Мнения ученных, по поводу ответа на вопрос: является ли Шайтан джинном или ангелом разделяются. Некоторые считают его ангелом, приводя пример аяты, где Шайтан изгоняется из общества ангелов:
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих.» (сура Аль-Бакара, аят 34)
«Все ангелы без исключения пали ниц, кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из неверующих.» (сура Сад, аяты 73-74)
Другие же считают его из числа джиннов, опираясь на следующий аят:
«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» (Сура Кахф, аят 50)
Мы же придерживаемся мнения, что Шайтан был из числа джиннов, а не ангелов по нижеследующим причинам:
· В 50 аяте суры Кахф явно говорится, что «он был одним из джиннов».
Имам Шанкити сказал: «В этом аяте очевиден тот факт, что Шайтан не был из джиннов.
إِلَّا إِبْلِيسَ كَانَ مِنَ الْجِنِّ فَفَسَقَ عَنْ أَمْرِ رَبِّهِ «Кроме Иблиса, он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа» является самым ярким доказательством.» (Аш-Шанкити, Азвадуль-баян, 4\121)
· В аяте, где упоминается об изгнании Шайтана из общества ангелов, исключение его из этого общества, не является явным свидетельством того, что он тоже был ангелом. Был изгнан из круга ангелов, и был ангелом — это абсолютно разные вещи.
И как высказался Ибни Хаджар аль-Хайтами по этому поводу: « Истина, с которой обязан считаться каждый, заключается в том, что كَانَ مِنَ الْجِنِّ «он был одним из джиннов».
· Как в Священном Коране, так и в хадисах Пророка САВ, Шайтан описывается как возгордившийся и ослушавшийся своего Господа. А как нам известно, данное состояние свойственно джиннам, но ни коим образом не присущее ангелам. Ангелы же:
لَّا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ
«Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено.» (сура Ат-Тахрим, аят 6)
Ибни Касир сказал по этому поводу следующее: « Всевышний Аллах обратился к ангелам, чтобы те поклонились Адаму (А.С.), и это обращение касалось так же и Шайтана. И не потому что Шайтан был одним из ангелов, а совершив одинаковый с ангелами поступок, по велению Всевышнего, должен был стать похожим на них. Однако воспротивившись, был низвергнут. (Ас-Сабуни, Мухтасару Тафсири Ибни Касир, 1\53)
Аз-Замахшари же считает: « Шайтану пришло такое же повеление, как и ангелам, потому что он был дружен с ними и выполнял совместное поклонение». (Аз-Замахшари, Тафсируль-Кашшаф. 2\555)
Камиль хазрат Самигуллин
Источник: islam-today.ru