Вопрос:
Ассаламу алайкум, уважаемый муфтий.
Я хотел бы узнать, является ли дозволенным при посещении могилы пророка (мир ему и благословение) или какого-либо праведника во время обращения к Аллаху и покаяния:
1. тавассуль через покойного во время дуа,
2. обращение к покойному, чтоб он попросил у Аллаха прощения за меня,
3. просьба о заступничестве в Судный день перед Аллахом.
Если, конечно же, при всех этих методах имеется правильное вероубеждение, что нет мощи и силы, кроме как у Аллаха, и только Он прощает ,и все бывает с Его дозволения?
Является ли это ширком, или это дозволено? (Дагестан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
1. Пожалуйста, обратитесь к статье «Место тавассуля в исламе».
2. Не допускается просить покойного обратиться к Аллаху с просьбой о прощении кого-либо, поскольку умершие не способны совершать какие бы то ни было действия, ведь они мертвы.
Хадисы ясно говорят о том, что, когда человек умирает, все его поступки прекращаются, кроме трех из них: а) садака джария, б) полезные знания, которые он передал другим людям, в) праведный потомок, который сделает за него дуа.إذا مات الإنسان انقطع عنه عمله إلا من ثلاثة إلا من صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو لهКогда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех:
а) садака джария*,
б) полезные знания, которыми он поделился и которые приносят сейчас пользу,
в) праведное чадо, которое станет обращаться к Аллаху с мольбами за него. (Муслим. Сахих. – № 1631)
Единственное, что разрешается, – просить пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и других пророков (мир им) обратиться к Аллаху с просьбой о прощении. Это при условии, что человек находится у их могил. Указанное связано с тем, что пророки живы в своих могилах, и таково общепринятое убеждение Ахлюс-сунна-валь-джамаат. Но нельзя просить прощения непосредственно у пророков, ведь прощение – исключительная прерогатива Аллаха. Также не дозволяется просить пророков обратиться к Аллаху с просьбой о прощении или о заступничестве, если просящий не находится у их могил, ведь пророки не являются вездесущими.
3. Не дозволено просить никого, кроме пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), о заступничестве в Судный день. Это также следует совершать, будучи у могилы пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов
*садака джария- милостыня, из-за которой человек постоянно получает награду, хотя эта милостыня была оказана лишь однажды. Например, человек выкапывает колодец или скважину, или тем или иным способом помогает осуществлению этого процесса. До тех пор, пока люди продолжают извлекать пользу от воды, он будет продолжать получать награду за снабжение людей водой даже после своей смерти.
——————————————————————————————————————————————
Дополнение |
Вопрос: Ассаламу алейкум!
Объясните причины, по которым дана фетва «Тавассуль через покойного – ширк или нет?»
Мы все знаем, что все люди – это Аллаха творения и Его рабы, так как же мы можем предположить, что эти рабы Аллаха (праведники, «аулия») владеют или распоряжаются из Владения Аллаха, в то время как мы это не признаем даже в примере между нами, рабами Аллаха? Так как же мы утверждаем, что есть такие рабы у Аллаха, которые владеют и распоряжаются из Его Власти?
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем». (Коран, 2:186)
«Он привел вам притчу о вас самих. Есть ли среди невольников, которыми овладели ваши десницы, совладельцы того, чем Мы наделили вас, которые имеют с вами одинаковые права на это и которых вы опасаетесь так, как опасаетесь друг друга? Так Мы разъясняем знамения для людей разумеющих». (Коран, 30:28)
«Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют?»» (Коран, 39:43)
«А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует». (Коран, 39:3)
«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?!» (Коран, 46:5)
Которые не ответят им до Дня воскресения!
Ради Аллаха сами подумайте, что Аллах этим хотел сказать?! (Таджикистан)
————————————
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Джазакаллаху хайран за доведение до нас данного вопроса. В сборнике хадисов «Сахих» Муслима записано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Я буду господином потомков Адама в День воскрешения и буду первым воскрешенным из могилы, и первым, кто сможет заступиться, и первым, чье заступничество будет принято. (Муслим. Сахих. – № 2278, передал Абу Хурейра)
Несомненно, этим хадисом устанавливается право заступничества, которое гарантировано пророку (мир ему и благословение Аллаха).
В отношении же вопроса об обращении с просьбой к пророкам, находящимся в могилах, попросить о нашем прощении, то в соответствии с нашей верой это зависит от воли Аллаха – так же, как прощение грехов зависит от воли Аллаха в том случае, если бы мы попросили другого человека попросить прощения от нашего имени. Достоверными хадисами установлено, что пророки живы в своих могилах. (см. Ибн Хаджар Аскалани. Фатх-уль-Бари)
Дозволенность обращения с просьбой к другому живому человеку сделать дуа за нас также установлена на основе хадисов. Когда господин Умар (да будет доволен им Аллах) уезжал в умру, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:
Не забывай меня в своих дуа, мой дорогой брат. (Абу Дауд. Сунан; Тирмизи. Сунан)
Поэтому в случае, когда человек просит пророка (мир ему и благословение Аллаха) заступиться за него в отношении прощения или положения в День воскресения, он в действительности просит пророка (мир ему и благословение Аллаха) сделать дуа за него. А это, очевидно, зависит от воли Аллаха.
Следует отметить, что все это ограничено только пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) и другими пророками. Это неприменимо к аулия и праведникам, ведь только Аллах знает их состояние. Мертвый ничем и никак не может помочь живому человеку.
Что касается аятов, приведенных Вами, то да, лучшим будет напрямую просить Аллаха о своих нуждах. Но это не означает, что человек не может попросить других сделать дуа за него. Другие аяты о приписывании сотоварищей и взывании к другим, помимо Аллаха, относятся к тем, кто просит об удовлетворении своих желаний и нужд от других, а не от Аллаха, а это безусловно осуждается шариатом. Чтобы понять разницу, приведем пример:
а) Человек просит пророка (мир ему и благословение Аллаха) простить его грехи. Это неверно и является ширком, так как является исключительной прерогативой Аллаха.
б) Человек просит пророка (мир ему и благословение Аллаха) сделать дуа к Аллаху о прощении его грехов. Это не является неправильным, так как человек лишь просит пророка (мир ему и благословение Аллаха) попросить о прощении за себя.
Надеемся, что смогли объяснить Вам нашу позицию. Если Вы считаете, что мы не правы в нашей аргументации, то мы готовы обсудить и исправить наше мнение, если оно противоречит Корану и Сунне. Да вознаградит Вас Аллах за Ваше участие! Аминь.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов
Имам Махмуд Аль-Алюси (1217-1270 h./1803-1854 м.) пишет в своём тафсире про 89 Аят, Суры «Аль-Бакара»:
«Этот Аят говорит о иудеях племени Бани Курайза и Бани Aн-Надыр, которые, воюя с арабами, призывали на помощь Аллаhа посредством Мухаммада (мир ему). То есть они просили помощи Аллаhа в своих войнах против язычников. Аc-Судди передает, что иудеи во время яростной битвы открывали Тору на той странице, где шла речь о Пророке (мир ему), клали руки на эту страницу и говорили: » О Аллаh, мы просим у Тебя помощи степенью твоего Пророка, которого ты обещал нам, помоги нам против наших врагов» и действительно побеждали в битве». Однако когда Мухаммад (мир ему) был послан в качестве Пророка, они не уверовали в него. Как видите, в этих Аятах Аллаh не порицает иудеев за то, что они прибегали к Пророку (мир ему) как средству приближения, но порицает за неверие, которое они совершили, даже видя благодать Пророка (мир ему).
(Источник: Имам Аль-Алюси, «Рухуль Ма’ани», 1/320)
шейх Насир Албани в своей книге «ат-тавассуль анвауху ва ахкамуху» всячески стремится доказать,что «тавассуль» не может совершаться посредством сущности какого-либо человека,будь-то Пророка,да благославит его Аллах и да приветствует,или праведника,что он,»тавассуль», означает лишь просьбу к живому человеку о совершении мольбы (дуа) за себя.В этом ключе Албани толкует,например, известный хадис,повествующий о исцелении слепого.Однако,немотря на это,он все же с большим трудом допускает,допустимость «тавассуля» посредством сущности человека или посредством статуса его,при условии ,если «мутавассалем бихи»(человек ,посредством которого обращаются к Аллаху Тааля)является Посланник Аллаха,да благославит его Аллах и да приветствует,а не какой-нибудь праведник.На стр 76-й указанной книги он говорит по этой части следующее: «…и кто считает,что «тавассуль» слепца был совершен посредством самого Посланника Аллаха,да благославит его Аллах и да приветствует,то обязательно для него остановится на этом его виде,(т.е практиковать только «тавасуль» через Пророка,да благославит его Аллах и да приветствует),не прибавляя к нему ничего другого(т.е «тавассуль» через «вали» или праведника).Подобно тому как передают это(т.е «тавассуль» через Пророка)от имама Ахмада и шейха аль-Изза ибн Абдус-Саляма…» Представляется также интересным важное указание Албани на практику «тавассуля» ,хотя бы только и через Посланника Аллаха,да благославит его Аллах и да приветствует,таких имамов «Ахль Сунны» как Ахмад ибн Ханбаль и Изз ибн Абдус-Салям,да будет доволен ими Аллах.Неужели эти два гиганта совершали нововведения и не знали,что «тавассуль» посредством Посланника Аллаха есть незаконное дело,как заявляют об этом в псевдосалафиты ?
Например шейх АбдульВаххаб писал:
Однако мы порицаем того, кто взывает к сотворенному существенней, чем он взывает к Всевышнему Аллаху, и устремляется к могиле, и умоляет у могилы шейха Абдуль Кодира или других, прося у него отвести горести, или спасти в тревогах, или даровать желаемое. Так как же можно сравнивать такого с тем, кто взывает лишь Одного Аллаха, и не взывает ни к кому наряду с Ним, однако говорит в своём дуа: «О Аллах, я прошу тебя ради Пророка», или «..ради Посланников», или «..ради твоих праведных рабов», или едет к могиле Маруфа или другим, и взывает к Аллаху там, не взывая ни к кому, кроме Аллаха, уединяя Его в поклонении? Большая разница между этим, и нашим сегодняшним положением