Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Уважаемые!
Правда ли, что в конце Корана написано, что Аллах у каждого в сердцах, и Коран каждый понимает по-своему, но спорить и толковать свое запрещается. Это нам говорила наша учительница в школе, уча нас. Заранее большое спасибо за ответ. Аллах ниятларингизни кабул килсин! (пусть примет ваши молитвы!) (Казахстан)

Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1. В 16-м аяте суры «Каф» (ближе к концу Корана) Аллах говорит:

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ وَنَعْلَمُ مَا تُوَسْوِسُ بِهِ نَفْسُهُ وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ

Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем его яремная вена.

Корановеды говорили, что слова «Мы ближе к нему, чем его яремная вена» указывают на всеобъемлющее знание Аллаха. Здесь не подразумевается, что Аллах физически ближе к человеку, чем его яремная вена. (Рух-уль-магани; Магариф-уль-Коран)

وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الوريد — أي نعلم به وبأحواله لا يخفى علينا شيء من خفياته على أنه أطلق السبب وأريد المسبب لأن القرب من الشيء في العادة سبب العلم به وبأحواله أو الكلام من باب التمثيل؛ ولا مجال لحمله على القرب المكاني لتنزهه سبحانه عن ذلك

2. Несомненно, запрещено трактовать Коран, основываясь на своем собственном понимании. Чтобы интерпретировать значение аятов Корана, требуются хорошие знания по целому ряду предметов:

а) илм-уль-акаид – твердые познания в области акыды;

б) илм-уль-фикх – твердые познания в области исламского права;

в) илм-уль-хадис – твердые познания в области хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха);

г) усуль-уль-фикх – глубокие знания принципов исламского права;

д) илм-ус-сарф – знание морфологии;

е) илм-уль-лугат – знание филологии языка;

ж) илм-ун-нахв – знание арабской грамматики;

з) илм-уль-магани – знание семантики;

и) иштикак-уль-альфаз – знание производных слов (первоисточника и корней слов);

к) илм-уль-байан – знание фигур речи;

л) илм-уль-бади – знание риторики;

м) ан-насих-валь-мансух – знание аятов и положений, отмененных и замененных другими аятами;

н) илм-уль-кираат – знание кираата;

о) асбаб-ун-нузуль – знание причин и событий, по которым ниспосылались аяты и суры;

п) аль-илм-уль-маухуб – знание и понимание, дарованное человеку напрямую от Аллаха, вследствие набожности человека и строгой приверженности учениям ислама.

Человеку, не являющемуся специалистом в указанных областях знаний, не разрешается интерпретировать Коран, основываясь на своем собственном понимании. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал суровое предупреждение для тех, кто трактует Коран, основываясь на собственном понимании, не располагая при этом необходимыми знаниями:

من قال في القرآن بغير علم فليتبوأ مقعده من النار

Кто трактует Коран, не обладая большим количеством знаний, пусть готовит свое пристанище в аду. (Тирмизи. Сунан. – № 2950, передал Ибн Аббас)

В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что человек совершит грех, если будет трактовать Коран без соответствующих знаний, и, даже если окажется, что его интерпретация была верна, он все равно совершит грех из-за попытки трактовать Коран без необходимого уровня знаний:

من قال في القرآن برأيه فأصاب فقد أخطأ

Кто трактует Коран, основываясь на собственном понимании, и его интерпретация оказывается верной, тот все равно не прав. (Тирмизи. Сунан. – № 2952, передал Абдулла ибн Аббас)

Поэтому человеку ни в коем случае не надо пытаться трактовать Коран, основываясь на своем собственном мнении. Нужно быть чрезвычайно аккуратным в этом отношении и всегда обращаться к алимам, если требуется понимание значения того или иного аята Корана, или же обращаться к достоверному, заслуживающему доверия тафсиру.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

 

Источник