Исламское вероучение — это свод вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными понятиями.

Слово «акыда» является производным от глагола акада, что в арабском языке несет смысл связывания чего-либо одного с чем-либо другим. Слово акоид представляет собой форму так называемого ломанного множественного числа этого слова. Следовательно, исламское вероучение — это свод вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными понятиями.
В целом, для убежденности в чем-либо, веры во что-либо, объект убеждения следует знать так хорошо, чтобы не оставалось никакого сомнения. Для этого, прежде всего, следует осмыслить его, воспринять его. Затем же, это чувственное постижение и восприятие должно преобразоваться научное просвещение. Позже, спустя время, по мере утверждения других доказательств, то самое наше знание об объекте убеждения подтверждается, и ввиду этого наша вера, наше представление относительно этого объекта еще больше укрепляется. После того как вера в это знание прочно обоснуется в нашем сознании, это знание станет воздействовать на наш разум и совершаемые нами действия.
Когда же определенное знание, превратившись в нашу мысль, наше мнение, достигнет такого уровня, что сможет направлять наши эмоции, и сможет управлять нашими действиями, вот тогда это знание обернется вероубеждением. Следовательно, вероубеждение — акийда — может быть основано только на знании.
Определение исламского  вероучения — акоид

Ученые давали различные определения исламскому вероучению. Приведем некоторые примеры:
Ахмад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ал-Валали ал-Микнаси, автор книги «Фалсафатут тавхид ав ашрафул макосид», привел следующее определение:
«Это знание, которое формирует религиозные убеждения на основе верных, крайне достоверных доказательств».
Автор книги «Мавакиф» Абдуррахман Ахмад Абдулгаффар ал-Ийджи говорит следующее:
«Это знание, которое способно обосновать религиозные убеждения путем приведения фактов и опровержения сомнений».
Имам  Газзали в своей известной книге «Ихйау улумид дин» сказал следующее:
«Акоид — это знание, посредством которого постигаются единобожие, сущность и качества (сифаты) Всевышнего Аллаха».
Аш-Шариф ал-Джурджани в своих комментариях к «ал-Мавакиф» сказал:
«Калáм  — это такая наука, в которой на основе исламских законов обсуждаются сущность и качества Всевышнего Аллаха, а также, состояния таких вероятностей, как начинание и возвращение».
Мухаммад Абдуху в своей книге «Рисалатут Тавхид» говорит следующее:
«Акоид есть такое учение, в котором рассматриваются положения о существовании Аллаха, о том, какие сифаты должны (ваджиб)  утвердиться в отношении Него, о том, что должно (ваджиб) отрицаться относительно Него, о пророках, о том, какими они обязаны (ваджиб) быть, какие определения можно относить к ним, и какие определения запрещено относить к ним».
Самым легким, всеобъемлющим и универсальным определением является определение выдающегося ученого Али Кари, которое приводится в части дополнения к написанному им комментарию к «Фикхул Акбар»:
«Это такая наука, в которой рассматривается то, во что следует веровать».
Мы же говорим, что все определения дополняют друг друга, и еще остаются некоторые не оговоренные отдельные моменты.

Цель науки акоид

Цели этой науки, науки о вероучении, заключаются в следующем:
•  подтверждение веры в религию, подтверждение религиозных убеждений посредством категорических доказательств, а также опровержение всяких сомнений в их отношении;
•  вознесение человека в вероубеждении от уровня подражателя до вершины предъявителя доказательств и обладателя чрезвычайно убедительной веры (то есть самому веровать на основе доказательств и предъявлять эти доказательства в пользу этой веры);
•  указание на путь посредством ясного изложения истины тем, кто искренне устремлен найти правильный путь, и напротив, подтверждение доводов и аргументов для тех, кто отвергает истину.
•  защита основ религии от сомнений и распространения заблуждений ахлул батил .
Главная же цель этого учения, как и во всех шариатских  учениях, направлена на обретение счастья в обоих мирах.

Предмет науки акоид

Что касается темы науки акоид —это явления, в которых следует быть убежденным в силу необходимости, при естественном обнаружении или в процессе поисков доказательств и истины. В науке акоид ведутся суждения по всем этим вопросам, что не является секретом для многих.

Варианты наименований науки акоид
На различных этапах истории исламское вероучение именовалось по-разному, в зависимости от условий и понятий, характерных для каждого конкретного этапа.
В первые времена все исламские учения объединялись под общим названием «Ислам». Позднее стали выделяться различные учения со специфическими названиями. Учение о вере, которое теперь называется акоид, как уже было сказано, не сразу утвердилось в своем нынешнем названии.
ал-Фикхул Акбар
Название ал-Фикхул Акбар было дано науке акоид имамом Аъзамом Абу Ханифой рахматуллахи алайхи . Имам Абу Ханифа в свое время написал книгу по исламскому вероучению и назвал ее «ал-Фикхул Акбар». Данная книга издана. Она изучается ханафитами и другими.
Словом фикх обозначается точное и всеобъемлющее постижение чего-либо до самых тончайших деталей. Наука, с точностью и полноценно изучающая практические положения шариата, в частности, касающиеся намаза , поста, купли-продажи и других имущественных взаимоотношений, называется фикхом.
А учение (наука), точно и полноценно изучающее убежденческие положения шариата, называется ал-Фикхул Акбар, то есть «большой фикх». Ибо без этого учения, без его полного понимания любые совершаемые деяния не будут целесообразными. И именно поэтому считается, что практический фикх представляет собой малый фикх, а убежденческий фикх является большим фикхом.
Илмул калáм
Это наиболее известное из названий исламского вероучения — акоид. Видно, что оно появилось в одном веке с предыдущим названием ал-Фикхул Акбар, то есть во втором веке хиджры , так как это название было передано от имама Абу Ханифы, имама Малика, имама Шафиъи и других. В своих трудах они ведут речь о предписаниях (положениях), касающихся илмул калам и мутакаллимов .
Употребление названия илмул калáм относительно вероучения — акоид — послужило возникновению самых известных суждений в сфере вероучения, а также стало причиной самого большого количества распрей и разногласий — все это имело место только потому, что в этой науке рассматривается вопрос о Калáме (Слове) Всевышнего Аллаха.
Илму Усулид дин
То есть наука, которая рассматривает убежденческие положения, взятые из исламского шариата и религии. Ибо эта наука является основополагающим, а другие религиозные науки подчиняются ему.
Это название также возникло во втором веке хиджры, после разделения предписаний шариата на основополагающие (асл) и второстепенные (фаръи), что было сделано в соответствии с аятом : «…основа его прочна, а ветви — в небе».
Первым это название употребил имам Абул Хасан ал-Ашъари. Он назвал свою книгу «ал-Ибана фил усулид дийана». Затем Абдул Кадир ал-Багдади ал-Ашъари написал книгу «Усулуд дин».

Илмут Тавхид
Помимо того, что Тавхид — это одно из божественных качеств (тавхид — «единственность»), это понятие также собирательно обозначает все другие качества, и излагает все, что достойно Всевышнего Аллаха, и все то, что не присуще кому-либо другому, помимо сущности Всевышнего Аллаха. Тавхид является девизом исламской нации. Ислам прославился и обрел привилегированность среди других религий именно посредством тавхида.
Такое название используется в отношении необходимых (востребованных) вероубеждений потому, что вопрос единственности (вахданият) Всевышнего Аллаха является самым известным и самым почетным среди суждений в этой области.
Широкое распространение это название получило в десятом веке хиджры. К примеру, шейх  Мухаммад Абдух написал книгу «Рисалатут Тавхид» («Трактат о тавхиде»). Известный муфассир  ал-Касими написал книгу «Далаилут Тавхид» («Доказательства тавхида»).
Илмул Акоид
Это название возникло в четвертом веке хиджры, чуть позднее предыдущих названий. Потребность в данном названии возникла после смешения вероучения с философскими учениями, особенно после смешения переданных (наклий) и рациональных (аклий) учений, с тем, чтобы отделить истинное чистое вероучение праведных предшественников (салафус салихин)  от вероучения последующих поколений, в котором уже просматривалась смесь философии и рациональных толкований.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

(книга «Суннитские вероубеждения»)