Вопрос:

Не могли бы вы объяснить разницу между хадисами ахад и мутаватир? В частности, не могли бы вы рассказать, какое количество передатчиков нужно, чтобы хадис считался мутаватир? Кроме того, берутся ли хадисы ахад в акыду или только мутаватир?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том.

Хадис мутаватир (непрерывный) — это тот, который передается от целой (большой) группы людей другой (большой) группе людей, по множеству независимых путей, ведущих к Посланнику Аллаха . Такое большое число передатчиков на каждой стадии передачи исключает возможность (сговора), возможность тайно измыслить или фальсифицировать хадис.

Также хадис может быть классифицирован как мутаватир, когда он соответствует следующим условиям:

1) Он передается таким большим количеством передатчиков, что при обычных условиях для них было бы невозможно тайно измыслить хадис.
2) Такое большое количество передатчиков сохраняется по всей цепочке повествования, от начала и до конца.
3) Передатчики должны основывать свое сообщение на собственном опыте, то есть на том, что они сами видели или слышали.
4) Это повествование требует определенных знаний для слушателя (Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Шарх Нухба аль-Фикр, с. 21).

Пример хадиса мутаватир:

«Кто сознательно возводит на меня ложь (приписывает мне ложные сведения), пусть готовит себе место в огне Ада» («Сахих» аль-Бухари и «Сахих» Муслима).

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, утверждал, что это повествование передается от примерно двухсот сподвижников, да будет доволен Аллах ими всеми (Введение в «Сахих» Муслима).

Ахад, или одиночный хадис (также известный как хабар аль-вахид), — это тот хадис, который не дошел до степени мутаватир. Хадис ахад может быть достоверным (сахих), хорошим (хасан) или слабым (да’иф). Этот хадис не передает положительной информации сам по себе (из него не извлекается информация), если он не поддерживается посторонними или косвенными доказательствами.

Согласно большинству ученых четырех мазхабов, совершать деяния согласно повествованию ахад обязательно, даже если ахад не содержит утвердительной информации, если соблюдены определенные условия.

Что касается установления вопросов акыды, большинство ученых считают, что в этом вопросе нельзя полагаться на хадисы ахад, поскольку основание веры (акыда) должно основываться на полной уверенности. Поэтому все проблемы, которые находятся между верой (иман) и неверием (куфр), не могут быть выведены из хадисов ахад (см: Фаватих ар-Рамут, 2/136).

Тем не менее, это относится к убеждениям, от которых зависит реальный (фактический) иман (вера). Что касается повествований ахад, имеющих отношение к второстепенным вопросам, не относящимся к вопросам имана (таким, как заступничество (шафаат) и другие), их нужно принимать и доверять им. Любой, кто отвергает их, является грешником (фасик), но не кяфиром, поскольку он отрицает то, что не доказано определенно (Абу Захра, Усуль аль-Фикх, с. 85).

Ни один из предшествующих ученых не отклонял все вопросы веры, которые не были основаны на хадисах мутаватир. Великий ученый по хадису, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, да помилует его Аллах, утверждает в своем монументальном комментарии к «Сахиху» аль-Бухари, что передачи ахад являются источником доказательств, когда умма принимает их и действует согласно им. В таком случае они становятся основаниями для веры (Фатхуль-Бари, т. 13, с. 234).

Множество положений вероубеждения было основано на хадисах ахад, и они не были отвергнуты великими учеными нашей уммы. Это такие положения веры, как заступничество (шафаат) благословенного Посланника Аллаха , описание ангелов и джиннов, Рая и Ада и многое другое.

Подытожим: вопросы акыды могут быть основаны на хадисах ахад и приняты большинством уммы. Да, такие положения акыды, от которых зависит иман человека, не могут быть установлены повествованиями ахад. Итог: отрицание положений веры, которые основаны на хадисах ахад, будет являться не куфром, а только грехом.

А Аллах знает лучше.

Автор: Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Источник: darulfikr.ru