Слова ученых о том, как нужно понимать хадисы о том, что по отношению к Аллаху применяется сифат «две правые руки».
‘Абдаллах ибн ‘Амр передаёт, что Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) сказал: «Поистине, беспристрастные [займут свои места] у Аллаха на возвышенностях из света по правую руку от Милосердного, а обе Руки Его правые. Это те, кто придерживается справедливости в своих решениях, в отношении к своим семьям и всему тому, над чем они властны» [Муслим, No 1827]
Слова великих имамов:
Передает имам Ан-Навави в шархе на Сахих Муслима:
«И сказал Кади Ияд: Смысл сказанного «по правую руку» — это хороший статус перед Аллахом и высокое положение перед ним. Ибну Арафа сказал: говорят: Пришел к нему с правой стороны, когда приходят к нему с похвалой. арабы связывают восхволяемые и благие дела с правой стороной, а плохие с левой. Говорят: Правое приходит, берется из Йемена (Аль-ямину махуз мин Аль-Яман)»
Передает имам Аль-Байхаки в книге Асма уа Сифат от великого имама Абу Сулейман аль-Хаттаби аш-Шафии (319-388 х/931-998 м):
وقال أبو سليمان الخطابي رحمه الله: ليس فيما يضاف إلى الله من صفة اليدين شمال لأن الشمال محل النقص والضعف، وقد روي: «وكلتا يديه يمين»، وليس معنى اليد عندنا الجارحة إنما هو صفة جاء بها التوقيف فنحن نطلقها على ما جاءت ولا نكيّف، وننتهي إلى حيث انتهى بنا الكتاب والأخبار المأثورة الصحيحة وهو مذهب أهل السنة والجماعة
«В отношении сифата «две руки» к Аллаху — нет такого понятия как «левое, левая», потому что «левое» — это признак недостатка и немощности. И передается: «Обе руки Его — правые». И слово Рука («Аль-Йад»), перед нами — это не орган. Это сифат, который пришел свыше (из Корана и Сунны). И мы говорим только так как этот сифат пришел. Не даем ему какой-либо образ. Мы останавливаемся там, где об этом пришел аят или достоверный хадис. И это мазхаб Ахлусунна уаль Джамаъа»
Из четырех имамов, наиболее близкий к сахабам по времени, Имам Абу Ханифа (80-150 х/ 699-767 м) пишет в своей книге «Аль Фикхуль Абсат» говоря о сифате Всевышнего Аллаха «йад» следующее:
يَدُ اللهِ فَوْقَ أَيْديهم : ليست كأيدي خلْقه وليستْ جارحةً وهو خالقُ الْأَيْدِي
«Рука Аллаха над их руками: Его «йад» не как рука творений. И органом она не является. Он Творец рук.
[Абу Ханифа, «Аль Фикхуль Абсат», 56]
Имам ат-Табари (224-310 х/839-923 м) перечисляя сифаты хабарийя говорит:
وليست جارِحةً
«И они не являются органами/частями».
[Ибн Джарир ат-Табари, «Ат-Табсир фи маалиму Дин», стр. 142]
Шафиитский ученый, имам Абдуль-Кахир альБагдади (ум. 429 х/1037 м) в своей книге «Аль Фаркъ Байналь Фиракъ» говорит:
وأجْمعوا على إحالةِ وَصْفِه بِالصُّورةِ والأعْضَاءِ , خلافَ قولِ مَن زعَم مِن غُلاةِ الرَّوافِض , ومِن أتباعِ داودَ الجَوَاربيِّ أنَّه على صورةِ الإنسان
«(Ахлю Сунна) единогласна в том, что недопустимо описывать Его образом/сурат и органами, в отличии от слов крайних рафидитов и последователей Давуда Аль Джавариби утверждающих, что Он в образе человека».
[Абдуль Къахир аль-Багъдади, «Аль Фаркъ Байналь Фиракъ», 332]
Здесь шарх как минимум 4 ученых ахлю сунны: Имама Кады аль-Ияда аль Малики, Имама Навави Шафии, Имама Байхакы Шафии и Имама аль Хаттаби Шафии. Такое же мнение у других ученых ахлю сунны в этом вопросе.
Баракаллах фикум
إضافتي للفائدة فقط
تحرير مسألة التأويل عند الحنابلة:
نص العلامة ابن حمدان في نهاية المبتدئين والعلامة ابن بلبان في قلائد العقيان والعلامة المواهبي في العين والأثر [وهذه الثلاث هي أشهر عقائدنا] على عدم جواز تأويل الصفات إلا بصادر:
1) عن النبي صلى الله عليه وسلم
2) أو أحد أصحابه…
وفي ذلك يغلط كثيرون حين يقررون المذهب على التفويض وحرمة التأويل مطلقا…
وقبل ذلك كله نص الإمام المجد ابن تيمية على أن بحث أصحابنا في الصفات يقتضي فهمها إجمالا لا تفصيلا.
تنبيه: يحرم على المذهب تأويل الصفات على مقتضى اللغة فقط.
# منقول من كتاب الفقير .