Через ниспосланные Священные Книги и посредством Своих пророков, Всевышний Аллах указал и запретил людям все, что могло бы повредить здоровью, нанести ущерб взаимоотношениям между собой и окружающим миром, поколебать веру. Преступая черту, четко обозначенную в Священном Коране и Сунне, мусульманин совершает грех, чем не только наносит вред своей жизни в этом мире, но, в зависимости от количества и степени их тяжести, может быть наказан огнем Ада.
Грехи в Исламе подразделяются на большие и малые. В Благородном Коране сказано: «Если вы будете отклоняться от великих грехов, что запрещаются вам, Мы избавим вас от ваших злых деяний и введем вас благородным входом. (4: 31).
Сказано было Посланником Аллаха (мир ему и благословение), в переводе смысла:
«Большой грех после покаяния (Тауба) уменьшается и стирается, а продолжительно совершаемый малый грех, становится большим». [И. Асакир].
«Пусть все боятся быть наказаннымы даже и самый малый грех» [Абу Нуайм].
«Опасайтесь совершения малых грехов! Это походит вот на что: Путники, выбрав подоходящее место, останавливаются на ночлег. Для приготовления пищи, все разбредаются по местности и приносят достаточное количество хвороста. Вот подобно этому и накопленные грехи, кажущиеся грешнику малыми, ведут его к гибели (к огню ада)». [Бухари]. «Кажущиеся малыми, грехи, собранные вместе, погубят грешника». [Табарани].
«Тому, кто совершал пятикратную молитву, постился в месяц Рамадан, выплачивал обязательную милостыню (закят) и избегал совершения семи больших грехов, откроются все входы в Рай, и будет сказано: «С благополучным прибытием! Добро пожаловать!» [Насаи].
Краткий перечень больших грехов:
В хадисе от Бухари и Муслима (да будет милостив к ним Аллах), дается следующий перечень семи больших грехов:
1. Многобожие, идолопоклонство(Ширк). [1]
2. Колдовство (волшебство, магия).
3. Убийство верующего человека.
4. Бегство с поля боя.
5. Посягать на имущество сироты.
6. Брать и давать под проценты.
7. Клеветать на порядочную женщину. Обвинять ее в прелюбодеянии.
В другом хадисе среди перечня больших грехов приводится непокорность родителям, являюшихся мусульманами. Есть хадисы, в которых кроме семи указанных больших грехов, говорится, что прелюбодеяние и употребление алкогольных напитков – самые большие грехи. Ученые объясняют это тем, что все зависит от довольства или недовольства Аллаха действиями Своего раба. Если раб Аллаха заслужит довольство Аллаха каким-либо поклонением, — значит, это поклонение для него явится самым наилучшим поклонением. Так же и грех. Если же совершением какого-либо греха раб Аллаха вызовет Его недовольство, то именно этот грех для него и явится самым великим.
Ширк, Куфр, Грех, — в чем различие?
Все три понятия означают Грех, но относятся к разным видам. Сказано было в хадисе:
«К великим грехам относятся: придавать Аллаху сотоварища (ширк), выступать против родителей, убивать человека и давать клятву в ложном деле». [Бухари].
В другом хадисе говорится: «Грехов три вида: грехи, которые не будут прощены в судный день; грехи не отвергаемые, и грехи, которые Аллах может простить, если пожелает».
Грехи, которые не будут прощены в судный день, — это Ширк, так как сказано в Коране: «Пoиcтинe, Aллax нe пpoщaeт, чтoбы Eмy пpидaвaли coтoвapищeй, нo пpoщaeт тo, чтo мeньшe этoгo, кoмy пoжeлaeт. A ктo пpидaeт Aллaxy coтoвapищeй, тoт измыcлил вeликий гpex». (4: 48). Не отвергаемые грехи, — это нарушение права раба Аллаха.[2] Грехи, которые Аллах может простить, если пожелает, — это остальные грехи, не включающие в себя грех за нарушение прав раба Аллаха. [«Барика…»].[i]
Отсюда становится понятным, что когда ученые пишут в книгах: — «Совершение греха не выводит человека из веры», или — «Совершивший грех, не становится кяфиром» — слово «Грех» в этих фетвах не относится ни к Ширку, ни к Куфру.
Любой неверующий (кяфир) может стать верующим (мумином), произнеся свидетельство (калима-и таухид), так же, как и любой мусульманин может стать неверующим, произнеся лишь одно слово неверия (куфра). Тот, кто использует слова, ведущие к куфру, может лишиться веры, и не будет знать об этом. Сказано об этом в хадисе в переводе смысла:
«Наступит такое время, когда человек потеряв веру, даже знать об этом не будет. А ведь на самом деле, вера оставит его так же (легко), как снятая рубаха». [Дэйлеми].
В книгах имамов аль-Хадими, Абдулгани ан-Наблуси и других, говорится, что если мусульманин, будь то мужчина или женщина, сделает какое-либо дело или произнесет слово без принуждения, или с целью рассмешить других, зная о том, что по единодушному мнению (иджма) ученых это ведет к Куфру, то он лишится веры, даже если он не задумывался о смысле сказанного. Он станет Отступником (Муртад). Такое неверие называется термином «Куфр-и инади». Если же он скажет такое без принуждения, не зная о том, что это ведет к Куфру, то все равно станет Отступником, и такое неверие называют «Куфр-и джахли», так как всем мусульманам предписано в обязательном порядке (фард) получать необходимые знания. Незнание каких-либо обязательных положений Ислама не являются уважительной причиной! У мусульманина, ставшего отступником из-за куфр-и инади или куфр-и джахли, — аннулируется никях, и ему после восстановления веры (Тадждид-и Иман) необходимо, заручившись согласием жены, восстановить никях (Тадждид-и Никях) при двух свидетелях.
Наличие у мусульманина более двух тадждидов никяха, не влечет за собой процедуру «Хулле».[3]
Если мусульманин произнесет слово, ведущее к куфру, по ошибке, или в результате неверного толкования, или по принуждению, то отступничества не будет и никях нарушен не будет. Если же мусульманин произнесет слово, и среди ученых есть разногласия в том, что оно ведет к куфру, то он не станет отступником, но ему весьма рекомендуется из предосторожности совершить покаяние и обновить свой никях.
Некоторые слова и действия, ведущие к потере Веры (к Куфру)
1. Говорить вещи не достойные Аллаха. Например, когда кто-либо что-то сделал, но говорит без всякого принуждения: «Аллах знает, что я этого не делал». Или же, наоборот, о том, чего не делал, говорит: «Аллах знает, что я это делал». Говорить такое, подобно обвинению Всевышнего Аллаха в невежестве.
2. Говорить, что иудеи и христиане, верующие в Аллаха, попадут в Рай.
3. Говорить об известной всем недозволенной вещи, что это – дозволено (халяль), или об известной всем дозволенной вещи говорить, что это – недозволено (харам). Например: говорить, что свиной жир халяль, а уксус харам – Куфр.
4. Говорить кому-либо из любимых людей: «Я тебя люблю больше чем Аллаха и Пророка».
5. Согласие неверию – есть неверие. Не огорчаться тому, что твой ребенок выходит из веры. Например, соглашаться с тем, что дочь выходит замуж за немусульманина –Куфр.
6. Говорить: «Я не делаю намаз, но ты смотри на мою душу, ведь душа моя чиста» — Куфр. Здесь куфром является то, что не придается значения молитве. Человек, не исполняющий молитву, постоянно совершает грех. А душа того, кто постоянно грешит, не может быть чистой.
7. Исполнять какие-либо поклонения под музыку, петь о величии Аллаха (исполнять нашиды) в сопровождении запрещенных музыкальных инструментов. Исполнение нашидов является поклонением, а смешивание поклонений с харамом — запрещено.
8. Так же Куфром будет произнесение: «БисмиЛлях…», перед уптреблением спиртного или любого другого харама.
9. Говорить: «Такой-то мусульманин в моих глазах подобен Иудею».
10. Если мусульманин, слушая пение под музыку, или, видя какое-либо недозволенное действие, выразит свое восхищение, то тут же потеряет веру.
11. Тот, кто не верит религиозным знаниям, переданным многочисленными передатчиками на основе достоверных источников, становится отступником. Любое слово, являющееся Куфром, сказанное мусульманином в шутку, или же если он не согласен в душе с тем, что говорит, все равно выводит человека из веры.
12. Говорить уничижительно об исламских науках и ученых ахли сунна.
13. Ругать религию, веру мусульманина.
Нечестивость и грех
Нечестивый мусульманин (Фасык) не является неверующим (кяфиром). Он мусульманин, но не отличается благочестием. Благочестивым (Салих) он может стать лишь в том случае, если покается и перестанет совершать грехи. Всевышний Аллах прощает грехи покаявшегося человека. Мусульманином может стать любой кяфир, который покается в содеянных грехах и примет веру в соответствии с правилами шариата. Прощенным может быть даже тот мусульманин, который совершил грехи различных степеней. Даже если он станет приписывать Аллаху сотоварища и, в результате этого станет отступником, то все равно, в случае покаяния будет прощен Всевышним Создателем. Аллах, хвала Ему Всевышнему, сообщает нам в Коране о величии Своего Милосердия: «О рабы мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он — прощающий, милостивый!» (39: 53).
Об этом же говорится и в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
«Всевышний Аллах сказал, что простит своего раба, даже если его грехи возвысятся до небес, если он попросит прощения и не оставит надежду на мое Милосердие». (Тирмизи).
«Если даже количество ваших грехов достигнут небес, то Всевышний Аллах примет ваше покаяние, как только вы покаетесь». (Ибни Маджа).
«Фасык, не оставивший надежду на Аллаха, ближе к Его милости, нежели праведник, потерявший надежду на Его милость». (Хаким).
«Аллах сказал: — О раб мой! Если попросишь прощения, то я прощу тебя, невзирая на количество грехов. Даже если грехи твои достигнут облаков, Я прощу тебя. Сколько ни было бы у тебя грехов, получишь столько же и прощений. Только приди ко Мне с Верой». (Тирмизи). АльхамдулильЛяхи Раббиль алемиин!
(Из сборника «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада аль-Коккози. Книга Первая)
[1] Это самый великий грех. Всех, кто отрицает Единство Создателя или приписывает Аллаху родство с кем-либо, соучастника создания чего-либо, или поклоняется идолам или идолу наряду с Аллахом — ожидают мучения в самых низах Ада. Ширк – относится к разделу Куфра (слов и действий, выводящих человека из веры). Ученые часто приводят виды куфра в списке великих грехов. Однако Ширк и Куфр, не то же самое, что и Грех.
[2] Как известно, Всевышний Аллах не прощает грех за нарушение прав Своего раба, пока этот раб не простит обидчика. Сказано в хадисе в переводе смысла: «Пусть тот, кто нарушил чьи-либо права, получит его прощение до своей смерти, так как в судный день не будут иметь ценности ни золото, ни имущество. В тот день будут изыматься из наград обидчика до тех пор, пока не будут возмещены права обиженного. Если же не будет наград, то возложат на него грехи обладателя права». [Бухари].
[3] После развода, объявленного трижды, мужчина может жениться на этой же женщине согласно шариату только после процедуры «Хулле». Это означает, что женщина может вернуться к своему прежнему мужу, который объявил ей развод, только после того, как выйдет замуж за другого мужчину и разведется. Возврат к прежнему мужу (Новый Никях) будет ей дозволен после соблюдения 4-х предварительных условий. То есть: 1) Выдержит срок Идда. 2) Заключит Никях с другим мужчиной. 3) Разведется, после нахождения с ним в супружеских отношениях. 4) Выдержит новый срок Идда. Однако если она выйдет замуж за другого человека с целью возврата к прежнему мужу, то совершит большой грех. Она должна выйти замуж с целью создания новой семьи. [См. «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада аль-Коккози, часть 9, — “Китабу’з-Завадж”].
[i] «Барика…» — «аль-Барикат-уль-Мухаммадиййа фи Шархи Тарикат-иль-Мухаммадиййа» –
— Книга имама аль-Хадими (Мухаммад б. Мустафа; Мауляна Эбу Саид 1113-1176/1701-1762).