Наставник, выдающийся мухаддис, блистательный факых, ученый, известный своим аскетизмом, Мухаммад Ашик Иляхи, сын шейха Мухаммада Сыддика, сына шейха Асадуллаха, аль-Барни аль-Мадани аль-Ханафи (да возвысит Аллах его степень).
Поистине, шейх был достойным примером богобоязненности и твердости в религии, маяком непоколебимого следования Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Он очень бережно относился к распространению Сунны и возвышению предписаний Ислама, боролся против различных нововведений и еретических идей. Всегда открыто говорил истину и не боялся при этом упрека порицающих, не принимал никаких искажений, не переносил неподобающих (порицаемых) вещей и не знал, что такое угождение (кому-либо) в религии. При этом он был наделен Аллахом прекрасными качествами, мягкостью, скромностью и благим нравом.
Рождение и начало учебы
Шейх (рахимахуллах) родился в 1343 г.х. в деревне под названием Баси, находящейся в провинции Буландшахр на севере Индии, в семье, известной праведностью, религиозностью и щепетильным отношением к соблюдению религиозных предписаний. Большую роль на праведность их семьи оказал дядя его отца, шейх Мухаммад Исмаил (рахимахуллах) который являлся соратником шейха Рашида Ахмада аль-Гангохи (рахимахуллах).
Шейх Мухаммад, по милости Аллаха, выучил Коран за относительно короткий срок. После того, как он закончил изучение 12 джузов Книги Аллаха, он каждый день запоминал по половине хизба — то есть, каждые четыре дня изучал один джуз и читал его перед своим устазом шейхом Муххаммадом Садиком аль-Санбахли, а так же между намазами магрибом и иша в нафиль намазах. Таким образом, очень быстро шейх закончил изучение всего Корана.
Затем он приступил к изучению арабского языка, грамматики, морфологии, языка фарси и в 1357 году поступил в медресе Имдадия, где изучал фикх, основы фикха (усуль аль-фикх), книги по арабскому языку, литературе и логике (мантык). В 1357 году шейх поступил в медресе аль-Хыляфа, где два года изучал акыду, фикх, основы фикха, риторику и другие науки.
После этого в 1360 г.х. шейх поступил в Исламский университет в Сахаранпуре в Индии, где проучился три года. Первые два года он изучал основные книги по таким наукам, как тафсир, хадис, терминология хадисов, фикх и его основы, арабская литература и другие дисциплины, которые входили в учебный курс университета, третий год он посвятил изучению основных сборников хадисов.
Шейх изучил науки Корана и Сунны и овладел иными науками, обучаясь у ученых, которые прославились своими уроками, научными трудами, передачей хадисов и преданий. Его учителя крепко придерживались религии и во всем старались следовать по пути праведных предшественников. Среди самых значительных учителей шейха Мухаммада Ашика можно выделить:
мухаддис аль-Джалиль ас-сейид, Абдуль-Латыф аль-Баркодови, который был главой университета Сахаранпура в то время. Шейх Мухаммад изучил с ним второй том Сахих аль-Бухари;
также одним из самых выдающихся его учителей был шейх Закария аль-Кандехляви — известный автор комментария на Муватту имама Малика и автор множества полезных книг (который впоследствии переселился в город Медину). Шейх Мухаммад прошел с ним первый том «Сахиха» имама Бухари (рахимахуллах), а также Сунан имама Абу Дауда ас-Сиджистани (рахимахуллах);
также он прочел «Аль-Джами’» имама Абу Исы ат-Тирмизи и первый том из «Шарх ма’ани аль-асар» имама ат-Тахави (рахимахумаллах) с шейхом аль-ариф биллях (познавшим Аллаха) Абдуррахманом аль-Калямпури, который возглавлял преподавательский состав университета, в котором учился шейх;
изучил сборник Сахих имама Муслима ибн аль-Хаджажа аль-Кураший (рахимахуллах) с шейхом Мухаммадом Асадуллахом ар-Рамифури;
изучил Сунан имама Абдуррахмана Ахмада ибн Шу’айба ан-Насаи и Сунан имама Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Язида ибн Маджи аль-Казвини (рахимахумаллах), прочитал Муватту имама Малика в передаче Яхьи ибн Яхьи аль-Масмуди и Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани у шейха Манзура Ахмада Хана ас-Сахаранпури (рахматуллахи алейх);
изучил «Мишкат аль-Масабих» Аль-Хатыба Табризи и шарх на «Нухбатуль фикр» имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни (рахимахумуллах) с факыхом своего времени, большим специалистом по Корану, муфтием Са’идом Ахмадом аль-Аджрарави (пусть Аллах покроет его Своей милостью).
О жизнеописании этих ученых и их иснадах шейх написал в своей книге «аль-‘Анакыд аль-галия мин аль-иснад аль-‘алия»
Способ изучения им науки хадис со своими учителями
Шейх Мухаммад писал:
У них была особая методология в изучении хадисов. Что касалось изучения их иснадов и их (хадисов) толкования: при изучении таких книгах как «Кутубу ситта», «Муватта» имама Малика (в обоих передачах), «шарх Ма’ани аль-Асар» имама ибн Джа’фара ат-Тахави, «Шамаиль Мухаммадия» имама Абу Исы ат-Тирмизи они проявляли особое усердие и внимание к тому, чтобы преподаватель или студент не пропустил бы ни одного хадиса из этих сборников, чтобы каждый хадис был внимательно прочитан, разобран и изучен. И наши ученые не переставали следовать подобной методологии, и хвала за это Аллаху, и они не довольствовались тем, чтобы избрать для преподавания лишь некоторые главы (из книг по хадису) и оставлять другие, как это делается в исламских университетах сегодня. При работе над книгами хадисов они цитировали все хадисы от первого до последнего, попутно упоминая мнения имамов и их аргументы со всем уважением и адабом к ним, отдавая должное имамам хадиса и фикха.
Начало его преподавательской деятельности
После того как шейх Мухаммад (рахматуллахи алейх) завершил свою учебу, он посвятил себя служению науке, написанию книг и составлению научных трудов, также он начал преподавать в различных центрах исламского знания в Дели и Мевате. После 8 лет преподавания в Дели он переехал в Калькутту, где продолжил преподавать и приносить пользу в Школе исламского призыва и университете «Джамиъ аль-‘улюм». Именно в Калькутте шейх написал свою знаменитую книгу «Заду ат-талибин мин калями расули Раббиль ‘алямин», затем в 1381 г.х он отправился в Мекку для совершения обрядов хаджа. Когда он вернулся из хаджа, он посетил своего шейха и учителя, мухаддиса Джалиля Мухаммада Хаята ас-Санабахли в городе Мурадабад, и шейх Джалиль попросил его остаться и преподавать в его университете. Шейх Мухаммад согласился и преподавал в нем два с половиной года.
Переселение в Пакистан и его научная деятельность в области хадиса и фикха
В это время выдающийся ученый муфтий Мухаммад Шафи’ ад-Деобанди (рахимахуллах) основал исламский университет Даруль ‘улум в городе Карачи и нуждался в человеке, который бы преподавал науки хадиса и мог бы заменить его в выдаче фетв при необходимости. Для этого он послал письмо шейху Мухаммаду (рахимахуллах) с приглашением переехать из Индии в Пакистан, чтобы студенты могли получить пользу от него в науке хадиса и фикха. На что шейх ответил согласием и отправился в Пакистан, где приступил к преподаванию. Шейх посвятил преподаванию в этом университете 12 лет: днем он преподавал науки хадиса, исламского права и литературы, а вечером, вне рабочего времени в университете, заседал в Даруль-Ифта (доме фетв), отвечая на различные вопросы по фикху до наступления ночи. Его ответы всегда были точны, содержательны и подкреплены глубоким анализом ситуации и основательным исследованием вопроса. Они были способны удовлетворить как дотошного студента, так и устранить сомнения у проницательного исследователя. В ближайшее время, иншаАллах, будет издан сборник его фетв.
Переселение в страну Двух Святынь и научная деятельность в городе Пророка (мир ему и благословение Аллаха)
Шейх очень любил город Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Медину, так что в один прекрасный день эта любовь овладела им настолько, что он решил совершить хиджру. В 1396 г. х он переезжает в Медину, где находится в обществе своего учителя — ученого, познавшего Аллаха, Мухаммада Закарии аль-Кандехляви аль-Ханафи (рахимахуллах), который ранее также переселился в Медину. По наставлению и просьбе шейха Закарии шейх Мухаммад взялся за написание различных научных посланий и наставлений, которые он издавал за свой счет. Затем они распространялись и получили признание как в среде простых мусульман, так и в среде ученых.
Вот некоторые из тех работ, которые шейх написал в то время:
«Ин’аму аль-бари фи шархи аш’ари аль-Бухари»;
«Бирр аль валидейн» — о важности хорошего отношения к родителям в Исламе;
«Такмилят аль-и’тидаль фи маратиб ар-риджаль» — по науке о передатчиках хадисов;
«Вуджуб и’фа аль-лихьят»,
и многие другие полезные книги и послания.
После того как в 1402 г. х скончался его учитель, шейх Закария, шейх Мухаммад продолжил свою деятельность в области преподавания и написания различных трудов по разным шариатским наукам. В Медине он преподавал книги по тафсиру, хадису, фикху, грамматике, морфологии, риторике, литературе и другим наукам.
Своей деятельностью шейх Мухаммад не преследовал каких-либо материальных благ и до конца жизни посвящал все свое время знанию, поминанию Аллаха и поклонению. Он был аскетом и желал лишь того, что у Всевышнего Аллаха, его заботило только то, что обещал Всевышний Аллах для своих праведных рабов. И в этом положении шейх покинул этот бренный мир, да будет милостив к нему Аллах и да возвысит его степени в садах Рая.
Число написанных им книг достигает ста пятидесяти. Некоторые из них были переведены на английский, французский, немецкий, хинди, албанский, бенгальский, фарси, хорватский, узбекский, русский и другие языки мира.
Некоторые из его трудов:
«Маджани аль-асмар фи шархи ма’ани аль-асар» — шарх на книгу имама Тахави (рахимахуллах) «Шарх ма’ани аль-асар».
«Заду ат-талибин мин калями расули Раббиль ъалямин (мир ему и благословение Аллаха)» — эта книга была принята для преподавания во многих исламских школах и институтах, к ней было написано одиннадцать комментариев.
«Равдат аля аль-ахбаб мимма джаа ‘ан-Набийи (мир ему и благословение Аллаха) фи аль-ад’ийяти валь адаб»
«Ат-тасхил ад-дарури ли масаиль аль-Кудури» — шарх на «Мухтасар аль-Кудури», работа по фикху ханафитского мазхаба в вопросах и ответах.
«Аль-‘анакыд аль-галия мин аль-асанид аль-‘алия» — книга о цепочках передатчиков хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Также он прокомментировал и издал такие книги, как:
«Табйиду ас-Сахифа фи манакыби имам Аби Ханифа» — книга о достоинствах имама Абу Ханифы, написанная ученым шафиитского мазхаба Хафизом ас-Суюты;
«аль-Хайрат аль-хисан фи манакыб аль-имам Аби Ханифата ан-Нуъман» — книга шафиитского ученого Ибн Хаджара аль-Хайтами о положении имама Абу Ханифы;
«аль-Мусальсилят» — книга Шаха ВалийюЛлаха ад-Дахляви (рахимахумуллах).
Также шейх дополнил и упорядочил толкование на Сунан Абу Дауда «Базль аль-маджхуд фи халь Сунан Аби Дауд», автором которого является большой ученый Халиль Ахмад ас-Сахаранфури (рахимахуллах).
Все эти книги были написаны шейхом на арабском языке.
Что касается книг, написанных им на урду, то самой объемной из них является толкование к Корану «Анвару аль-баян фи кашф асрари аль-Куран» в девяти томах, количество страниц этой книги превышает пять тысяч. Также его перу принадлежит шарх на «аль-Мукаддима аль-Джазарийя» под названием «ат-Тухфат аль-Мардыйя» и шарх «Дирасат аль-‘ирфан» на «Хулясат аль-Баян» по науке чтения Корана (таджвид) и «Ин’ам аль-Бари фи шарх ашъар сахих аль-Бухари».
Одна из его самых известных книг на урду, написанных для наставления мусульман — «Что произойдет с тобой после смерти?». Эта книга состоит из четырех посланий, посвященных положению человека в загробной жизни и в день воскрешения, в ней повествуется о мучениях в Аду и о том, что ждет обитателей Рая из вознаграждений Аллаха. Для наставления в ней приводятся аяты и хадисы с толкованием того, на что они указывают. После прочтения этой книги, по милости Всевышнего Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает, более двух тысяч индуистов-язычников приняли Ислам.
Также из его книг (можно назвать):
«Фадаиль аз-Зикр»,
«Фадаиль аль-‘ильм»,
«Фадаиль ат-таубат ва аль-истигфар»,
«Шар’и барда»,
«Шарх аль-Арба’ин ан-Навави»,
«Тухфат хаватин» — что переводится как «Подарок женщинам», книга, повествующая обо всем том, в чем нуждается женщина в своей религии.
Также шейх написал подобную книгу и для мужчин под названием «Тухфат аль-муслимин» в тысячу страниц.
Все эти книги призывали исламское общество к исправлению, являлись призывом к благому и разъясняли религиозные положения и достоинства тех или иных предписаний (религии). Эти книги — а хвала надлежит лишь Аллаху, — получили широкое распространение среди всех мусульман. Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы они оказались на весах благих дел шейха Мухаммада и принесли пользу мусульманам. Амин!
Нравственные качества и набожность шейха.
По милости Аллаха, шейх Мухаммад относился к числу богобоязненных людей, Всевышний Аллах облагодетельствовал его благочестием, религиозностью и отстранением от всего сомнительного. Он проявлял большую осмотрительность в еде и одежде, старался питаться только дозволенным (чтобы пища была дозволенной сама по себе, были соблюдены условия забоя и приобретена она была исключительно на честно заработанные средства — прим. переводчика). Шейх незамедлительно оставлял все, что вызывало малейшее сомнение.
Он был искренен в своих словах и делах, вел аскетичный образ жизни и не гнался за тленными благами этой преходящей жизни; не нуждался в людях, при этом не проявляя высокомерия; был скромным человеком, но при этом вел себя очень достойно. Иногда шейх любил пошутить, но при этом постоянно занимался поминанием Аллаха и много времени проводил за чтением Корана. Он всегда был добр, мягок, деликатен и милосерден со своими детьми, учениками и всеми, кто встречался на его пути.
Шейх Мухаммад никогда не оставлял приобретение знаний, постоянно был занят написанием книг, даже находясь в пути – в самолете или в машине. Он был щедр и великодушен ко всем. Также шейх (да помилует его Аллах) был очень строг в отношении порицания различных нововведений, отклонения от религии и грехов. Он, не жалея сил, призывал к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сам стойко следовал ей. Каждый пятничный день он посвящал чтению салавата (благословения) на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), оставляя в это время преподавание и написание книг. Видя порицаемое, он проявлял гнев ради Аллаха, что отражалось на его лице.
Он остерегался говорить о людях в их отсутствие и запрещал это другим, призывая в своих собраниях к осмотрительности в речи.
Шейх Мухаммад сильно любил Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и его город (Медину). Он постоянно пребывал в Медине, покидая её только по причине совершения хаджа, умры, либо отправляясь для призыва к религии Аллаха.
Кончина шейха и его дорога к Всевышнему Аллаху.
Его дом находился в районе Сайиду-шухада[1], неподалеку от горы Ухуд, которая (согласно хадису [2]) любила Пророка (мир ему и благословение) и которую любил он. Когда наступал священный месяц Рамадан, он перебирался ближе к пророческой мечети, чтобы иметь возможность совершать в ней все свои намазы.
13 Рамадана 1422 года, совершив утренний намаз, шейх отправился домой, где встретил группу ученых, приехавшую навестить его. Он принял их, подарил им некоторые свои книги, попросив издать и распространять их среди мусульман. После этого он начал читать Коран, наслаждаясь чтением Слов Всевышнего Господа, Свят Он и Велик, при этом он записывал ответы на некоторые вопросы и составлял письма. Он не переставал читать Коран до 10:30, после чего прилег на правый бок и заснул.
Когда мой старший брат захотел разбудить его для молитвы зухр, оказалось, что он уже покинул этот мир и отправился к милости своего Господа, Свят Он и Велик. Когда я зашел к нему, его лицо сияло светом имана, он улыбался, — казалось, что он прилег отдохнуть от этой жизни и отправился к милости Аллаха в обитель истины (ин шаа Аллах). Я поцеловал его в лоб и сказал:
«Ты был прекрасен при жизни и остался таким после смерти, о, отец…»
Погребальная молитва по нему была совершена после намаза таравих в мечети Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Проводить его в последний путь собралось большое количество мусульман: ученые, хафизы, имамы и ученики шейха пришли проститься с ним. Он был похоронен на кладбище аль Бакы’ возле третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах).
Таким образом, по Своей милости и щедрости Аллах осуществил его мечту и предписал ему наилучший конец.
Пусть Аллах помилует его и поселит его в высших Садах Рая! Амин!
Благие вести
После кончины шейха, да будет милостив к нему Аллах, многие люди из числа ученых, знатоков Корана и хадисов, а также людей, известных своей праведностью и благочестием, видели его во сне в хорошем положении. Один из видевших шейха сообщил, что шейх поведал ему во сне о том, что Аллах остался доволен им, другой из обладателей знаний видел его во сне читавшим аят:
لَكِنِ الَّذِينَ اتَّقَوْا رَبَّهُمْ لَهُمْ جَنَّاتٌ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا نُزُلًا مِّنْ عِندِ اللَّهِ وَمَا عِندَ اللَّهِ خَيْرٌ لِّلْأَبْرَارِ
«Однако для тех, которые боятся своего Господа, уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Таковым будет прием, который Аллах уготовил праведникам и то, что у Аллаха, лучше для людей благочестивых» (Али Имран, 198 аят).
Также я видел его во сне множество раз в ослепительно белых одеждах, один раз он читал мне во сне последние аяты суры аль-Бакара. Все это является благими вестями о милости, прощении и возвышении его степени у Всевышнего Аллаха.
Прошу Аллаха возвысить его степень, принять его добрые дела и собрать нас в обители наслаждений вместе с Господином всех Посланников, имамом богобоязненных, нашим Пророком Мухаммадом, да пребудет благословение Аллаха над ним, его семьёй и всеми его сподвижниками.
Написано Абу Ахмадом Абдуллой Аль-Барни Аль-Мадани (да простит и помилует его Аллах), служителем знания в Лучезарной Медине[3].
1426/10/18 (19 ноября 2005 г.)
Примечания переводчика:
[1] Район города Медины, названный в честь дяди Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Хамзы ибн Абдуль-Мутталиба (да будет доволен им Аллах), которого называли господином (сейид) шахидов. Расположен в северной части города у подножия горы Ухуд, примерно в 4 километрах от Мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
[2] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гора (Ухуд) любит нас, и мы любим ее». Хадис передали Бухари, Муслим и другие от Анаса ибн Малика.
[3] Сыном шейха Ашика Иляхи аль Барни (рахимахуллах)
Перевод с арабского: Дауд Абу Имран Аль-Ханафи, специально для сайта Azan.kz
Мне посчастливилось учиться у шейха Мухаммада Гашика Иляхи по фикху в течение 1,5-2 года. И то, что написал его сын Абдулла сущая правда. لا أزكي على الله الله حاسبهم.
БаракаЛлаху фикум брат, это милость Аллаха к Вам.
قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَٰلِكَ فَلْيَفْرَحُوا هُوَ خَيْرٌ مِّمَّا يَجْمَعُونَ
Аллаху Акбар! Какие учёные есть в Медине Пророка алейхи саляту ва салям! Давно думал об этом, кто есть в Мекке и Медине из ханафитских аллям? Интересная тема.
Да вы что, нам же все говорят, что в священных городах все ученые безмазхабники, а мазхаб придумали турки и казахстанский ДУМК, а тут выясняется, что это далеко не так и в Мекке и в Медине проживает большое количество ученых всех 4 мазхабов, которые имеют совершенно иные убеждения, чем тоя что мы привыкли слушать от так называемых мединских студентов.
Машааллах, мы в медресе читали книгу шейха тасхил дарури лимасаиль аль кудурий, رحمه الله все чётко и подробно
Благодарю автора публикации! Наконец-то появилась информация об этом выдающемся ученом.
Очень важная работа шейха Мухаммада Ашика Иляхи — «Тасхиль ад-дарури». Он изложил «Кудури» в форме вопросов и ответов, добавил немало важного и снабдил ценными примечаниями. Настоящая современная классика, подходящая как для преподавания, так и для самостоятельного чтения/повторения при изучении матна «Кудури».