بسم الله الرحمن الرحيم

:و الصلاة و السلام على أشرف الأنبياء و المرسلين أما بعد

Ильм аль-хадис — это наука, предметом изучения которой являются хадисы. Разъяснение того, что такое хадис, будет дано ниже, а для начала я хотел бы обратить ваше внимание на то, что наука о хадисах является одной из многих религиозных наук, среди которых такие фундаментальные дисциплиины, как усуль аль-Куран (основы Корана), усуль аль-хадис (основы хадиса), люга (язык, куда входит баляга, фасаха) и усуль аль-фикх (основы фикха).

Наука о хадисах находится в зависимости от науке о Коране и в то же время необходима для правильного понимания Корана.

Хотелось бы отметить, что сегодня есть люди, которые подвергают сомнению необходимость хадиса. Фактически, кораниты утверждают, что хадис не имеет значения и что они будут изучать только Коран. Подобные заявления нелепы.

Аллах говорит в Коране (смысл): «Господи наш! И яви из нашего потомства посланника, который передаст им Твои знамения, научит их ниспосланному Тобой Писанию и полезным знаниям, очистит их души. Ведь Ты, поистине, велик и мудр в том, что Ты делаешь, приказываешь, запрещаешь!»1

Ключевой момент в этих словах — Пророк (ﷺ) обучает Писанию и полезным знаниям. Даже у сахабов были трудности в понимании языка Корана.

В суре «Аль-Хашр» Аллах говорит нам (смысл): «Придерживайтесь и выполняйте то, что приказал вам посланник Аллаха, и удерживайтесь от того, что он запретил вам…»2.

Он также сказал (смысл): «О нет, — клянусь твоим Господом! — они до тех пор не будут считаться настоящими верующими в Истину Аллаха, повинующимися Ему, пока не сделают тебя судьёй в спорах и разногласиях между ними, пока не перестанут сопротивляться твоим решениям и подчинятся им полностью как искренние верующие»3.

И Он сказал (смысл): «О вы, которые уверовали в то, что ниспослано Аллахом пророку Мухаммаду — да благословит его Аллах и приветствует, — повинуйтесь Аллаху и пророку, а также тем из вас — мусульман, — которые наделены властью, руководят по справедливости и выполняют шариат Аллаха. Если же вы препираетесь о чём-нибудь и возникнет спор между вами, обратитесь к Книге Аллаха и к Сунне Его Пророка, чтобы рассудить это дело и выяснить, кто прав. Аллах ниспослал Своё Писание и вместе с ним шариат о том, о чём вы препираетесь, и Его Пророк разъяснил вам, как следует жить и решать споры согласно шариату, если верите в Аллаха и в День Суда. Ведь это — лучше для вас, потому что вы будете руководствоваться поистине справедливыми законами в ваших спорах. Это — пристойнее для вас, и разрешает спор, вводящий в заблуждение»4.

В целом, я считаю, что думать, будто Всевышний Аллах послал ненужного и несовершенного посланника, — это богохульство. Если Пророк (ﷺ) был не нужен и ничего не принёс в религию, почему тогда Аллах не ниспослал сразу саму Книгу? Зачем передавать её нам через Посланника

Теперь рассмотрим некоторые термины, которые используются в данной науке

1. Хадис.

В языковом значении хадис — это разговор либо история.
С точки зрения терминологии (в рамках науки о хадисах) — это собрание дел Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), его высказываний и одобрений. Кроме того, все предания, где содержится описание Пророка (ﷺ), его внешности и качеств, также считаются хадисами, например, «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя».

Слово «хадис» упоминается в Коране. Аллах называет Коран «ахсан аль-хадис» (сура «Аз-Зумар», аят 23), что означает «лучшее из посланий» или «лучшее из слов». Он предупреждает (смысл): «Так оставь же Меня, о Мухаммад, с теми, кто отрицает Коран (хадис). Мы постепенно приводим их к наказанию. Кара постигнет их оттуда, откуда они не знают»5.

2. Сунна.

Хадис часто называют словом «ас-Сунна». Слово «Сунна» используется как синоним для слова «хадис», особенно когда речь идёт об источниках исламского права (первый источник — Коран, второй — хадис или Сунна).
Сунна также означает образ жизни пророков.
Термин «Сунна» также используется как оценочная характеристика действия при выведении шариатских решений по различным вопросам. Фраза «данное действие — Сунна» означает, что это действие желательно или рекомендуется совершать.

Важность хадиса

Пророк (ﷺ) был живым Кораном. Он был воплощением Корана на земле, и сподвижники очень хорошо понимали это. Вот почему они сопровождали его. Вот почему их называют сподвижниками Пророка (ﷺ). Данный термин не применяется к человеку просто так. Не всякий, кто во времена Пророка (ﷺ) уверовал в него, является сподвижником, а только те, кто встретился с ним (кроме одного человека, которого Пророк назвал сподвижником, несмотря на то, что тот не мог прийти, чтобы встретиться с Пророком (ﷺ)).

Сподвижники Пророка (ﷺ) осознавали его ценность и поэтому прикладывали невообразимые усилия, чтобы быть с ним, записывать за ним и благоговеть перед всем, что он делал и говорил. Умар договаривался с другим сподвижником о том, что они будут сменять друг друга — поочерёдно уходить на работу, чтобы заработать на пропитание семьи, а кто-то всегда будет оставаться с Пророком (ﷺ) и записывать всё, что он сказал и сделал. В конце дня они делились тем, что узнали.

Ещё один пример — это Абу Хурайра . Несмотря на то, что он стал мусульманином уже в довольно поздний период пророчества Посланника Аллаха (ﷺ), из всех сподвижников он передаёт больше всех хадисов. Так получилось потому, что, как только он принял Ислам, он стал одним из ахлю-с-суффа (бедные сподвижники, которые жили в мечети Пророка (ﷺ), посвятил свою жизнь следованию за Пророком и учился у него. Сподвижники даже пытались проверить его из-за того, что он передавал так много хадисов, и он прошёл их испытание.

Передатчики хадисов имели обыкновение повторять то, что делал Пророк (ﷺ). Есть целая категория хадисов «аль-мусальсалят», в которых передатчик говорит, что Пророк (ﷺ) делал что-либо, а затем совершает то же самое действие, которое делал Пророк (ﷺ). Например, это могла быть улыбка, рукопожатие или переплетение своих пальцев с пальцами другого человека (ташбик). Это показывает отношение этих людей к хадису — даже если Пророк (ﷺ) совершал какой-то жест, они обязательно упоминали о нём и повторяли его.

Необходимость науки о хадисах

Ильмуль хадис — это точная наука, имеющая свою специфику. Наука джарх ва тадииль (определение надёжности передатчиков хадисов) — одна из тех, в которых есть особые чёткие правила и основы, о которых мы поговорим.

Хадисы Пророка (ﷺ) распространялись по миру. Сподвижники Пророка (ﷺ) далеко ушли от Медины. Только представьте, что армия, взявшая Мекку, насчитывала 10.000 воинов, а во времена Умара в Медине было только несколько тысяч сподвижников. Если предположить, что каждый сподвижник рассказал хадис или предание не одному человеку, а группе учеников, можно представить, как это знание распространялось, подобно разрастающемуся дереву. Таким образом, появилась явная необходимость собрания хадисов в книги.

Собирание хадисов

Первые собрания хадисов были сделаны самими сподвижниками. У некоторых сподвижников были свитки с хадисами. Известно, что одно из собраний хадисов хранил у себя Абу Бакр .

Тем не менее, большая часть хадисов пока ещё передавалась в устной форме. Первый сборник хадисов собрал Абу Бакр ибн Хазм по приказу Умара ибн Абдуль-Азиза. После этого были составлены многие известные сборники, первым и самым выдающимся из которых является «Муватта» имама Малика. Затем появились многие другие сборники, среди которых «Муснад» имама Ахмада, «Сахих» аль-Бухари, «Мустадрак» аль-Хакима и так далее.

Передача хадисов

Учёные в области хадиса выделяют восемь способов, которыми хадис может передаваться от одного человека другому:

1. На слух. Человек услышал хадис от передатчика и запомнил его.

2. Представление. Получатель хадиса пересказал его в присутствии передатчика, и передатчик одобрил его пересказ. Это особенно важно в наше время. Мы живём в век информации. Информации много, но знаний мало, а всё потому, что информация передаётся небрежно. Важно отметить, что те, кто передавал хадисы от других без разрешения, считались крадущими хадисы.

3. Разрешение. Передатчик хадиса дал получателю хадиса разрешение передавать от него хадис.

4. Передача. Сборник хадисов был передан передатчиком получателю, и он (передатчик) дал разрешение передавать хадисы из этого сборника.

5. Письменно. Передатчик отправил получателю хадиса послание в письменной форме, где был данный хадис.

6. Оповещение (и’лям). Это значит информировать о хадисе, то есть информирующий сообщает кому-либо, что у него (у того, кто информирует) есть разрешение на передачу определённого сборника хадисов от конкретного учёного. Некоторые учёные дозволяют это, некоторые отрицают.

7. Завещание. Передатчик изложил хадис в своём завещании получателю хадиса.

8. Находка. Получатель хадиса наткнулся на работу передатчика, где был данный хадис.

Это то, что сказали учёные по хадису. То, как передаётся хадис, влияет на степень его достоверности. Например, часто можно увидеть, что авторы книг, передавая хадисы, пишут «хадасана» или «ахбарана», иногда пишут просто «’ан фулян ‘ан илян» (слова, которые означают, что хадис был передан тем-то и тем-то). Это не случайные слова — из них есть своё следствие. Например, «хадасана» означает, что учитель прочитал хадис ученику и ученик передаёт его, а «akhbaran» означает, что ученик сам прочитал хадис учителю и учитель одобрил то, как ученик запомнил его.

Изучение хадиса

Учёные придают изучению хадиса огромное значение. Они разошлись во мнениях насчёт того, как рано можно начинать изучать эту науку и как усовершенствовать обучение. Некоторые сказали, что начинать заниматься этим лучше уже в 10 лет, некоторые — что в 12, 15 или 20. Один учёный высказал мнение, что ребёнок может начинать учить хадисы, как только сможет отличить корову от осла.

В качестве примера того, насколько рано можно начинать заучивать хадисы, можно привести имама Шафии, который полностью выучил «Муватту» имама Малика, когда ему было всего 10 лет.

Определение достоверности хадиса

Зачем проверять хадисы на достоверность? Зачем рассматривать все эти хукмы и проверять каждого передатчика?

Главная цель в данном случае — защитить хадисы от искажения и изменения под влиянием каких-либо идеологий или политической ситуации. Это означает не допустить, чтобы появлялись сфабрикованные хадисы. Было множество причин, чтобы сфабриковать хадис: иногда в политических интересах, а иногда просто ради личной выгоды. И когда опасность, что люди станут выдумывать хадисы и приписывать их Пророку (ﷺ), стала реальной, учёные Ислама посвятили себя сохранению пророческого предания.

Определение хукма хадиса

Учёные определяют хукм хадиса (то есть решение насчет его достоверности), чтобы оценить цепочку его передатчиков и достоверность текста. Они выяви хукм хадиса, что помогает выделить вымышленные хадисы. Следует отметить, что эта оценка не является абсолютной. Некоторые учёные более строги в отборе хадисов, чем другие. Даже учёных по хадису разделяют на «мутадиль» (умеренные), например, аз-Захаби, «муташаддид» (строгие), например, Ибн аль-Джаузи и ад-Даракутни, и «мутасахиль» (мягкие), например, аль-Хаким.

Определяя достоверность хадиса, учёные проверяют текст хадиса и цепочку его передатчиков. Цепочка передатчиков проверяется по двум пунктам: сколько человек передали этот хадис и то, восходит ли хадис по непрерывной цепочке передатчиков к Пророку (ﷺ). Кроме того, каждого передатчика в цепочке оценивают на предмет честности и обладания хорошей памятью.

Частотность передачи хадиса

a) Мутаватир. Хадис мутаватир передаётся группой людей на каждом уровне цепочки передачи. Пример таватура — знание о том, что Антарктика существует. Это нечто, что видела большая группа людей (как в реальности, так и на снимках со спутника), которая передала эту информацию ещё большей группе, которая затем написала об этом в книгах — и об этом факты узнали все остальные люди. Есть два типа мутаватира:

Словесный. Это означает, что у нас есть множество копий хадиса, переданных разными людьми, но с абсолютно одинаковой формулировкой. Таких хадисов в пророческом предании мало.
Смысловой. Это означает, что хадис передаётся на каждом уровне цепочки большой группой людей, но формулировки совпадают не полностью. Таких хадисов множество, многие из них относятся к основам исламского вероубеждения и права.

б) Ахад. К этому типу относится большая часть хадисов Пророка (ﷺ). Это хадис, который одновременно передают только несколько человек на каждом этапе цепочки передатчиков. Данный тип хадисов подразделяется на несколько подтипов. Важно иметь в виду, что в представленных ниже категориях указанная цифра означает наименьшее число передатчиков на каждом уровне цепи. Таким образом, если хадис передавали, к примеру, 6 сподвижников (1-ый уровень), затем 8 табиинов (2-ой уровень), затем 2 передатчика на 3-ем уровне, затем 12 на 4-ом уровне, то ширина цепочки данного хадиса будет равняться 2 — по количеству передатчиков на 3-ем уровне, потому что это самое «узкое» место в цепочке передатчиков данного хадиса. Следовательно, данный хадис будет считаться «азиз» (с шириной цепочки равной 2), несмотря на то, что его передавали 6 сподвижников и 10 человек в итоге. Существуют следующие типы хадисов ахад:

Машхур (известные). Это означает, что хадис часто встречается, а не то, что он известен среди людей. Минимальная ширина цепочки такого хадиса равна трём.
Азиз (ценный/редкий). Минимальная ширина цепочки такого хадиса равна двум.
Гариб (неизвестный). Минимальная ширина цепочки такого хадиса равна одному.
Аль-фард (единичный). Здесь есть два типа:
Фард мутлак, когда данный конкретный хадис был передан только одним конкретным человеком.
Фард нисби, у которого есть два значения: 1. никто из достоверных передатчиков не передал этот хадис, кроме данного человека, другими словами, его передавали и другие люди, но они не были достоверными передатчиками; 2. хадис передаётся только учёным из определённой местности и не передаётся учёными из какой-либо другой местности.

Непрерывность цепочки передачи хадиса

Марфу’ (связанный с Пророком (ﷺ)). Это означает, что передатчик из числа сподвижников особо указывает на то, что данные слова сказал Пророк.
Хукм аль-марфу’ (связанный логически). Это означает, что сподвижник явно не упомянул, что данное высказывание принадлежит Пророку (ﷺ), но высказывание таково, что могло исходить только от Пророка (ﷺ).
Муснад/мутассиль (полностью связанный). Это означает, что в цепочке передатчиков нет недостающих звеньев, то есть каждый человек в цепочке передатчиков слышал хадис от человека, который стоит в цепочке перед ним.
Маукуф (остановленный). Хадис в виде высказывания сподвижника.
Макту’ (обрезанный). Это хадис в виде высказывания табиина (поколение после сподвижников).
Мурсаль. В данном случае табиин пересказывает слова Пророка (ﷺ) без упоминания сподвижника, который передал ему этот хадис.
Му’аляк (подвешенный). Цепочка передатчиков прервана в начале.
Мункати. Цепочка передатчиков прервана в середине.
Му’даль. В цепочке передатчиков пропущены два человека.
Му’ан’ан. Передается через «عن» (от такого-то от такого-то) — без пояснения способа передачи: услышал, передал и т. п.
Мусальсаль. Хадис, который передаётся вместе с жестом или действием, являющимся частью предания.

Иерархия хадисов

Теперь рассмотрим различные хукмы хадисов. Как мы уже говорили, это выявляется посредством исследования цепочки передатчиков и текста хадиса.

а) Макнуль (принятый). Это означает, что хадис принимается в качестве довода в Шариате. Такой хадис может использоваться учёным, чтобы доказать другим учёным свою точку зрения. Данный вид хадисов делится на:

1. Сахих (достоверный). Это самая высокая степень достоверности. Данный тип тоже подразделяется на два подтипа:
Изначальный сахих. Хадис, который считается сахих потому, что его цепочка передатчиков и его текст отвечают всем необходимым требованиям.
Сахих посредством чего-либо. Это означает, что у хадиса есть небольшие недостатки в цепочке передатчиков, так что он должен входить в категорию «хасан» (см. ниже), но из-за существования других хадисов, которые перекликаются по смыслу с данным, хадис поднимается до степени сахих.

Хасан (хороший). Эту категорию тоже можно разделить на изначальный хасан и хасан посредством чего-либо, то есть хадис, который изначально мог быть слабым.
Мардуд (отвергаемый). Сюда относятся хадисы, в цепочке передатчиков или тексте которых есть серьёзные недостатки, что не позволяет использовать данные хадисы в качестве доказательств в Шариате. Они делятся на две группы:
Да’иф (слабый). Сюда относятся хадисы, у которых есть пробел в цепочке передатчиков, который невозможно восстановить. Это не означает, что данный хадис обязательно является вымышленным или ложным. Это означает, что на хадис, переданный по такой цепочке, нельзя опираться как на слова Пророка (ﷺ).
Мауду’ (вымышленный). Это хадис, в цепочке передатчиков или тексте которого есть явный признак того, что он был сфабрикован.

Ниже представлен список критериев, по которым хадису присваивают степень сахих:

Отсутствие противоречия Корану или другим признанным хадисам сахих.
Непрерывность цепочки передатчиков.
Отсутствие «илля» (недостатков). Выдающимися учёными, например, ат-Тирмизи и ад-Даракутни, было написано множество работ по поводу недостатков хадиса.
Каждый передатчик в цепочке должен быть «адль» (благочестивым), правдивым и «дабит» (иметь хорошую память).

Если у хадиса сахих есть какие-то отклонения от перечисленных требований, он переходит в степень хасан. Некоторые недостатки могут понизить степень хадиса до да’иф.

Хотелось бы сделать примечание относительно слабых хадисов. В наше время есть люди, которые считают, что хадисы да’иф бесполезны. Когда кто-то приводит хадис, они говорят: «О, я слышал, что этот хадис слабый!» — будто этот факт делает хадис недействительным. Это неправильный подход. Если бы хадисы да’иф были бесполезными, зачем тогда учёные 1400 лет сохраняли эти хадисы? Почему они просто не избавились от них? Хадисы да’иф могут применять во многих случаях; известно, что можно следовать слабым хадисам в вопросах «фазаиль» (духовность/наставление в области нравственности). Существуют книги учёных по хадису, где описано, когда и как можно применять хадисы да’иф. На самом деле в некоторых случаях хадис да’иф может быть использован в сфере исламского права, его могут брать в качестве текста. Например, хадис, в котором Пророк (ﷺ) говорит, что нет завещания в пользу наследника, что означает, что нельзя завещать часть своего имущества тому, кто уже и так имеет право наследовать. Это хадис да’иф, тем не менее, учёные используют его в вопросах наследования, потому что он является общепринятым и повсеместно практиковался.

Термины, обоначающие учёных по хадису

Чтобы составить для себя картину того, сколько труда вложили учёные в свою работу и как преданы ей были, рассмотрим те звания и степени, которые они имели.

Учёный, которого называют «худжат» хадиса, — это тот, кто заучил по крайней мере 300000 хадисов. Хафиз — тот, кто заучил 100000. Хаким — это тот, кто выучил все известные хадисы.

Если эти цифры кажутся вам удивительными, обратите внимание на следующие факты. Имам Ахмад заучил тысячу тысяч хадисов (то есть миллион). По его словам, из них 700000 были сахих. Абу Зара ар-Рази заучил 700000 хадисов. Муслим — 140000 хадисов по тафсиру (толкованию Корана) и 300000 хадисов в целом. Имам Бухари заучил 10000 хадисов сахих и 200000, которые не относились к сахих.

Последний пункт, на который следует обратить внимание, — учёные по хадису, несмотря на огромную проделанную работу, остаются учёными по хадису. Тот факт, что человек является учёным по хадису, не делает его автоматически учёным в области фикха (исламского права). В качестве примера может послужить аль-Амаш, который был величайшим знатоком хадиса во времена имама Абу Ханифы. И, когда его спросили об определённом вопросе, он ответил, что не знает хадиса на этот счёт. В то же время Абу Ханифа дал фетву по этому вопросу, основываясь на хадисе, который, как он заявил, он слышал от аль-Амаша. Когда аль-Амаш спросил об это Абу Ханифу, он объяснил, как использовал один из хадисов, который аль-Амаш рассказал ему, и аль-Амаш сказал: «Мы (знатоки хадиса) подобны тем, кто готовит лекарство, а вы (знатоки фикха) подобны лекарям».

Специфика терминологии в названии книг по хадису

«Сахих» означает, что книга содержит только хадисы сахих. Примером может служить «Сахих» Бухари.
«Сунан» означает, что книга тематически выстроена подобно книге по фикху (то есть начинается разделом омовения (тахарат), затем раздел о молитве, посте, закяте).
«Аль-Джами’» означает, что в книге восемь специфических разделов. Сюда входит сира (жизнеописание Пророка) и тафсир (толкование Корана).
«Муснад» означает, что книга разбита на разделы по именам сподвижников (то есть в одной главе хадисы, которые передаёт Аиша (да будет доволен ею Аллах), затем глава, в которой хадисы от Умара (да будет доволен им Аллах), и так далее).
«Мустадрак» — это продолжение работы, которую начал другой учёный. Например, учёный пытался собрать в книге все хадисы сахих, касающиеся сиры. А другой учёный затем пишет книгу, в которой добавляет хадисы, которые, как он считает, автор данной книги упустил или не знал.

1. Сура «Аль-Бакара», аят 129.
2. Сура «Аль-Хашр, аят 7.
3. Сура «Ан-Ниса», аят 65.
4. Сура «Ан-Ниса», аят 59.
5. Сура «Аль-Калям», аят 44.

Автор: Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф Мангера

Источник