بسم الله الرحمن الرحيم

Сказал имам Фахруддин ибн Асакир (550-620 х/1156-1224 г), да смилуется над ним Аллах:

قالَ الشيخُ فخْرُ الدينِ بنُ عساكرَ رحمه الله:

اعلم أرشدَنا الله وإياكَ أنه يجبُ على كلّ مكلَّف أن يعلمَ أن الله عزَّ وجلَّ واحدٌ في مُلكِه، خلقَ العالمَ بأسرِهِ العلويَّ والسفليَّ والعرشَ والكرسيَّ، والسَّمواتِ والأرضَ وما فيهما وما بينهما. جميعُ الخلائقِ مقهورونَ بقدرَتِهِ، لا تتحركُ ذرةٌ إلا بإذنِهِ، ليسَ معهُ مُدبّرٌ في الخَلقِ ولا شريكٌ في المُلكِ، حيٌّ قيومٌ لا تأخذُهُ سِنةٌ ولا نومٌ، عالمُ الغيب والشهادةِ، لا يَخفى عليهِ شىءٌ في الأرضِ ولا في السماءِ، يعلمُ ما في البرّ، والبحرِ وما تسقطُ من ورقةٍ إلا يعلمُهَا، ولا حبةٍ في ظلماتِ الأرضِ ولا رَطبٍ ولا يابسٍ إلا في كتابٍ مبين.

أحاط بكلّ شىءٍ علمًا وأحصى كلَّ شىءٍ عددًا، فعالٌ لما يريدُ، قادرٌ على ما يشاءُ، له الملكُ وله الغِنَى، وله العزُّ والبقاءُ، ولهُ الحكمُ والقضاءُ، ولهُ الأسماءُ الحسنى، لا دافعَ لما قضى، ولا مانعَ لما أعطى، يفعلُ في مُلكِهِ ما يريدُ، ويحكمُ في خلقِه بما يشاءُ. لا يرجو ثوابًا ولا يخافُ عقابًا، ليس عليه حقٌّ [يلزمُهُ] ولا عليه حكمٌ، وكلُّ نِعمةٍ منهُ فضلٌ وكلُّ نِقمةٍ منه عدلٌ، لا يُسئلُ عما يفعلُ وهم يسألونَ. موجودٌ قبل الخلقِ، ليس له قبلٌ ولا بعدٌ، ولا فوقٌ ولا تحتٌ، ولا يَمينٌ ولا شمالٌ، ولا أمامٌ ولا خلفٌ، ولا كلٌّ، ولا بعضٌ، ولا يُقالُ متى كانَ ولا أينَ كانَ ولا كيفَ، كان ولا مكان، كوَّنَ الأكوانَ ودبَّرَ الزمانَ، لا يتقيَّدُ بالزمانِ ولا يتخصَّصُ بالمكان، ولا يشغلُهُ شأنٌ عن شأن، ولا يلحقُهُ وهمٌ، ولا يكتَنِفُهُ عقلٌ، ولا يتخصَّصُ بالذهنِ، ولا يتمثلُ في النفسِ، ولا يُتصورُ في الوهمِ، ولا يتكيَّفُ في العقلِ، لا تَلحقُهُ الأوهامُ والأفكارُ، (لَيْسَ كَمِثلِهِ شَىءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ). اهـ.

«Знайте, да наставит Аллах (Свят Он и Велик) нас и вас, что каждый человек (мукалляф) должен знать, что Аллах – Единственный Господь в Своём владычестве. Он сотворил весь мир, верхний и нижний, Престол и Трон, небеса и землю, всё, что внутри них и между ними. Всё созданное подчиняется Его Силе. Ни одна песчинка не шелохнётся без Его на то воли. Никто не помогает Ему в творении, и Он не имеет сотоварища в Своём Владычестве.

Он Живой и Сущий. Его никогда не охватывает дремота или сон. Только Он знает непредвиденное и засвидетельствованное Своим созданием. Нет ничего на земле или на небе, что скрыто от Него. Ему Известно, что на земле и в море. Ни один листок не упадёт без Его ведома. Каждоё зёрнышко в темноте земли, влажность и сухость чего-либо – всё записано в ясной Книге. Его знание охватывает всё. Он ведает о каждой вещи. Он творит всё, что пожелает. У Него есть Могущество делать всё, что Он хочет.

У Него всё Владычество, и Он не нуждается ни в чём. Ему принадлежат Слава и Вечность. У Него Господство и Предопределение. Ему принадлежат имена Безупречности (Прекрасные имена). Никто не станет помехой тому, что Он предопределил. Никто не помешает Ему, когда Он дарует. В Его власти делать всё, что Он пожелает. Он управляет тем, что Он создал так, как Ему угодно. Он не ждёт награды и не страшится наказания.

Он не связан никакими правилами, и никто не имеет власти над Ним. Всё, что Он дарует, Он дарует из Своей Щедрости, и каждое Его наказание справедливо. Его не спрашивают о том, что Он делает, но их спрашивают. Он — существующий до творения. Для Него нет ни «до», ни «после». Для Него не существует «над» или «под», «справа» или «слева», «спереди» или «сзади», целого и части.

Нельзя спрашивать: когда Он был? каков Он? Он — существующий без начала и места. Он сотворил существ и пожелал существования времён. Он не ограничен временем и не принадлежит месту. Одно дело не отвлекает Его от другого. К Нему не применимо воображение, и разум не может охватить Его. Он непостижим для умов. Его Сущность невозможно представить, нельзя вообразить. Его не постичь ни воображением, ни мыслью. (Нет ничего подобного Ему, Он Всеслышащий, Всевидящий)».

Эта акыда которую собрал Имам Абу Мансур Абдур-Рахман ибн Мухаммад Фахруддин ибн Асакир для Султана Салахуддина аль-Аюби (589 г.х.). Султан обучал этой акиде своих детей, это приводит Кади ибн Шаддад (ум. 632 г.х.) в своей книге «Сирату Салахуддина». Имам Фахруддин ибн Асакир преподавал акыду «Аль-Муршида» в школе «ас-Соллахийя» в Иерусалиме, недалеко от мечети «аль-Акса».

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х) в «Табакату аш-Шафиияти аль-Кубра», 8/177, описал его следующим образом:

ابن السبكي في الطبقات (ج8 ص177) فوصفه بالإمام الكبير شيخ الشافعية بالشام وآخر من جمع له العلم والعمل، كان إماماً صالحاً قانتاً عابداً ورعاً كثير الذكر اتفق أهل عصره على تعظيمه في العقل والدين، وبه تخرج الشيخ عز الدين بن عبد السلام. اهـ.

«Имам аль-Кабир (большой ученый), шейх шафиитов Шама, последний в ком собрались ильм (знание) и амал (деяния). Был он праведным, набожным, поклоняющимся имамом. Он сохранил много зикра, люди его века согласились в возвеличивании его в знании и в религии. Также это передал Шейх Иззуддин ибн Абдуссалям».

Сама акыда передается в биографии имама Ибн Асакира в «Табакату аш-Шафиияти аль-Кубра», имама ас-Субки.

Подробнее о биографии Фахруддина ибн Асакира смотрите в следующих книгах:

«Табакату аш-Шафииййати аль-Кубра», 8/177, имама Тажуддина ас-Субки; «Табакату шафиият», 1/386, Ибн Кади аш-Шухбата; «Табакату шафиият», 2/97, Аснавия; «Сияр а’лям ан-нубаля», 22/187, имама аз-Захаби; «Шазарату захби», 5/93, Ибн Имада аль-Ханбали; «аль-Бидая ва ан-Нихая», 13/109, Хафиза ибн Касира.

Свидетельства ученых Ахлю-с-Сунна валь-Джама`а об истинности «Акыды аль-Муршида»

Известно, что шейх Абу Мансур Абдур-Рахман ибн Мухаммад Фахруддин ибн Асакир (ум. в 620 г.х.) преподавал «Акыду аль-Муршида» в школе ас-Соллахийя в Иерусалиме, недалеко от мечети аль-Акса.

Сказал исламский историк Такиюддин аль-Макризи (ум. в 845 г.х.), в книге «Аль-Маваиз ва аль-итибар би зикриль-хутатыль ва аль-асар»: «Когда было передано исламское правление в руки султана Салахуддина Юсуфа ибн Айюба, был отдан приказ муаззинам с наступлением времени тасбиха (незадолго до времени фаджра) читать с минаретов акыду, известную как «Аль-Муршида». И муаззины постоянно исполняли это повеление во всех мечетях Египта, вплоть до нашего времени».

Сказал Хафиз Джалалуддин ас-Суюти (ум. в 911 г.х.) в книге «Аль-Васаиль иля марифа аль-аваиль»: «Когда было передано исламское правление в руки султана Салахуддина Юсуфа ибн Айюба, повелел он муаззинам, чтобы читали они с наступлением времени тасбих ашаритскую акыду. И были они постоянны в этом вплоть до нашего времени».

Сказал шейх Мухаммад ибн Аллян ас-Сыддык аш-Шафии, (ум. в 1057 г.х.) в книге «Аль-Футухату Раббанийя аляль-Азкар ан-Нававийя»: «Когда было передано исламское правление в руки султана Салахуддина Юсуфа ибн Айюба и призвал он людей исповедовать ашаритскую акыду, был отдан приказ муаззинам, чтобы они с наступлением времени тасбих читали акыду, известную как «Аль-Муршида». И были они постоянны в ее чтении каждую ночь».

Сказал хафиз Салахуддин аль-Аляи (ум. в 761 г.х.), как передает от него имам ас-Субки в «Табакат аш-Шафи’ийя»: «Автор «Акыды аль-Муршида» следует истинному манхаджу и прямому вероубеждению и достиг истины в том, что касается утверждения абсолютного неподобия Всевышнего Аллаха».

Сказал имам Таджуддин ас-Субки (ум. в 771 г.х.) в книге «Муиду-н-ниам ва муиду-н-никам»: «Положения вероучения имама аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) истинно выражают «Акыда» имама Абу Джафара ат-Тахави (да будет доволен им Аллах), «Акыда» имама Абуль-Касима аль-Кушейри (да будет доволен им Аллах) и «Акыда», известная как «Аль-Муршида» – вместе они отображают основы суннитского вероубеждения».