибыл значительно позже. Безусловно, почитаемый город срывает для себя самые лучшие плоды! Плоды эти — великие ученые, которые, поселившись в городе, обучали учеников со всего мира различным наукам духовного закона.
Так начинается второй этап пути шейха Али к знаниям. Он шел по золотой тропе духовных знаний, ведшей его через благословенный город, и Аллах открыл его сердце, желая для него хорошего, поскольку шейх был неутомим и следовал за знающими людьми, живущими в городе, на протяжении многих лет, посвятив себя учебе и преподаванию.
Шейх вел простой, скромный образ жизни, зарабатывал себе на жизнь собственным трудом, следуя словам Пророка: «Нет лучше той пищи, которую вы заработали собственными руками. Воистину, пророк Аллаха Давуд (мир ему) ел то, что заработал своими руками».
Шейх Абдуль-Халим ан-Нумани сказал: «Аль-Мавла Али аль-Кари довольствовался тем, что зарабатывал от продажи книг, переписанных его рукой», — то есть он работал писарем. Его основными качествами было равнодушие к мирскому, доброта, довольство тем, что имеет. Он редко заводил дружбу с другими и был силен в поклонении и набожности (таква). Он искренне тянулся к Знающему явное и скрытое.
Шейх был глубоко религиозным, богобоязненным и щепетильным в вопросах религии человеком, безразличным к земной жизни, великодушным и благородным. Он считал, что, если льстить правителям, брать у них жалование или стремиться занять официальный пост, это может пагубно сказаться на смирении и искренности. На эту тему он написал послание, которое назвал «Воздержание ученых от приближения к правителям». Он часто говорил:
«Да смилостивится Аллах над моим отцом, который мне часто говорил, что не хотел, чтобы я стал ученым, поскольку боялся, что я могу оказаться у дверей правителей».
Шейх огромное значение придавал поиску знания ради Аллаха и был крайне строг к тем, кто учился ради земных благ, например, ради карьеры, ведь такое благополучие тленно. Он сказал:
«Таковы теперь ученики. Они запутались, что они делают и зачем. Иногда они приобретают знания, которые не принесут им пользы ни в этом мире, ни в будущем. Они достигают лишь некоторых ложных целей: например, вхождения в круг деспотичных правителей, получения высокого положения в обществе, — и с помощью лжи добиваются чинов или попросту еды для своих желудков».
Он также сказал:
«Ученые прошлых поколений (да смилостивится над ними Аллах) всегда тщательно испытывали тех, кто искал их общества. Если бы они видели, что эти люди совершают недостаточно нафл (дополнительное) в поклонении, они бы упрекнули их и перестали бы уважать. Если бы они обнаружили зло в этих людях, например, объявление запретного дозволенным, они прогнали бы их со своих собраний, перестали разговаривать с ними и обучать!»
Некоторое время шейх Али придерживался мнения, что родители Посланника Аллаха (да смилостивится над ними Аллах и мир им) будут гореть в огне. Он даже написал послание в подтверждение этого мнения. Тем не менее, позже он изменил свое мнение, хвала Аллаху, о чем ясно написал в своем комментарии к книге «Аш-Шифа» Кади Ияда, написанном за три года до смерти. Он пишет:
«Мнение, что Абу Талиб принял Ислам, неверно. Что же касается родителей Пророка (да смилостивится над ним Аллах и мир ему), то существует несколько мнений. Самым правильным считается то, что они оба приняли Ислам, что соответствует общему мнению уммы».
Шейх Али бросал вызов всем нововведениям, неправильным убеждениям и действиям, которые господствовали в то время, и осуждал их. Он осуждал людей за отклонения и встречал ученых наставлениями и хорошим советом.
Его книги:
- «Фатх Баб аль-Иная», комментарий к «Ан-Никая» по ханафитскому фикху.
- Комментарий на комментарий к «Нукхбат аль-Фикар» имама хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни по терминологии хадисов.
- «Миркат аль-Мафатих», комментарий к сборнику хадисов «Мишкат аль-Масабих».
- «Джам аль-Васайл», комментарий к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Тирмизи, сборнику хадисов о достоинствах Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.
- Комментарий к «Аш-Шифа» Кади Ияда по сире.
- Комментарий к «Муватте» имама Малика.
- Послание «Воздержание ученых от приближения к правителям»
- Комментарий к «аш-Шатибийя» по таджвиду.
- Комментарий к «аль-Джазарийя» по таджвиду.
- «Аль-Асар аль-Джанийя» об ученых ханафитского мазхаба.
- Биография шейха Абдуль-Кадира.
и многие другие по различным дисциплинам…
Его учителями были:
- Шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами
- Шейх Али из Индии
- Шейх Майр Келан
- Шейх Атийя ас-Суллами
- Шейх Абдуллах Синди
- Шейх Кутбуддин аль-Макки
- Шейх Ахмад ибн ад-Дин из Египта
У него было очень много учеников, он был имамом своей эпохи. Он был выдающимся ученым, юристом, специалистом в области хадисов, толкователем Корана и специалистом по Кораническим чтениям. Безусловно, он был имамом во многих дисциплинах.
Среди его учеников были:
- Шейх Абдуль-Кадир ат-Табари
- Шейх Абдуррахман аль-Муршиди
- Шейх Мухаммад ибн Фурух аль-Мавруби
и многие другие…
Биографы упоминают, что шейх Мулла Али аль-Кари умер в почитаемом городе Мекке в 1014-м году по хиджре.
Некоторые же говорят, что он умер в месяце Шавваль того года и был похоронен на кладбище аль-Мала почитаемого города. Шейх Ахмад аль-Киттан обрисовал приблизительное место захоронения в своей книге «Танзил ар-Рахмат».
Говорят также, что шейх умер в 1010-м году хиджры. Хаджи Халифа упоминает эту дату в книге «Кашф аз-Зунун», но это неверно.
Говорят, что, когда весть о его смерти достигла ученых Египта, они отслужили по нему погребальную молитву в университете аль-Азхар, которую посетило более четырех тысяч человек.
- 1.Из введения к фетве Муллы Али аль-Кари на «Ас-Сама ва аль-Гина», автор Усман Мухаммад Наурах [опубликовано Дар аль-Фурфур, Дамаск].
Усман Мухаммад Наурах
Передал Мулла Али Аль-Къари (ум. 1014 х/1606 м) в своем шархе на книгу «Аль Фикхуль Акбар» от Фахруддина ар-Рази (544-606 х/1150-1210 м) следующее:
قال الإمامُ الرَّازي: مَن عبَد اللهَ لرَجاءِ جَنّتِه أو خَوْفِ نارِه بحيْثُ أنه لو لمْ يَخلُقْ جنةً ولا نارًا ما كان يعبُد اللهَ سبحانه, فهو كافرٌ. لأنه تعالى يستحِقُّ أن يُعبدَ لذاتِه وطَلَبِ مرْضاتِه
«Сказал Имам Ар Рази: Кто поклоняется Аллаху Субханаху от желания Его рая или от боязни Его ада, таким образом, что если бы Аллах не создал рая и ада, то не поклонялся бы Аллаху Субханаху, то он кяфир.
Потому что Он Всевышний достоин поклонения из-за своего Зата (Сущность) и для искания Его довольства».
Источник: Мулла Али Аль-Кари: Минахур Равдиль Азхар Шарху Фикхиль Акбар: 465
Даруль Башаириль Исламийя: 1419/1998
Ассаляму ъалейкум братья. Говорят что этот учёный был салафитом это правда.?
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух.
Смотря что понимать под словом салафит, если речь идет о том, что он был последователем праведных предшественников, ученых первых веков Ислама (саляфов), то да, ведь он ханафит, то есть последователь мазхаба саляфа- имама Абу Ханифы, а если имеется ввиду что его акыда соответствует убеждениям современного течения именующего себя «салафитами», то нет, он не «салафит».
Вот доказательство этого:
Мулла Али Аль-Кари пишет в «Шарх Миркат»:
فالمذهبان متفقان على التنزيه ، وإنما الخلاف في أن الأولى ماذا ، أهو التفويض أم التأويل ؟ ويمكن حمل الخلاف على اختلاف الزمان ، فكان التفويض في زمان السلف أولى ؛ لسلامة صدورهم وعدم ظهور البدع في زمانهم ، والتأويل في زمان الخلف أولى ؛ لكثرة العوام وأخذهم بما يتبادر إلى الأفهام ، وغلو المبتدعة بين الأنام ، والله أعلم بالمرام .
«Оба мазхаба (тафвид и таъвиль) однозначно указвают на танзих, а раногласия лишь в том, какой является наиболее предпочтительным: тафвид, или таъвиль. И это разногласие можно отнести к разновидности времен: тафвид был наиболее предпочтительным во время саляфов из-за чистоты их сердец (от различных сомнений и искажений) и из-за отсутствия, проявления новшеств в их время, а таъвиль лучше во время халяфов из-за множества простолюдинов (аввам) которые брали (в убеждения) то, что первое приходит на ум и из-за чрезмерного распространения нововведения среди людей, а Аллах знает лучше.»
То что выразил шейх — это классическое ашаритское и матрудитское понимание акыды, то есть акыды ахли сунны валь джамаъа.
А Аллах знает лучше.
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух.
Смотря что понимать под словом салафит, если речь идет о том, что он был последователем праведных предшественников, ученых первых веков Ислама (саляфов), то да, ведь он ханафит, то есть последователь мазхаба саляфа- имама Абу Ханифы, а если имеется ввиду что его акыда соответствует убеждениям современного течения именующего себя «салафитами», то нет, он не «салафит».
Вот доказательство этого:
Мулла Али Аль-Кари пишет в «Шарх Миркат»:
فالمذهبان متفقان على التنزيه ، وإنما الخلاف في أن الأولى ماذا ، أهو التفويض أم التأويل ؟ ويمكن حمل الخلاف على اختلاف الزمان ، فكان التفويض في زمان السلف أولى ؛ لسلامة صدورهم وعدم ظهور البدع في زمانهم ، والتأويل في زمان الخلف أولى ؛ لكثرة العوام وأخذهم بما يتبادر إلى الأفهام ، وغلو المبتدعة بين الأنام ، والله أعلم بالمرام .
«Оба мазхаба (тафвид и таъвиль) однозначно указвают на танзих, а раногласия лишь в том, какой является наиболее предпочтительным: тафвид, или таъвиль. И это разногласие можно отнести к разновидности времен: тафвид был наиболее предпочтительным во время саляфов из-за чистоты их сердец (от различных сомнений и искажений) и из-за отсутствия, проявления новшеств в их время, а таъвиль лучше во время халяфов из-за множества простолюдинов (аввам) которые брали (в убеждения) то, что первое приходит на ум и из-за чрезмерного распространения нововведения среди людей, а Аллах знает лучше.»
То что выразил шейх — это классическое ашаритское и матрудитское понимание акыды, то есть акыды ахли сунны валь джамаъа.