Шейх Мулла Али аль-Кари 1
Великий ученый Афганистана – шейх Мулла Али – чтец Корана.
Имам, эрудированный ученый, шейх, свет религии, Абуль Хасан, Али (сын Султана Мухаммада), чтец Хиравийский (позднее Мекканский), ханафит, известный, как Мулла Али аль-Кари.
Слово «аль-Кари» (чтец) произошло от «ка-ра-а» (читать вслух). Мулла аль-Кари получил это звание благодаря своему мастерскому владению наукой чтения Корана, а также обширным знаниям и опыту в этой области.
Возможно, что он стал чрезвычайно известен как чтец в своем городе благодаря тому, что знал Коран наизусть и был замечательным имамом в намазах таравих.
Название «Хиравийский» относится к известному городу Херат, одному из величайших городов на земле Хорасана, который в настоящее время является вторым городом Афганистана. Шейха назвали Хиравийским, поскольку он родился и вырос в этом городе.
Мекканским его называют потому, что он переехал в почитаемый город Мекку, ставший для него домом. Он был благословлен соседством с блистательной Каабой на протяжении сорока лет.
Что касается звания «Мулла», то некоторые ученые пишут его как «Мулла», а некоторые — как «аль-Мавла», учитывая, что изначально это арабское слово. Тем не менее, это слово вошло в персидский язык и широко используется в Иране, Туркестане, Турции, Афганистане, Индии и Пакистане.
Хафиз Муртада аль-Забиди полагает, что слово «Мулла» произошло от арабского слова «аль-мавла». Его значение по словарю «Тадж аль-Урус»: «Прилагательное, образованное от существительного «аль-мавла», звучит как «мавлави». Это слово используется неарабским населением в качестве звания великого учёного, однако они произносят его как «Мулла»».
Историки не зафиксировали точную дату рождения ученого [но приблизительно называют 15-й век хр. л.].
Его поиск религиозных знаний можно разделить на два основных этапа:
Первый этап прошёл в Херате, в городе, где он родился, учился чтению благородного Корана и выучил его наизусть от первой страницы до последней. Также он получил там основные знания, посещая уроки в мечетях.
Второй этап начинается с его путешествия в святая святых (в Мекку), где он также увеличил знания и понимание религии, стал более покорным и искренним перед Всевышним Аллахом. Он упорно продолжал поиск духовных знаний и сопровождал признанных ученых благословенной земли.
В Херате он изучал таджвид и науку коранических чтений у своего шейха, учителя Корана Муина аль-Дин аль-Хирави (сына Хафиза Зайнуддина). Он учился у других ученых своего города, которые были известны своим познаниями. В то время Херат был важным центром исламской цивилизации в Средней Азии, городом, где процветали науки и искусство.
Шейх Али аль-Кари родился в то время, когда свет познания в Херате стал идти на убыль. Когда Султан Исмаил ибн Хайдар Сафавид (известный как Шах Исмаил), первый из шиитов Сафавидов, завоевал Херат, он стал подавлять и уничтожать мусульман и приказал установить в городе шиитские порядки. Он даже приказал всем имамам проклинать и оскорблять праведных халифов в пятничных проповедях. Это привело к эмиграции большого числа ученых за пределы «земли нововведений» в земли Ислама. Среди них был шейх Эрудит Абдуль-Азиз аль-Абхари (ум. 928 г. хр. л.). Также среди тех, кто оставил родную землю, был Шейх Али аль-Кари. Он намеревался пойти в почитаемый город Мекку и, поселившись там, получить знания от ученых, живущих в этом городе.
Завоевание Херата Шахом Исмаилом произошло в 916-м году по хиджре (приблизительно 1515 г. хр. л.), после чего последовали долгие годы угнетения и несчастий. Шейх Али покинул Херат вскоре после этого, но известно, что в Мекку он прибыл значительно позже. Безусловно, почитаемый город срывает для себя самые лучшие плоды! Плоды эти — великие ученые, которые, поселившись в городе, обучали учеников со всего мира различным наукам духовного закона.
Так начинается второй этап пути шейха Али к знаниям. Он шел по золотой тропе духовных знаний, ведшей его через благословенный город, и Аллах открыл его сердце, желая для него хорошего, поскольку шейх был неутомим и следовал за знающими людьми, живущими в городе, на протяжении многих лет, посвятив себя учебе и преподаванию.
Шейх вел простой, скромный образ жизни, зарабатывал себе на жизнь собственным трудом, следуя словам Пророка: «Нет лучше той пищи, которую вы заработали собственными руками. Воистину, пророк Аллаха Давуд (мир ему) ел то, что заработал своими руками».
Шейх Абдуль-Халим ан-Нумани сказал: «Аль-Мавла Али аль-Кари довольствовался тем, что зарабатывал от продажи книг, переписанных его рукой», — то есть он работал писарем. Его основными качествами было равнодушие к мирскому, доброта, довольство тем, что имеет. Он редко заводил дружбу с другими и был силен в поклонении и набожности (таква). Он искренне тянулся к Знающему явное и скрытое.
Шейх был глубоко религиозным, богобоязненным и щепетильным в вопросах религии человеком, безразличным к земной жизни, великодушным и благородным. Он считал, что, если льстить правителям, брать у них жалование или стремиться занять официальный пост, это может пагубно сказаться на смирении и искренности. На эту тему он написал послание, которое назвал «Воздержание ученых от приближения к правителям». Он часто говорил:
«Да смилостивится Аллах над моим отцом, который мне часто говорил, что не хотел, чтобы я стал ученым, поскольку боялся, что я могу оказаться у дверей правителей».
Шейх огромное значение придавал поиску знания ради Аллаха и был крайне строг к тем, кто учился ради земных благ, например, ради карьеры, ведь такое благополучие тленно. Он сказал:
«Таковы теперь ученики. Они запутались, что они делают и зачем. Иногда они приобретают знания, которые не принесут им пользы ни в этом мире, ни в будущем. Они достигают лишь некоторых ложных целей: например, вхождения в круг деспотичных правителей, получения высокого положения в обществе, — и с помощью лжи добиваются чинов или попросту еды для своих желудков».
Он также сказал:
«Ученые прошлых поколений (да смилостивится над ними Аллах) всегда тщательно испытывали тех, кто искал их общества. Если бы они видели, что эти люди совершают недостаточно нафл (дополнительное) в поклонении, они бы упрекнули их и перестали бы уважать. Если бы они обнаружили зло в этих людях, например, объявление запретного дозволенным, они прогнали бы их со своих собраний, перестали разговаривать с ними и обучать!»
Некоторое время шейх Али придерживался мнения, что родители Посланника Аллаха (да смилостивится над ними Аллах и мир им) будут гореть в огне. Он даже написал послание в подтверждение этого мнения. Тем не менее, позже он изменил свое мнение, хвала Аллаху, о чем ясно написал в своем комментарии к книге «Аш-Шифа» Кади Ияда, написанном за три года до смерти. Он пишет:
«Мнение, что Абу Талиб принял Ислам, неверно. Что же касается родителей Пророка (да смилостивится над ним Аллах и мир ему), то существует несколько мнений. Самым правильным считается то, что они оба приняли Ислам, что соответствует общему мнению уммы».
Шейх Али бросал вызов всем нововведениям, неправильным убеждениям и действиям, которые господствовали в то время, и осуждал их. Он осуждал людей за отклонения и встречал ученых наставлениями и хорошим советом.
Его книги:
- «Фатх Баб аль-Иная», комментарий к «Ан-Никая» по ханафитскому фикху.
- Комментарий на комментарий к «Нукхбат аль-Фикар» имама хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни по терминологии хадисов.
- «Миркат аль-Мафатих», комментарий к сборнику хадисов «Мишкат аль-Масабих».
- «Джам аль-Васайл», комментарий к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Тирмизи, сборнику хадисов о достоинствах Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.
- Комментарий к «Аш-Шифа» Кади Ияда по сире.
- Комментарий к «Муватте» имама Малика.
- Послание «Воздержание ученых от приближения к правителям»
- Комментарий к «аш-Шатибийя» по таджвиду.
- Комментарий к «аль-Джазарийя» по таджвиду.
- «Аль-Асар аль-Джанийя» об ученых ханафитского мазхаба.
- Биография шейха Абдуль-Кадира.
и многие другие по различным дисциплинам…
Его учителями были:
- Шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами
- Шейх Али из Индии
- Шейх Майр Келан
- Шейх Атийя ас-Суллами
- Шейх Абдуллах Синди
- Шейх Кутбуддин аль-Макки
- Шейх Ахмад ибн ад-Дин из Египта
У него было очень много учеников, он был имамом своей эпохи. Он был выдающимся ученым, юристом, специалистом в области хадисов, толкователем Корана и специалистом по Кораническим чтениям. Безусловно, он был имамом во многих дисциплинах.
Среди его учеников были:
- Шейх Абдуль-Кадир ат-Табари
- Шейх Абдуррахман аль-Муршиди
- Шейх Мухаммад ибн Фурух аль-Мавруби
и многие другие…
Биографы упоминают, что шейх Мулла Али аль-Кари умер в почитаемом городе Мекке в 1014-м году по хиджре.
Некоторые же говорят, что он умер в месяце Шавваль того года и был похоронен на кладбище аль-Мала почитаемого города. Шейх Ахмад аль-Киттан обрисовал приблизительное место захоронения в своей книге «Танзил ар-Рахмат».
Говорят также, что шейх умер в 1010-м году хиджры. Хаджи Халифа упоминает эту дату в книге «Кашф аз-Зунун», но это неверно.
Говорят, что, когда весть о его смерти достигла ученых Египта, они отслужили по нему погребальную молитву в университете аль-Азхар, которую посетило более четырех тысяч человек.
- 1.Из введения к фетве Муллы Али аль-Кари на «Ас-Сама ва аль-Гина», автор Усман Мухаммад Наурах [опубликовано Дар аль-Фурфур, Дамаск].