Вопрос:
Мусульмане, не следующие мазхабу, утверждают (в том числе), что имамам мазхабов не стоит следовать, поскольку они не могли знать всех хадисов (которые к тому времени еще не все были собраны). Особенно часто такое говорят про имама Абу Ханифу, рахимахуллах, что в его мазхабе много ошибок, поскольку он не знал хадисов (или знал их очень плохо). Что вы об этом скажете?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Подобные безответственные заявления могут исходить лишь от невежественного человека, лишенного страха перед Аллахом и уважения к праведным предкам (саляфам) и большим ученым прошлого. Тот, кто серьезно изучит жизнь имамов четырех мазхабов и их современников, таких ученых как Суфьян ас-Саури, имам Аузаи, имам Исхак и других, поймет, что эти ученые обладали огромными познаниями в науках Корана, хадисов, арабском языке, сире Пророка (мир ему и благословение), знаниях об отменяющих и отмененных аятах и хадисах и других науках.
Нет необходимости вдаваться в детали, поскольку на эту тему написано множество книг, из которых ясно, что имамы четырех мазхабов обладали такими обширными познаниями, что не только наши современники, но даже большие ученые прошлого не могли достичь такого уровня знаний. Самое главное – что эти ученые жили в благословенные первые три века Ислама, и некоторые из них (в частности, как предполагается, имам Абу Ханифа), общались со сподвижниками Пророка (мир ему и благословение) и их последователями (табиинами). Так что вследствие этого, они могли понимать решения Корана и хадисов в правильном контексте. Это не означает, разумеется, что эти имамы были непогрешимы, поскольку только лишь пророки обладали качеством безгрешности, но если человек хочет следовать Корану и Сунне правильно, для него будет самым безопасным следовать этим имамам в вопросах фикха.
Если же какой-то современник заявит, что он имеет лучший доступ к хадисам, чем эти имамы, то у него в любом случае не будет возможности правильно их понять и истолковать, поскольку он не обладает такими познаниями в арабском языке, не знает обстоятельств, в которых были переданы эти хадисы, не знает отменных и отменяющих хадисов и тому подобного. Этот человек не имел возможности общаться со сподвижниками и их учениками, чтобы понять, как правильно выводить решения из хадисов. Одно дело – иметь доступ к какой-то информации, но иметь возможность правильно понять и истолковать эту информацию – совсем другое дело.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Сказал Имам Ибн Куддама аль-Макдиси аль-Ханбали (541-620 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Аль-Мугъни»:
ص: 225 فصل : وأي قربة فعلها ، وجعل ثوابها للميت المسلم ، نفعه ذلك ، إن شاء الله «.. إلى أن قال: وقال بعضهم : إذا قرئ القرآن عند الميت ، أو أهدي إليه ثوابه ، كان الثواب لقارئه ، ويكون الميت كأنه حاضرها ، فترجى له الرحمة . ولنا ، ما ذكرناه ، وأنه إجماع المسلمين ; فإنهم في كل عصر ومصر يجتمعون ويقرءون القرآن ، ويهدون ثوابه إلى موتاهم من غير نكير .
«Любой акт поклонения, вознаграждение за который было посвящено усопшему мусульманину, принесет тому пользу, по воле Всевышнего.… Некоторые ученые указывают, что если рядом с умершим прочитали Коран и посвятили ему вознаграждение за это, то читавший Коран получает вознаграждение за чтение, а покойный подобен слушающему, и милость Всевышнего нисходит на него. Нашим же доказательством является то, что мы упоминали ранее, а также и то, что это является единогласным мнением всех мусульман, ибо это практикуется повсеместно — везде и всегда мусульмане собираются, читают Коран, и посвящают вознаграждение усопшим, что не вызывает возражений».
[Ибн Куддама, «Аль-Мугни», 2/225]
ма ша Аллахъ