Вопрос: Как правильно отвечать на вопрос, где Аллах? Одни люди говорят, что Он везде, другие — что на небесах (над небом, на Своем Троне).
Ответ:
Самый простой ответ на ваш вопрос заключается в том, что Всевышний Аллах существует вне времени, пространства, места и физического направления, Он таков, каков Он был всегда (до сотворения пространства и времени).
Перед подробным рассмотрением деталей важно понимать, что этот вопрос никогда не обсуждали сподвижники или ранние мусульмане (саляфы). В трудах классических богословов также редко можно встретить выяснение и обсуждение подобного вопроса.
Единственно, существует хадис Сахих Муслим, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спрашивает рабыню (джарийа) «где Аллах?», но это единственный текст, в котором поднимается данный вопрос. Что касается хадиса о рабыне, он имеет собственный конкретный контекст, который мы рассмотрим позже иншаАллах.
Причина этого проста: на нас не возложена обязанность определять точное физическое местоположение Аллаха; наша обязанность заключается в том, чтобы признать существование Аллаха (ма’рифа), построить прочные отношения с Ним, подтверждать Его неподобие существующему миру (танзих), подтверждать Его Единственность (таухид), узнавать о его атрибутах (сыфат), поклоняться Ему, повиноваться Его заповедям и воздерживаться от Его запретов. Кроме того, нужно понимать, что для наших скудных умов созданных существ невозможно в полной мере осознать реальность и величие нашего Творца. Мы даже не полностью можем осознать сложность устройства наших душ, органов, солнца, луны, звезд, гор, неба, и так далее; как мы можем понять сущность Всемогущего Аллаха.
К сожалению, мы живем в такое время, когда некоторые мусульмане постоянно обсуждают этот вопрос и ведут себя так, как будто это является фундаментальной частью веры. Они тратят свое и чужое драгоценное время, обсуждая в течение длительного времени эту проблему, о которой их не спросят в Судный День. В результате гораздо более важные аспекты религии находятся в пренебрежении. Исламские форумы и места дискуссий заполнены аргументами, контраргументами, опровержениями, нападками, и дебатам по этой теме нет конца. Многие из них оставляют несведущих людей в замешательстве и недоумении, и некоторые из них даже оставляют религию в целом из-за своей неспособности в полной мере понять эту проблему.
Продолжая ответ, нужно сказать: центральный момент исламской веры (акыды) в отношении Всевышнего Аллаха — наряду утверждением Его Единства (таухид) — это Его трансцендентность (абсолютное неподобие — танзих), которое имеет четкую основу в Коране и единогласно утверждено исламскими учеными. Учение танзиха абсолютным и решительным образом утверждает:
*Что нет никакого подобия между Аллахом и Его творениями. Аллах не подобен Своим творениям никоим образом, и нет созданий, каким-то образом похожих на Него. Никакое воображение не может представить себе Его, и никакое понимание не может постичь Его, поскольку Он отличается от всех сотворенных Им существ.*
Всевышний Аллах говорит о Себе: «Нет никого подобного Ему» (42:11).
Также в суре аль-Ихляс сказано: «И не равен Ему ни один» (112:4).
Этот центральный момент исламской веры утверждается во всех классических текстах по вероубеждению:
• Имам Насафи (рахимахуллах) говорит:
«Он (Аллах) не является органом (джисм), атомом (джаухар), при этом, Он не образуется из чего-то (мусаввар), ничем не ограничен (махдуд), не исчисляем (ма’дуд), ни делится на части (мутараккаб) и при этом Он не имеет конца. Он не описывается качеством или количеством, не занимается места в пространстве, не подвержен времени.
Ничто не подобно Ему”. (Саад ад-дин аль-Тафтазани и Наджмуддин ан-Насафи, Шарх аль-Акаид ан-Насафийя, с. 92-97)
Вера в то, что Всевышний Аллах подобен каким-то образом Своим творениям или имеет человеческие атрибуты и свойства – это антропоморфизм (ташбих) и большое заблуждение.
• Имам ат-Тахави (рахимахуллах) пишет в своей знаменитой работе «Акыда ат-Тахави»:
«Тот, кто описывает Аллаха смыслами из смыслов творений, становится неверующим».
• Имам Абу Хамид аль-Газали (рахимахуллах) пишет:
«Кто будет считать, что Аллах имеет тело, состоящее из органов, является идолопоклонником…Тот, кто поклоняется телу, считается неверующим по мнению всех ученых – как саляфов, так и более поздних» (Ильджам аль-Анам аль-ильмуль-калям», с. 6-8).
• Мулла Али аль-Кари говорит в своем комментарии на Аль-Фикх аль-Акбар Абу Ханифы:
«Мы не в состоянии понять Всевышнего Аллаха. Что бы мы не вообразили в своем уме, Аллах отличен от этого, поскольку сказано «Но они не могут охватить Его своим знанием»»(Мина ар-Рауд аль-Азхар фи шарх аль-Фикх аль-Акбар», с. 117).
Таким образом, единственное, что требуется от верующего – это вера в абсолютное неподобие Аллаха, и этой веры достаточно для нашего спасения. После этого нет никакой необходимости для простого верующего вникать в какие-то подробности атрибутов Аллаха.
*Аллах существует вне времени и пространства*
Часть этого убеждения (танзиха) заключается в том, что Аллах не ограничивается временем (заман) и пространством (макан), поскольку Он Создатель их обоих, и поэтому Он абсолютно свободен от какой-то нужды в Своих созданиях.«Воистину, Аллах не зависим от всех миров» (29:6). Его нельзя описывать как имеющего форму, образ, тело, границы и направления. Ограничение Аллаха во времени и пространстве предполагает Его подобие созданиям, поскольку тот, кто существует в физическом мире и имеет физические атрибуты, является телом.
• Сподвижник имам Али (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Аллах существовал, когда не было места, и сейчас Он существует так же, как и был всегда (то есть, без места)» (Аль-Фарк байналь-Фирак, с. 333).
• Имам ат-Тахави говорит: «Он (Аллах) не описывается границами и не имеет части или конечности. Не присущи Ему шесть направлений, присущие Его созданиям» (Аль-Акыда ат-Тахавийя, пункт 38).
Об этом же говорится в Фикх аль-Акбар, приписываемом имаму Абу Ханифе: «Аллах не подобен ничему из творений… Смысл этого состоит в том, что Он не является телом (джисм), веществом (джаухар), или акциденцией (арад). Он не имеет границ и пределов…» (Мина ар-Рауд аль-Азхар фи шарх аль-Фикх аль-Акбар, с. 117-120).
• Имам Абу Ханифа также пишет в своей книге «Аль-Фикх аль-Абсат»: «Если спросят «Где Аллах?», нужно ответить, что Всевышний Аллах существовал, когда не было никакого места, до создания всех творений. Аллах существовал, когда не было «где», не было ничего, поскольку Он есть Творец всего» (Аль-Фикх аль-Абсат, с. 21).
• Мулла Али аль-Кари говорит в своих комментариях к Аль-Фикх аль-Акбар: «Аллах не находится в каком-то месте и не подвержен времени, потому что место и время сотворены, а Аллах существовал вечно, когда не было ничего из созданного» (Мина ар-Рауд аль-Азхар фи шарх аль-Фикх аль-Акбар, с. 117).
• Кади Абу Я’ла аль-Ханбали говорит: «Воистину, Аллах Всевышний не должен быть описан как занимающий место» (Даф шубах ат-Ташбих, с. 43).
Исходя из этого, будет заблуждением считать, что Аллах буквально находится на небе или над небесами, на Троне. Также нельзя сказать, что Он буквально «везде» или «во всем». Причина уже названа выше: все эти вещи созданы и ограничены. Пространство ограничено шестью сторонами, а Аллах не имеет ограничений, Он Создатель времени и пространства, и превыше всего сущего. Кроме того, такие понятия как восхождение или нисхождение – это свойства созданных тел, а Аллах чист от любых признаков созданных существ. Он не нуждается в месте для Своего существования.
• Подводя итог этого, имам ат-Тахави говорит: «Аллах не нуждается в Троне и том, что под ним» (Акыда ат-Тахави, пункт 50).
Муфтий Мухаммад ибн Адам
Источник
الحديث الذي رواهُ الترمذيُّ وهو «الرَّاحمُونَ يَرحمُهُم الرّحمنُ ارْحَموا مَنْ في الأرض يرحمْكُم من في السَّماءِ» , وفي روايةٍ أخرى «يرحمْكُم أهلُ السّماءِ».ا
والمقصود بأهل السَّماءِ: أي الملائكة، كما قال ذلك الحافظ العراقي في أماليه عَقِيبَ هذا الحديث. ومعلوم عند من له أدنى مسكة من العقل أن الله لا يسمى أهل السماء،ا
الملائكة يرحمون من في الارض: اي ان الله يأمرهم بأن يستغفروا للمؤمنين (وهذه رحمة)، وينزلون لهم المطر وينفحونهم بنفحات خير ويمدونهم بمدد خير وبركة، ويحفظونهم على حَسَبِ ما يأمرهم الله تعالى.ا
قال الحافظ النووي (676) [قال القاضي عياض المالكي (544): لا خِلافَ بين المسلمين قاطبةً فقيههم ومحدثهم ومتكلمهم ونظارهم ومقلدهم أنّ الظواهر الواردة بذكر الله تعالى في السماء كقوله تعالى {أأمنتم من في السماء} ونحوه ليست على ظاهرها بل متأولة عند جميعهم]. ذكره في صحيح مسلم بشرح النووي الجزء الخامس في الصحيفة 22.ا
قال الامام القرطبي(671) في تفسيره في قول الله تعالى {أأمنتم من في السماء} [قيل هو إشارة إلى الملائكة، وقيل الى جبريل الموكل بالعذاب. قلت: ويحتمل أن يكون المعنى: خالق من في السماء ان يخسف بكم الارض كما خسفها بقارون]. كتاب تفسير القرطبي المجلد 9 الجزء 18 صحيفة 141.ا
قال الامام الرَّازيُّ (604) [واعلم أنّ المشبهة احتجوا على اثبات المكان لله تعالى بقوله {أأمنتم من في السماء}. والجواب عنه أنّ هذه الاية لا يمكن إجراؤها على ظاهرها باتفاق المسلمين لان كونه في السماء يقتضي كونَ السماء محيطاً به من جميع الجوانب فيكون أصغر من السماء والسماء أصغر من العرش بكثير، فيلزم أن يكون الله شيئاً حقيرا بالنسبة للعرش وذلك باتفاق علماءالاسلام محال، لانه تعالى قال {قل لمن ما في السماوات والارض قل لله}. فلو كان اللهُ في السماء لوجب ان يكون مالكاً لنفسه وهذا محال، فعلمنا أنّ هذه الاية يجب صرفها عن ظاهرها الى التأويل]. كتاب التفسير الكبير (ج15 جزء30 ص 61).ا
اذا كنا نريد ان نستدل بظاهر الأية أأمنتم…على ان الله في السماء بذاته علينا ان نثبت ظواهر كل النصوص الاخرى او نؤولها جميعا.
2- قول الله تبارك وتعالى: (وَنَادَيْنَاهُ مِن جَانِبِ الطُّورِ الْأَيْمَنِ وَقَرَّبْنَاهُ نَجِيًّا)هل نقول ان الله بذاته موجود جانب جبل الطور؟! اكيد لا
3- وقوله تعالى : (فَلَمَّا أَتَاهَا نُودِي مِن شَاطِئِ الْوَادِي الْأَيْمَنِ فِي الْبُقْعَةِ الْمُبَارَكَةِ مِنَ الشَّجَرَةِ أَن يَا مُوسَى إِنِّي أَنَا اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ) هل نقول ان الله بذاته موجود عند الشجرة وعند الشاطئ؟!!اكيد لا
4- وقوله تعالى : (وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ وَنَعْلَمُ مَا تُوَسْوِسُ بِهِ نَفْسُهُ وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ). هل نقول ان الله بذاته موجود قرب احدنا؟!! اكيد لا
5- قوله تعالى (وَلَهُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَنْ عِندَهُ لَا يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَلَا يَسْتَحْسِرُونَ) هل نقول ان عند الله بذاته ملائكة اعتمادا على ظاهر النص ؟!!!اكيد لا
6- و قوله صلى الله عليه وسلم : ( إذا كان أحدكم يصلي فلا يبصق قبل وجهه فإن الله قبل وجهه إذا صلى) هل نقول ان الله بذاته موجود امام المصلي ؟! اكيد لا
7- وما روي ان صلى الله عليه وسلم قال قال:(كنت في البطحاء في عصابة وفيهم رسول الله فمرت سحابة فنظر إليها وقال ما تسمون هذه قالوا السحاب قال والمزن، قالوا والمزن، قال والعنان قالوا والعنان، قال هل تدرون ما بُعدُ ما بين السماء والأرض؟ قالوا لا ندري. قال إن بُعد ما بينهما إما واحدة أو اثنتان أو ثلاث وسبعون سنة ثم السماء فوقها كذلك حتى عد سبع سموات ثم فوق السماء السابعة بحرٌ بين أعلاه وأسفله مثل ما بين سماء إلى سماء ثم فوق ذلك ثمانية أوعال بين أظلافهم وركبهم مثل ما بين سماء إلى سماء وفوق ظهورهم العرش أسفله وأعلاه مثل ما بين سماء إلى سماء ثم الله عز وجل فوق ذلك) هل نقول ان الاوعال تحمل العرش وان الله بذاته فوق العرش تحمله الاوعال الثمانية ؟!!!!!عجيب من يعتقد هذا والحديث ضعيف وعليه يبنون عقيدتهم
8- وما روي انه صلى الله عليه وسلم قال : ثم تبعث الصيحة فلَعَمْر إلهك ما تدعُ على ظهرها من شيء إلا مات والملائكة الذين مع ربك عز وجل فأصبح ربك يطوف في الأرض وخلت عليه البلاد فأرسل ربك عز وجل السماء.. قلت يا رسول الله فما يعمل بنا ربنا جل وعز إذا لقيناه ؟ قال تعرضون عليه بادية له صفحاتكم لا تخفى عليه منكم خافية فيأخذ ربك عز وجل بيده غرفة من الماء فينضح قِبَلكم بها فلعمر إلهك ما يخطئ وجه أحدكم منها قطرة..) !!!!! هل نقول ان الله بذاته يطوف في الارض ويأخذ كفا من الماء فينضح وجوه الناس ؟!!!! اعجب من العجيب من يعتقد ان الله بذاته يطوف في الارض هذا وان لم يكونوا هؤلاء مجسمة فمن المجسمة اذا !!!
9- هل الله بذاته موجود في كل هذه الاماكن التي وردت في النصوص ؟!!هل هو اجزاء ام الهة متعددة تعالى الله عما يقولون !!! اما الجهمية ففهمت من النصوص ان الله بكل مكان واما المجسمة فاختارت فقط من النصوص ما يدل على ان الله في السماء كحديث الجارية والآيات أأمنتم من في السماء
واما اهل السنة والجماعة والسلف الصالح من الاشاعرة والماتريدية فقالوا ان هذه النصوص مؤولة وليست على ظاهرها وانما لها معاني غير ظاهرها وهي مفهومة للعرب وشرحوا المراد لكل حديث من خلال السياق وما ورد فيه
10- ما يعده المجسمة( فوق )يعتبر( تحت )لسكان الارض في الجهات الاخرى من العالم فهل من عاقل يقبل ان يكون الله والعياذ بالله تحت مخلوقاته !!!! انظر المصور وتفكر
انظر مجسم الكرة الارضية .
11- يعتقد المجسمة ان الله على العرش بذاته وانه ينزل بذاته الى السماء الدنيا في الثلث الاخير من كل ليلة ! ترى هل قام بتصغير ذاته (المجسمة تعتقد ان الله كبير اكبر من العرش والعرش اكبر من السماوات فالقياس بالحجم تعالى الله عما يصفون )ليحل في السماء الدنيا ؟!! واذا كان نزل الى السماء بذاته فمن على العرش بذاته اذا كان الليل دائما موجود في السماء الدنيا ؟!!! قال احدهم بل نقول انه موجود على العرش بذاته ونزل بذاته ولا يزال على العرش بذاته !!!!هل هو اجزاء ام مطاط !!!! واستغفر الله من كلامهم , اللهم اهدنا واهد بنا ولا تضلنا بعد الهدى
قال تعالى يوم نطوي السماء كطي السجل للكتب
فكيف يكون في السماء وهو خلقها ثم يطويها
ترى هل خرج منها عندئذ تعالى الله عما يزعمون علوا كبيرا
لو أن الله في السماء بذاته لاختلط فيما خلق
ولجاز للنصارى ان يقولوا ان عيسى جزء من الله طالما الخالق و المخلوق مختلطان
أخيرا قال سيدنا محمد صلى الله عليه وسلم فيما رواه البخاري كان الله و لم يكن شيء غيره
ل «في السماء » معنيان
1. المعني الحقيقي -الله حال في السماء المخلوقة لله
لان «في » في اللغة للظرف
والسماء مخلوق بقول الله تعالي «والسماء وما بناها
2. المعني المجازي — الله في العلو وعلوه مطلق اي علو مكانة و درجة و قهر
لان السماء من السمو ومعناه علو الدرجة لان النحويين سمي الاسم مقابل الفعل و الحرف بالاسم لعلوه مكانة علي الفعل والحرف و كما يقول العرب «صاحب السمو الملكي»
وهذا يوافق قول الله تعالي «رفيع الدرجات ذو العرش »
والمعني الاول مستحيل لان به يلزم حلول الله في المخلوق فثبت المعني الثاني وهو ان الله في العلو
Имам Әбдур Рәззәқ әс — Сәнғәни рахматуллаһ (126-211һ) өз тәфсирінде: «Джәъфәр ибн Сулейман әл Дәбәъи — Ъәуф ибн Әбу Джәмилә әл Әърәбидан ол Хәсән әл — Бәсридан риуаят еткен хадисте: Сахабалар Аллаһ елшісі саляллаһу алейхи уәссалямнан: أَيْنَ رَبُّنَا؟ —
Әйнә Роббунә — «Раббымыз қайда?» — деп сұраған екен. Сонда құранның мына аяттары түсіріліпті: «(Мұхаммед Ғ.С.) егер құлдарым, Мен туралы сенен сұраса: فَإِنِّي قَرِيبٌ — «ФӘ ИННИИ ҚОРИИБ» — «ӨТЕ ЖАҚЫНМЫН», қашан Менен тілесе, тілеушінің тілегін қабыл етемін». (Тәфсир әт — Тәбәри, Тәфсир — Ъәбду Рәззәқ, Тәфсир — Ибн Кәсир. Иснады хасан сахих).
قال عبد الرزاق في تفسيره 196 — نا جَعْفَرُ بْنُ سُلَيْمَانَ , عَنْ عَوْفٍ , عَنِ الْحَسَنِ , قَالَ: سَأَلَ أَصْحَابُ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ النَّبِيَّ , فَقَالُوا: أَيْنَ رَبُّنَا؟ فَأَنْزَلَ اللَّهُ: {وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِي إِذَا دَعَانِ} الْآيَةَ