После смерти джинны вновь будут воскрешены и об этом свидетельствуют аяты Священного Корана.
Всевышний Аллах сказал:
«Мы скажем: «О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники из вашего числа, которые читали вам Мои аяты и предупреждали вас о встрече с этим днем вашим?». Они скажут: «Мы свидетельствуем против самих себя». Мирская жизнь обольстила их, и они принесут свидетельство против самих себя о том, что они были неверующими». (сура Аль-Анам, аят 130).
«Но те, которых помиловал Аллах из-за их благонравия и подготовил для веры, были единого мнения относительно того, что им повелено Аллахом, и они уверовали во всех Его посланников, Писания и в Судный день. Так Аллах по своей мудрости создал мир и создал людей, чтобы они были готовы к награде и к наказанию. Этим исполняется обещание твоего Господа о том, что Он наполнит геенну последователями Иблиса из джиннов и людей вместе». (сура Худ, аят 119).
Эти аяты являются очевидным свидетельством того, что и джинны, так же как и люди, будут воскрешены после своей смерти, и предстанут перед судом за совершенные поступки, дабы потом получить поощрение или понести наказание.
По мнению большинства, джинны и люди в зависимости от своих поступков в этой жизни попадут либо в рай, либо в ад. В аятах Священного Корана, где говорится о райских наградах и наказаниях ада, использовано общее обращение, а не только в адрес людей.
Фахруддин Ар-Разый сказал по этому поводу: «Правильнее считать, что джинны, находясь в одинаковом положении, как и люди, попадут в итоге либо в рай, либо в ад. За покорность будут награждены савабом, за совершение порицаемого — заработают грехи».(Тафсирур-Рази, 28\33)
Алуси считает, что «Как видно из аятов, джинны получат заслуженное в зависимости от степени их покорности». (Тафсируль-Алуси, 26/32)
Ибни Хаджар Аль-Хайтами же придерживался следующего мнения: «Мнение Ибни Аби Лейла, Аль-Авзаи, Малика, Аш-Шафии и Ахмеда более правильное, по которому джинны, как и люди, получат то, что заслуживают» (Ибни Хаджар Аль-Хайтами, Аль-Фатваль хадисийя, стр. 70).
В качестве доказательства правоты данного мнения приводятся нижеследующие аяты:
• «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?» (сура Ар-Рахман, аяты 46-47)
Ибни Касир, поясняя данный аят, сказал следующее: «Этот аят обращение, как джиннам, так и к людям. Он свидетельствует о том, что верующие джинны, ведущие праведный образ жизни попадут в рай.» (Ас-Сабуни, Мухтасару Тафсири Ибни Касир, 3/421-422)
• «Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн». (сура Ар-Рахман, аят 56)
Аш-Шиваки сказал: «Этот аят в суре Ар-Рахман, ровно, как и иные аяты, демонстрирует нам, что джинны, уверовавшие в Единого Аллаха и в Его Посланника (ﷺ), совершающие благие поступки и предохраняясь от порицаемого попадут в рай».
• «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили. Господь твой не находится в неведении относительно того, что они совершают». (сура Аль-Анам, аяты 132)
• «Если бы Мы, пожелали, Мы бы направили каждую душу на прямой путь, но Я прежде сказал, и Моё слово правдиво: » Наполню Я геенну джиннами и людьми», — ибо Мы знаем, что большинство из них выберут заблуждение и отклонятся от прямого пути». (сура Ас-Сажда, аят 13)
• Аллах скажет: «Войдите в Ад вместе с народами из числа людей и джиннов, которые прожили до вас». Каждый раз, когда один народ будет входить туда, он будет проклинать родственный ему народ. Когда же они будут собраны там вместе, то последние из них скажут о первых: «Господь наш! Это они ввели нас в заблуждение. Удвой же их мучения в Огне». Он скажет: «Всем воздастся вдвойне, но вы не знаете этого». (сура Аль-Араф, аят 38).
Подводя итог, можно сказать, что джинны, подобно людям, за совершенные поступки попадут либо в рай, либо в ад.
Камиль хазрат Самигуллин
Источник: islam.ru