Слова ученых о том, как нужно понимать хадисы о том, что по отношению к Аллаху применяется сифат «две правые руки».

1827 حدثنا أبو بكر بن أبي شيبة وزهير بن حرب وابن نمير قالوا حدثنا سفيان بن عيينة عن عمرو يعني ابن دينار عن عمرو بن أوس عن عبد الله بن عمرو قال ابن نمير وأبو بكر يبلغ به النبي صلى الله عليه وسلم وفي حديث زهير قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم إن المقسطين عند الله على منابر من نور عن يمين
الرحمن عز وجل وكلتا يديه يمين الذين يعدلون في حكمهم وأهليهم وما ولوا

 

‘Абдаллах ибн ‘Амр передаёт, что Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) сказал: «Поистине, беспристрастные [займут свои места] у Аллаха на возвышенностях из света по правую руку от Милосердного, а обе Руки Его правые. Это те, кто придерживается справедливости в своих решениях, в отношении к своим семьям и всему тому, над чем они властны» [Муслим, No 1827]

Слова великих имамов:

Передает имам Ан-Навави в шархе на Сахих Муслима:

 

وعلى هذا قال القاضي عياض — رضي الله عنه — : المراد بكونهم عن اليمين الحالة الحسنة والمنزلة الرفيعة ، قال ابن عرفة : يقال : أتاه عن يمينه إذا جاءه من الجهة المحمودة ، والعرب تنسب الفعل المحمود والإحسان إلى اليمين ، وضده إلى اليسار . قالوا : واليمين مأخوذ من اليمن

 

«И сказал Кади Ияд: Смысл сказанного «по правую руку» — это хороший статус перед Аллахом и высокое положение перед ним. Ибну Арафа сказал: говорят: Пришел к нему с правой стороны, когда приходят к нему с похвалой. арабы связывают восхволяемые и благие дела с правой стороной, а плохие с левой. Говорят: Правое приходит, берется из Йемена (Аль-ямину махуз мин Аль-Яман)»

Передает имам Аль-Байхаки в книге Асма уа Сифат от великого имама Абу Сулейман аль-Хаттаби аш-Шафии (319-388 х/931-998 м):


وقال أبو سليمان الخطابي رحمه الله: ليس فيما يضاف إلى الله من صفة اليدين شمال لأن الشمال محل النقص والضعف، وقد روي: «وكلتا يديه يمين»، وليس معنى اليد عندنا الجارحة إنما هو صفة جاء بها التوقيف فنحن نطلقها على ما جاءت ولا نكيّف، وننتهي إلى حيث انتهى بنا الكتاب والأخبار المأثورة الصحيحة وهو مذهب أهل السنة والجماعة

 

«В отношении сифата «две руки» к Аллаху — нет такого понятия как «левое, левая», потому что «левое» — это признак недостатка и немощности. И передается: «Обе руки Его — правые». И слово Рука («Аль-Йад»), перед нами — это не орган. Это сифат, который пришел свыше (из Корана и Сунны). И мы говорим только так как этот сифат пришел. Не даем ему какой-либо образ. Мы останавливаемся там, где об этом пришел аят или достоверный хадис. И это мазхаб Ахлусунна уаль Джамаъа»

 

 

Источник