Вопрос: Ассаламу алейкум, уважаемый муфтий!

Я верю, что Аллах вечен. Но вечны ли (безначальны и бесконечны) все Его качества? Был бы благодарен за разъяснение данного вопроса со ссылкой на Коран и хадисы. Большое спасибо! (Индия)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Так же, как вечна сущность Аллаха, вечны и качества Его сущности.

Имам Абу Джафар Тахави в своей книге о вероучении писал:

مَا زَالَ بِصِفَاتِهِ قَدِيمًا قَبْلَ خَلْقِهِ، لَمْ يَزْدَدْ بِكَوْنِهِمْ شَيْئًا لَمْ يَكُنْ قَبْلَهُمْ مِنْ صِفَتِهِ، وَكَمَا كَانَ بِصِفَاتِهِ أَزَلِيًّا، كَذَلِكَ لَا يَزَالُ عَلَيْهَا أَبَدِيًّا

Аллах всегда, еще до создания творений, характеризовался Своими качествами. Появление творений ни в чем не увеличило Его качества. Как Он всегда был со Своими качествами, таковым Он с ними всегда будет.

В книге «Аль-фикх аль-акбар» имам Абу Ханифа писал:

لم يزل وَلَا يزَال بصفاته وأسمائه لم يحدث لَهُ صفة وَلَا اسْم، لم يزل عالماً بِعِلْمِه والعلم صفة فِي الْأَزَل وقادرا بقدرته وَالْقُدْرَة صفة فِي الْأَزَل ومتكلما بِكَلَامِهِ وَالْكَلَام صفة فِي الْأَزَل وخالقا بتخليقه والتخليق صفة فِي الْأَزَل وفاعلا بِفِعْلِهِ وَالْفِعْل صفة فِي الْأَزَل والفاعل هو الله تعالى والفعلُ صفة في الأَزَل والمفعولُ مخلوق وفعلُ الله تعالى غيرُ مخلوق وصفاتُه في الأَزَل غيرُ محدَثَة ولا مَخلوقة

Аллах всегда обладал и будет обладать Своими качествами и именами. Не было такого, чтобы у Него появлялись новые имена или качества.

Он всегда знал Своим Знанием. Его качество Знание безначально.

Он всегда был могуч Своей Мощью. Его качество Мощь безначально.

Он всегда был говорящим Своей Речью. Его качество Речь безначально.

Он всегда был творцом Своим Созиданием. Его качество Созидание безначально.

Он всегда был делающим Своим Действием. Его качество Действие безначально.

И делающим являются лишь Аллах, а Действие – это Его безначальное качество. Сделанное является творением, а Действие Аллаха не есть творение. Его качества безначальны и не являются ни изобретением, ни творением.

Кроме того, все качества Аллаха совершенны. Если кто-то скажет, что качества Аллаха не являются вечными, то это равносильно заявлению об отсутствии у Аллаха в какой-то момент времени Его совершенных качеств, а значит Его несовершенстве в этот момент. Понятно, что такие представления ошибочны, и да убережет нас от них Аллах!

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Махмуд Патель
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Источник: Askimam.org