Вопрос:

Assalyamu aleikum ua rahmatullahi ua barakatuh! Uvajaemyi Imam hotela by obratitska k vam vot s kakim voprosom, menya chasto nachali sprawivat o moei religii kakogo imenno ponyatia ya priderjivaus po mazhabu ili po sunne. DElo v tom chto ya ne davno tolko v Islame i poka malo chto osvoela po povodu islamskyh znanyi, budte pojaluista dobry obyasnite chto mne obyasnyat v takih sitausih kogda ya ne znau kak eto po mazhabu ili po sunne, ya chitau pyatikranyi namaz fardi i sunneti derju post dau zakyat k chemu eto otnositsa? i v chem je otlichie mazhaba ot sunni, menya ochen trevojit etot vopros i nikto konkrteno mne tak i ne smog dat otveta na moi voprs. Мадина.

Ответ:

Уалейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух, Мадина.

Мазхаб — это богословско-правовая школа в Исламе. На данный момент в Исламе есть 4-ре суннитских мазхаба — ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. Все они основаны на Священном Коране и Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, они прошли многовековую проверку временем, и кристализовались в «энциклопедию» исламских знаний, в которой Вы всегда сможете найти ответы на свои вопросы. Более того, основатели всех 4-х мазхабов — Абу Ханифа, имам Малик, аш-Шафии и Ахмад ибн Ханбал принадлежали к первым 3 поколениям мусульман, которые в Исламе называются «ас-саляфу солихин» — «праведные предшественники», и которые Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал лучшими в Исламе.

При этом имам Шафии учился у имама Малика, а имам Ахмад учился у имама Шафии, и все они с уважением относились друг к другу. Это были времена, когда ученый почитался больше богатого, а богобоязненность еще была мерилом превосходства.

Все различия между мазхабами не касаются принципиальных вопросов вероубеждения, и едины в главном. Поэтому такие вопросы как намаз, пост, закят и все, что Вы выполняете, а также все, о чем говорится в Коране, подробно разобраны и неукоснительно выполняются во всех 4-х мазхабах. Различия же касаются деталей, которые никоим образом не отражаются на нашей вере. К примеру, в ханафитском мазхабе после чтения суры «Аль-Фатиха» в коллективном намазе «аминь» говорится про себя, а в шафиитском вслух, и у каждого мнения есть свое обоснование.

Это связано с тем, что сообщений от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, дошло до нас великое множество, и не все из них могут пониматься однозначно. Более того, даже сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, понимали некоторые коранические аяты по разному. К примеру, такие близкие и знающие сподвижники как Ибн Умар и Ибн Масуд, пусть Аллах будет ими доволен, считали, что слова «если вы прикоснулись к женщинам», в 6-м аяте суры «Трапеза» должны пониматься буквально, и в этом случае, прикосновение к женщине нарушает омовение. Это мнение легло в основу шафиитского мазхаба.

А сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн Аббас, пусть Аллах будет им доволен, считал, что под «прикосновением» в этом аяте подразумевается интимная близость, поскольку у арабов того времени это было распространенным выражением для обозначения интимных отношений. В этом случае, от простого прикосновения омовение не нарушается. Это мнение легло в основу ханафитского мазхаба.

Как видите, у каждого мнения есть свое обоснование и доводы из Корана и Сунны. Нам же, простым мусульманам невозможно разобраться в этих вопросах не достигнув их уровня знаний, а чтобы достигнуть уровня знаний имамов мазхабов, следует оставить все свои дела, и всю жизнь изучать только Коран и Сунну, а также множество исламских наук, и еще не факт, что нам это удастся. Поэтому, мы должны следовать за учеными, ведь Аллах сказал в Коране: «Если вы не знаете, то спросите у людей Напоминания (знания)». «Пчелы», 43.

А кто может быть лучше ученых, стоявших у истоков Ислама? Поэтому и Вам мы настоятельно рекомендуем придерживаться только проверенных ученых, которые на протяжении всей истории Ислама собирали в свои мазхабы достоверную информацию и выводили из нее решения Шариата.

Вы можете следовать любому из 4-х мазхабов, однако для Вашего удобства, мы Вам рекомендуем придерживаться мазхаба имама Абу Ханифы, то есть ханафитского. Это самый самый старший по времени суннитский мазхаб, которого придерживается подавляющее большинство мусульман всего мира. Но мы советуем Вам его не по этим причинам, а потому, что это традиционный мазхаб для казахов, и по нему наши имамы дают шариатские заключения. Наш сайт, также в своей основе является ханафитским, и мы надеемся, что для Вас он станет источником правильных исламских знаний.

Поэтому, смело придерживайтесь ханафитского мазхаба и ничего не бойтесь, кроме Аллаха!