Люди, утверждающие, что не нужно следовать мазхабам, сами заблудились и вводят в заблуждение других. Как можно утверждать, что нужно следовать только лишь Корану и Сунне, когда все четыре мазхаба созданы исходя из Корана и Сунны?! Разве не говорили имамы всех четырех мазхабов, когда находили достоверный хадис: «Вы отвергайте (буквально «бейте об стену») мое слово, если оно не совпадает с Кораном и Сунной»?! Разве эти слова не являются свидетельством того, что эти мазхабы собраны исходя из Корана и хадисов? Разве человек не должен обладать очень большим уровнем знаний для того, чтобы принимать решение прямо из Корана и хадисов?!

Даже такие великие ученые-богословы, как Иззу бну Абдуссалам, Мухаммад аль-Джувайни, имам Навави, имам аль-Газали, Джалалуддин Суюти, Махалли, Ибну Хаджар Аскалани, Рамали, Закария Ансари, Рафии, Авзаи, Ибну Абидин, Ибну Хаджар Хайтами, Ибну аль-Куддамат, Ибну Сурайдж, Ибну Хумам, Хатибу Ширбини – ученые, подобные океанам знаний, которые с детства, знавшие наизусть Коран, сотни тысяч хадисов, знавшие толкование Корана, науки усул и фикхи, написавшие сотни томов шариатских книг, — и то не осмеливались выводить решения прямо из Корана и хадисов. Все они следовали за имамами этих четырех мазхабов.

Сравнивать нынешних ученых с теми великими учеными — все равно, что сравнивать комара со слоном. И смешно и горько, когда подобное утверждение (что не нужно следовать за мазхабами) слышишь от людей, которые даже не знают арабского языка. Ведь Коран повелевает нам следовать за людьми, знающими больше нас. Простым людям на первый взгляд может показаться, что те невежды призывают к Корану и Сунне. Но истина заключается в том, что они призывают людей к своему мазхабу (пути). Их мазхаб (путь) собран на основе толкований аятов Корана и хадисов по их собственному умозаключению без понимания истинного смысла, или если даже они и понимают его, то намеренно искажают. Они замаскировали свой ложный мазхаб под словами «Коран и сунна», это и обманывает невежественных мусульман. Фактически эти люди придумали еще один, пятый мазхаб. Некоторые могут сказать, что во времена Пророка (ﷺ) и асхабов не было мазхабов. Это не так. В Коране говорится (смысл): «Если вы не знаете, то спрашивайте людей науки».
Этот аят разделяет людей на две категории:

1. Люди науки – это те, которых следует спрашивать и за которыми необходимо следовать, это муджтахиды.
2. Незнающие люди, которые должны следовать за муджтахидами.
При жизни Пророка (ﷺ) сподвижники спрашивали его, и Пророк (ﷺ) отвечал им. Пророк (ﷺ) посылал к разным племенам и народам своих сподвижников для призыва людей к Исламу, и эти люди могли спросить уже у сподвижников. После того, как Посланник Аллаха (ﷺ) покинул этот мир, сподвижники спрашивали у самых знающих из них. Подобное происходило и во время табиинов (ученики сподвижников). Жившие позже них имамы четырех мазхабов были самыми знающими людьми своего времени. Имам Абу Ханифа; имам Малик; имам Шафии; имам Ахмад Ханбали не придумывали что-то новое, отличное от того, что было во времена Пророка (ﷺ), асхабов и табиинов. Все их шариатские решения основывались строго на Коране и Сунне. И так как после них не было больше людей, способных принимать решение прямо из Корана и хадисов (муджтахидов), то исламская община (умма), т.е. «ахлу-с-сунна валь-джамаа» стала следовать за этими четырьмя имамами, придерживаясь их мазхабов.

В их время и до них, во времена асхабов и табиинов, были и другие муджтахиды со своими мазхабами, но они не сохранились до нашего времени. Если бы сохранились, то можно было бы следовать и за ними.

Имамы мазхабов доводят до людей истину, правильно и без искажения толкуя Коран и хадисы. Для того, чтобы правильно и без искажений понять Коран и хадисы, необходимо обладать очень большим уровнем знаний во многих науках. Следует знать в совершенстве арабский язык, грамматику этого языка, такие науки, как сарф, ма‘ан, логика (мантик), риторика (балагат) и т.д. Следует также знать историю и время ниспослания всех аятов Корана. Знать, по какой причине был ниспослан аят или приведен хадис, знать порядок очередности. Различать, какие аяты имеют общий смысл, а какие — особый, какие аяты прямые (мухкамат), а какие иносказательные (муташабихат), какие аяты являются опровергающими предыдущее решение (насих), а какие являются опроверженными решениями (мансух), какие аяты предлагают условия (мукайяда), а какие обозначают общий смысл (мутлак) и т.д.

Если человек, не зная в совершенстве эти науки, начнет выносить решения прямо из Корана и хадисов, то он сам станет заблудшим и введет в заблуждение других. Представьте себе, мог ли Джалалуддин Суюти, который собрал около 40 тысяч хадисов Пророка (ﷺ) и написал более 500 книг по богословской науке, не знать все эти науки. Он был одним из толкователей Корана (муфассир). В своей книге «Письменное изложение коранических наук» он поясняет какими видами знаний и коранических наук должен обладать человек, толкующий Коран. Их свыше 102. Это только коранические науки. Выше были перечислены и другие науки, которые необходимо знать в совершенстве.

И все эти знания необходимы только лишь для того, чтобы толковать Коран. Обладая такими знаниями и будучи толкователем (муффасир) Корана, такие люди, как Джалалуддин Суюти, имам аль-Газали, которого называли «доводом Ислама» (худжжатуль-ислам) и который знал наизусть более 300 тысяч хадисов, и то не осмеливались выносить шариатские решения (хукму) напрямую из Корана и хадисов. Откуда же это все могут знать нынешние невежды, называющие себя «докторами исламских наук» и готовые продать свою религию за доллары?! Если кто-то думает, что он обладает такими же знаниями, как те великие ученые-богословы прошлого, то, скорее всего, этот человек болеет манией величия.

Говоря кратко, на вопрос о том, какая разница между теми, кто призывают следовать за мазхабами, и теми, кто призывают к обратному, можно ответить следующим образом: те, кто призывают не следовать мазхабам, призывают людей следовать за их слабым пониманием Корана и хадисов и за их бедными знаниями. А те, кто призывают следовать мазхабам, призывают людей следовать за учеными-богословами, которые своими знаниями, способностями и пониманием Корана и хадисов восхищали и изумляли весь исламский мир.
Весь Коран не ниспослан для того, чтобы все поголовно его понимали. В Коране есть такие места, для понимания смысла которых достаточно знать арабский язык. Но есть места, смысл которых невозможно понять без ознакомления с толкованиями (тафсирами), данными Посланником Аллаха (ﷺ) и его сподвижниками. В этом случае недостаточно просто знать арабский язык. Есть также такие места, для понимания смысла которых и вынесения соответствующих решений необходимо иметь знания по вышеперечисленным наукам.

Если все понимают Коран без разъяснений, почему же тогда Аллах сказал Пророку Мухаммаду (ﷺ)(смысл):

«Я тебе ниспослал Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано им» (сура «Ан-Нахл», аят 44).

Если все понимали бы весь Коран, то почему же в сборниках хадисов есть сотни хадисов, разъясняющие и толкующие Коран. И если бы все понимали смысл всего Корана, то Посланник Аллаха (ﷺ) не сделал бы Ибну Аббасу это дуа:

«О Аллах! Ты сделай его сведущим в религии, научи его толкованию Корана» (Хадис достоверный, передали Хаким, Ахмад и Ибну Хаббан). Всевышний Аллах не только ниспослал к Пророку (ﷺ) Коран, но и обязался разъяснить ему Коран:

«И Нам надлежит разъяснять его».

Если бы все люди обладали необходимыми знаниями, Всевышний в Коране не повелевал бы спрашивать у знающих людей.
А что произойдет, если выносить решения прямо из Корана, не зная вышеперечисленных наук? Ответом на этот вопрос могут послужить слова Посланника Аллаха (ﷺ):

«Кто толкует Коран по своему разумению (без соответствующих знаний), пусть готовит себе место в Аду» (этот хадис передал имам Тирмизи, назвавший его достоверным). Обратите внимание, Посланник Аллаха (ﷺ) знал, что впоследствии появятся люди из его общины (уммы), которые будут толковать Коран без соответствующих знаний и, основываясь на этом, выносить решения.

Кто-то может спросить: неужели во всех мазхабах нет того, о чем не говорится в Коране и хадисах?
Имамы, вынося решение по какому-нибудь вопросу, в первую очередь обращаются к Корану. Если там они не находят ответ, то обращаются к хадисам. Если нет его в хадисах, то рассматривают единогласное мнение (иджма‘) сподвижников. Если же и в этом случае нет ответа, то рассматривают кияс (аналогия, сравнение). Доказательством дозволенности кияс служит следующий хадис: «Посланник Аллаха (ﷺ), отправляя сподвижника Муаза в Йемен, задал ему следующий вопрос: «Если тебе придется выносить решение, как ты поступишь?» Он ответил: «Приму решение по Корану». Пророк (ﷺ) спросил: «Если не найдешь ответа в Коране?» «Приму решение из изречений (хадисов) Посланника Аллаха (ﷺ)», — был ответ. Пророк (ﷺ) задал еще один вопрос: «А если не найдешь ответа в хадисах?» Муаз ответил: «Приму решение умозаключением, используя аналогичное сравнение с Кораном и хадисами». После этого Посланник Аллаха (ﷺ) положил руку на грудь Муаза и сказал: «Хвала Аллаху, Который помогает посланцу Его Посланника в богоугодных делах» (Хадис передали Тирмизи и Абу Давуд). Поскольку решения принимаются в такой последовательности (т.е. начиная с Корана и хадисов), то в 75% решения имамов совпадают, а в 25% бывают некоторые разногласия, и у каждого из имамов есть свои доводы.

Как же это может быть, чтобы при различных мнениях существовали доказательства правильности каждого из них?
Для разъяснения этого вопроса необходимо ознакомиться со следующим хадисом.
Во время битвы с иудейским племенем бану Курайзат Посланник Аллаха (ﷺ) сказал сподвижникам: «Вы совершите послеобеденный намаз (аср) только у бану Курайзат». И когда сподвижники вышли в путь, наступило время послеобеденного намаза. Тут мнения сподвижников разделились. Одни из них сказали: «Совершим намаз здесь же, поскольку время намаза наступило и смысл слов Пророка (ﷺ) был в том, чтобы не опаздывать к бану Курайзат». А другие сказали: «Нет, было сказано, чтобы намаз совершали только у бану Курайзат». Часть сподвижников совершила намаз там же, а другие не стали. Позже, когда Посланнику Аллаха (ﷺ) рассказали об этом, он сказал, что все они правы. Обратите внимание, сподвижники поняли слова нашего любимого Пророка (ﷺ) по-разному. Таких аятов и хадисов, которые можно понимать двояко немало, поэтому и имамы иногда выносили разные решения. В этом заключается скрытая мудрость Аллаха. Такие разногласия становятся милостью для людей. Это подтверждают и хадисы Посланника Аллаха (ﷺ).

Возьмем тот случай. Мы не можем совершать какое-то богослужение в рамках своего мазхаба. Например, в хадже обязательным столпом является таваф. Поскольку хождение вокруг Каабы совершает очень много людей обоих полов, то почти невозможно совершить таваф, не соприкасаясь с верующими противоположного пола. Согласно мазхабу имама Шафии, если чужие мужчина и женщина, не имеющие близких родственных связей, прикасаются друг к другу, то у них нарушается ритуальное омовение, которое является обязательным условием обхода Каабы. Как же быть? Так вот, поскольку согласно мазхабу имама Абу Ханифы при соприкосновении с лицом противоположного пола омовение не портится, то те, кто придерживаются мазхаба Шафии, для совершения обхода Каабы следуя мазхабу Абу Ханифы, считают, что омовение не портится. Если же кто-либо из придерживающихся мазхаба Шафии не будет признавать какой-либо из мазхабов, то он выйдет из мазхаба Шафии. Все мазхабы признают друг друга и являются взаимодополняющими.

Кто-то может спросить: Что же такого случится, если выносить решения прямо из Корана и хадисов, игнорируя положения мазхабов?
Случится то же, что и с городом, если поручить план его строительства простым каменщикам, не привлекая квалифицированных специалистов и архитекторов. Или, к примеру, что станет с больными людьми, если к проведению уникальной, сложнейшей хирургической операции привлечь простых фельдшеров, отстраняя от этой работы опытных хирургов и профессоров? Подобно тому, как разрушат город неквалифицированные рабочие и погубят людей неквалифицированные врачи, таким же образом разрушат крепкий дом Шариата, построенный имамами на фундаменте из Корана и хадисов, невежественные люди нынешнего времени.

Могу ли я, презрев мнение учёного, последовать за хадисом?

Имам Ахмад сказал: «Если перед человеком будут книги со словами Пророка, сахабов и табиинов, то ему нельзя следовать тому, что он пожелает, и тому, что он сам выберет. Он обязательно должен спросить про этот хадис у людей знания – о том, можно этому хадису следовать или нет, и лишь после этого его следование будет правильным» (Ибн Кайим, «…Аль-Илям», том 1, с. 44.). Т. е. простого знания хадиса и даже знания о том, сильный этот хадис или нет, недостаточно, чтобы его практиковать. Нужно решение факиха об этом хадисе. Именно факихи толкуют хадисы и выносят на их основе решения, и только их фетве по хадису мы должны следовать.
Имам аш-Шафии передаёт, что однажды Малику сказали: «Ибн Уейна передаёт от аз-Зухри то, что ты не передаёшь». Малик ответил: «Если бы я рассказывал всё подряд, значит, я хотел бы ввести людей в заблуждение» (Аль-Хатыб передаёт в «Джами аль-ахляк рави ва адаб сами», 2/109).
Великий ученик имама Малика и муджтахид маликитского мазхаба Ибн Вахб сказал: «Хадис – это причина заблуждения [для всех], кроме алимов» («Тартиб аль-Мадарик», 1/96).
То же самое сказал учитель имама аш-Шафии Суфьян ибн Уейна: «Хадис – это причина заблуждения [для всех], кроме факихов». Имам Абу Зейд аль-Кайрувани приводит эти слова Ибн Уейны и добавляет от себя: «Он хочет сказать, что человек по ошибке может понять какой-то хадис буквально, хотя может быть другой хадис, который разъясняет первый, или какое-то другое доказательство, которое скрыто от него, или этот хадис оставлен учёными, и они не практикуют его. Всё это могут знать лишь те, чьё знание сравнимо с океаном» («Аль-Джами», Абу Зейд аль-Кайрувани, стр. 150).
Итак, хадис – это основа для решения, а о том, как надо понимать и практиковать хадис, мы должны спрашивать у имамов-факихов. Имам аз-Захаби комментирует в «Сияр а`лям ан-Нубаля» слова: «Следовать хадису лучше, чем мнению Абу Ханифы или Шафии»: «Об этом хадисе должны были высказаться имамы, равные имамам Абу Ханифа и Шафии, такие, как Малик, Суфиян, Лейс. Также хадис должен быть достоверным и свободным от внутренних изъянов (илля). Так, не должно быть хадиса, опровергающего хадис, на который опирались Абу Ханифа и Шафии. А просто брать достоверный хадис, не обращая внимания на мнение имамов, – недозволенно» (имам аз-Захаби, «Сияр а`лям ан-Нубаля», том 16, с. 405.).
Иными словами, есть хадисы, которые, даже несмотря на то, что они достоверны, не практикуются. Например, хадис может не практиковаться, потому что он отменённый, но этого знания нет ни у кого, кроме факиха. Именно поэтому фикх мы получаем не напрямую через хадис, а у факиха, который знает все хадисы по каждой теме и знает, какой хадис отменён, а какому можно следовать. Так, в «Сахихе» имама Бухари есть хадис о временном браке. Хотя это и отменено Шариатом, мухаддисы продолжали передавать эти риваяты, однако следовать им категорически нельзя. Из всего вышеприведённого ясно, что обязательным является следовать факихам и их пониманию Сунны, а не пытаться понять хадисы самостоятельно. В вопросе главная ошибка заключена в том, что спрашивающий считает, будто знания хадиса и риваятов (передача) по различным вопросам фикха достаточно для вынесения решений по фикху. И единственное, что требуется от человека, – это знать, достоверный хадис или нет. Поэтому он стал отделять хадис от слов учёных (учёные свои решения не берут с неба), что неправильно, так как хадис – это основа для фикха, поскольку это один из источников для вынесения решений, наравне с такими источниками, как Коран, иджма и кыяс. Но для практики хадиса нам нужно решение факиха об этом хадисе – как его понимать и как именно его практиковать. И как прекрасны слова, которые произнёс великий табиин Ибрахим ан-Нахаи: «Невозможно мнение, которое не было бы основано на риваяте, и невозможен риваят (т. е. понимание риваята) не через мнение (т. е. фикх)» (Абу Нуайм, «Аль-Хулья», том 4, с. 225.).

Имам Курбан Джаватханов

Источник:dumsk.com