Основателем мазхаба является Имам Матуриди (333/944), полное имя которого Мухаммад бин Мухаммад бин Махмуд Абу Мансур аль-Матуриди.

Наиболее известные труды: тафсир Досточтимого Куръана «Таъвилятуль-Куръан» (также известен под названием «Таъвиляту ахлис-сунна») и «Китабут-таухид» по каляму.

Данный мазхаб наиболее распространен среди тюрков, однако представители также встречаются и среди других народов.

Матуридиты в вопросах фикха – права являются ханафитами и по этой причине иногда матуридитов называют ханафитами, несмотря на то, что ханафизм, это школа в фикхе, а не в акыде. Матуридитский мазхаб в акыде можно рассматривать как дальнейшее развитие ханафитской мысли в рамках убеждений ученых основателей мазхаба.

Матуридитские ученые, как например Абуль-Му’ин ан-Насафи (508/1114) рассматривал Абу Ханифу (80/699) как лидера своего мазхаба (в фикхе и иътикоде), а Имама Матуриди, как человека, который лучше других понимал и знал убеждения имама Абу Ханифы. Таким образом, матуридисткая школа развивалась на основе методологии ханафитского мазхаба.

Краткий список наиболее известных ученых матуридитского мазхаба и их работ:

Хаким ас-Самарканди (342/953). Сыграл большую роль в распространении и развитии матуридитского мазхаба. Современник Имама Матуриди. Наиболее известным его трудом является книга «ас-Савадуль-а’зам» по вероубеждению.

Абуль-Юср аль-Баздави (493/1100). Был одним из последних ученых, кто сыграл важную роль в систематизации матуридитского мазхаба. Наиболее известным трудом является книга «Усулюд-дин» по акыде. Во введении к данной книге он перечисляет некоторые книги по каляму, написанные до него и критикует некоторые положения из них. Также он упоминает о том, что книга «Китабут-таухид» Имама Матуриди сложна для понимания и по этой причине он пишет свою книгу. Отличительной чертой данной книги является то, что в ней особо много места уделено разделу «Имамат» о правлении.

Абуль-Му’ин ан-Насафи (508/1114). По мнению многих исследователей является вторым по значению ученым в матуридитском мазхабе. Здесь он сыграл роль, подобную роли Имама Газали (505/1111) в ашаритском. Наиболее известными его трудами являются книги «Табсыратуль-адилля фи усулид-дин» и «ат-Тамхид фи каваидит-таухид», где он описывает убеждения ученых матуридитов и кратко дает информацию о самих ученых.

‘Умар ан-Насафи (537/1142). Автор известнейшей книги «Акаидун-Насафи», которая является базовой для практически всех матуридитов. На данную книгу было написано множество комментариев, наиболее известным из которых являются комментарии Са’дуддина ат-Тафтазани (793/1390) «Шархуль-акаид». Известен так же шарх Шихабуддина аль-Марджани «Хикматуль балига».

Нуруддин ас-Сабуни (580/1184). Жил и проповедовал в Бухаре. Является ревностным последователем Имама Матуриди. Наиболее известным трудом является книга «аль-Бидая фи усулид-дин», которая является сокращенным вариантов его же книги «аль-Кифая филь-хидая».

Абуль-Баракат ан-Насафи (710/1310). Сыграл большую роль в развитии матуридитского мазхаба. Являлся специалистом в каляме, фикхе и тафсире. Написал толкование Досточтимого Куръана, которое известно под названием «Тафсир Насафи». Наиболее известными книгами по каляму является «аль-‘Умда», которая по своей сути есть краткое изложение основных убеждений матуридитов и его же комментарии к данной книге «аль-И’тимад».

На протяжении более тысячи лет ашаритский и матуридитский мазхабы были защитниками исламской веры.

Источник