Тавассуль и василя буквально означают опосредованное обращение с просьбой или опосредованную мольбу. Допускается просить Всевышнего Аллаха принять мольбу (дуа) посредством некоторых поступков или высокого положения определенных людей, так как это может способствовать принятию дуа.

Разновидности тавассуля

Существуют различные формы тавассуля и васили:

1) Совершение тавассуля, обращаясь к Всемогущему Аллаху, чтобы Он принял дуа благодаря тому, что человек совершил некий благой поступок. Это подтверждено хадисом из сборника «Сахих» Бухари, согласно которому три человека оказались заперты в пещере. Каждый из них сделал дуа Всевышнему Аллаху, чтобы Он сдвинул заграждающий камень, и они попросили Всевышнего Аллаха принять их дуа из-за определенных благих поступков, которые они совершили.

2) Совершать тавассуль, называя имена и атрибуты Всемогущего Аллаха. Это тоже дозволено и подтверждается следующим аятом:

У Аллаха – самые прекрасные имена. Взывайте же к Нему посредством них. (Коран, 7:180)

Например, можно говорить:

О, Аллах! Прошу Тебя посредством Твоих атрибутов и прекрасных имен осуществить мое данное желание!

3) Совершать тавассуль Всевышнему Аллаху посредством статуса и положения перед Аллахом определенных людей (живых или покойных). К ним относятся пророки (мир им), мученики (шахиды) и любые другие праведные рабы Аллаха. Например, можно сказать:

О, Аллах! Молю тебя принять мое дуа из-за высокого положения пророка (салляллаху алейхи уа саллям), которое он занимает пред Тобой!

Эта форма тавассуля также дозволена в соответствии с мнением подавляющего большинства алимов, которые и сами продолжают практиковать ее.

4) Некоторые алимы даже говорят о четвертой форме тавассуля, когда человек просит какого-либо праведного раба Аллаха совершить дуа за него. Эта форма также единогласно считается приемлемой.

Тавассуль посредством людей и доводы в пользу него

Единственная форма тавассуля, по которой имеются разногласия, – это третья форма, когда тавассуль совершается посредством определенных людей (живых или покойных):

О, Аллах! Молю тебя принять мое дуа из-за того высокого положения, которое пророк (салляллаху алейхи уа саллям) (или другой праведный человек) занимает пред Тобой!

Первое отрицание данной формы тавассуля имело место в 7 веке по хиджре. («Шифа-у-сикам»)

Имеется большое количество доводов в пользу допустимости тавассуля посредством людей. Ниже приведены некоторые из них:

1) Господин Усман ибн Хунайф (радиаллаху анху) передает, что однажды к пророку (салляллаху алейхи уа саллям) подошел слепой человек и сказал:

– О, посланник Аллаха! Попроси Аллаха исцелить меня.

– Если хочешь, – ответил пророк (салляллаху алейхи уа саллям), – я прочту дуа, или же ты можешь проявить терпение, и это будет лучше для тебя.

– Лучше прочти дуа.

Тогда пророк (салляллаху алейхи уа саллям) велел ему совершить, как следует, малое омовение и прочитать следующее дуа:

О, Аллах! Истинно прошу у Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего пророка, пророка милости. Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям), истинно я повернулся лицом к моему Господу посредством тебя, чтобы мое желание осуществилось. О, Аллах, прими его заступничество за меня. (Ахмад. Муснад. – Том 4, стр. 138; Тирмизи. Сунан; Ибн Маджа. Сунан; Хаким. Мустадрак и др.)

Имамы Тирмизи, Ибн Хузайма и Хаким отнесли этот хадис к достоверным. Слова «… обращаюсь к Тебе посредством Твоего пророка» несомненно подтверждают тавассуль посредством высокого положения человека. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) также сказал ему, чтоб он читал то же дуа всякий раз, когда нуждается в этом. (Радд мухкам матин. – Стр. 145)

2) Господин Усман ибн Хунайф (радиаллаху анху) научил этому дуа одного человека после смерти пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Желание этого человека также было осуществлено.

Абу Умама ибн Сахль ибн Хунайф (радиаллаху анху) передает, что один человек попросил господина Усмана ибн Аффана (радиаллаху анху) исполнить его желание. Господин Усман (радиаллаху анху) не оказал ему помощи. Этот человек пожаловался на свое бедственное положение господину Усману ибн Хунайфу (радиаллаху анху), который в ответ сказал ему совершить малое омовение, пойти в мечеть, совершить два ракаата намаза и прочитать следующее дуа:

О, Аллах! Истинно прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством нашего пророка, пророка милости. Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям), истинно я обратился к нашему Господу посредством тебя, чтобы Он удовлетворил мою потребность.

Потом этот человек вернулся к господину Усману ибн Аффану (радиаллаху анху), и тот немедленно исполнил его желание и сказал ему обращаться к нему всякий раз, когда у того появится потребность. (Муджам сагир. – Том 1, стр. 184; Муджам кабир. – Том 9, стр. 17; Байхаки. Даляиль нубувва. – Том 6, стр. 167–168)

Имам Табарани сообщил, что этот хадис относится к достоверным (Муджам сагир. – Том 1, стр. 184). Шейх Махмуд Захид Каусари также посчитал цепочки передатчиков Байхаки достоверными (сахих). (Макалат Каусари. – Стр. 391) Более подробное рассмотрение данного вопроса – см. в «Радд мухкам матин» шейха Абдуллы Сиддика Гумари (стр. 141–157); «Раф манара» шейха Махмуда Саида Мамдуха (стр. 125–131).

3) Господин Анас ибн Малик (радиаллаху анху) передал, что, когда мать господина Али (радиаллаху анху) умерла (это была Фатима бинт Асад, радиаллаху анха), пророк (салляллаху алейхи уа саллям) прочитал следующее дуа перед ее захоронением:

О, Аллах, Единственный, кто дает жизнь и смерть, и Тот, кто живет и никогда не умрет, прости мою мать*, Фатиму бинт Асад (радиаллаху анха), и внуши ей ее доводы (т. е. сделай легким для нее ответы на вопросы Мункара и Накира) и сделай ее могилу просторной для нее. (Прошу тебя) посредством права Твоего пророка и всех пророков до меня, ведь, воистину, Ты – Всемилостивый. (Муджам аусат. – Том 1, стр. 152; Хиля. – Том 3, стр. 121)

«Би хаккы набиййика» (посредством права Твоего пророка). В соответствии с критериями имама Ибн Хиббана и Хакима, данный хадис считается достоверным. (Раф манара. – Стр. 147; Макалат Каусари). Шейх Ибн Хаджар Хайтами (милость ему Аллаха) считал, что цепочка передатчиков хадиса является хорошей (см. его примечания к «Манасик» имама Навави (милость ему Аллаха), стр. 500…).

4) Записано следующее дуа для произнесения человеком, выходящим из мечети:

Алла́хумма инни́ ас-алюка би хаккыс-са́-или́на ‘алейка, ва би хаккы мамша́я ха́за…
Перевод: «О, Аллах, прошу тебя, посредством прав тех, кто просит Тебя, и посредством права моей ходьбы…»

В этом хадисе тавассуль проводится посредством людей: «…посредством прав тех, кто просит», – а тавассуль посредством поступков человека подтверждается его второй частью. Данный хадис записан в сборниках «Сунан» Ибн Маджи, «Муснад» Ахмада (том 3, стр. 21), «Мусаннаф» Ибн Аби Шайбы и др. Достоверным данный хадис считали следующие хадисоведы:

а. имам ибн Хузайма (Китаб таухид. – Стр. 17),

б. хафиз Абдулгани Макдиси (Насиха),

в. хафиз Абу Хасан Макдиси – учитель шейха Мунзири (см. Тагриб. – Том 3, стр. 273),

г. шейх Ираки – учитель хафиза Ибн Хаджара (Тахридж «Ихъя» ),

д. хафиз Ибн Хаджар Аскалани (Ната-идж афкар. – Том 1, стр. 272),

е. хафиз Димьяти (Матджар рабих).

Это шесть великих хадисоведов, принявших данный хадис в качестве достоверного. Следовательно, не остается никаких сомнений в отношении его приемлемости.

Следующие два довода также приводят примеры из практики сподвижников (радиаллаху анхум):

5) Господин Малик Дар, казначей продовольствия во времена халифа Умара ибн Хаттаба (радиаллаху анху), передает, что однажды люди переживали засуху во время правления господина Умара (радиаллаху анху), и один человек отправился к могиле пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и сказал:

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), попроси дождя от имени твоей уммы, ведь, воистину, они разрушаются.

После этого, данному человеку во сне было велено пойти к Умару (радиаллаху анху) и сказать ему, что «дожди скоро придут», и сказать ему:

Будь разумным.

Когда Умар (радиаллаху анху) был оповещен об этом, он начал плакать и сказал:

Господь Мой, я упущу только то, что сделать не в моих силах.

(Ибн Аби Шайба. Мусаннаф. – Том 12, стр. 31–32; Байхаки. Даляиль нубувва. – Том 7, стр. 47)

Шейх Ибн Кясир (милость ему Аллаха) установил, что цепочка передатчиков хадиса является «хорошей и сильной» (Муснад Фарук. – Том 1, стр. 223). Хафиз Ибн Хаджар также указал на его достоверность в книге «Фатх-уль Бари».

6) Абу Джауза Аус ибн Абдулла (радиаллаху анху) передает, что как-то раз жители Медины переживали сильную засуху. Они пожаловались госпоже Аише (радиаллаху анха). Она посоветовала им, чтобы они проделали отверстие в кровле могилы пророка (салляллаху алейхи уа саллям), чтобы могила оказалась открытой небесам. Он рассказывал:

Когда они проделали отверстие, полили проливные дожди, и посевы также начали расти. (Дарими. Сунан. – Том 1, стр. 56)

7) Имам Хаким и другие передали от господина Умара ибн Хаттаба (радиаллаху анху), что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) рассказывал:

Когда Адам (мир ему) вкусил с запретного дерева, он сказал:

– Господь Мой, прошу Тебя посредством права Мухаммада («би хаккы Мухаммад»), чтобы Ты простил меня.

Всевышний Аллах принял покаяние Адама (мир ему). (Мустадрак. – Том 12, стр. 615; Байхаки. Даляиль нубувва. – Том 5, стр. 489; Табарани. Муджам сагир. – Том 2, стр. 82)

Статус данного хадиса стал предметом разногласий различных хадисоведов. Некоторые отнесли его к достоверным, другие же отвергли его. Однако в поддержку данного хадиса имеется и другой хадис, переданный имамом Абу Хасаном ибн Бишраном (милость ему Аллаха) от госпожи Майсары (радиаллаху анха). Цепочка передатчиков этого хадиса полностью отличается от предыдущей. Более того, хафиз Ибн Хаджар (милость ему Аллаха) указал в отношении совершенно другого хадиса, который был передан по точно такой же цепочке, что эта цепочка передатчиков сильна (Гумари. Радд мухкам матин. – Стр. 138–139; Гумари. Ахадис мунтака. – Стр. 14). Эти хадисы вне всякого сомнения доказали, что данная форма тавассуля допустима и также широко применялась.

Алимы, совершавшие тавассуль посредством людей

Ниже приведены имена некоторых из многих прославленных алимов прошлого, которые совершали тавассуль посредством высокого положения набожного человека (покойного или живого):

1) Имам Хасан ибн Ибрахим Халлал (милость ему Аллаха) говорил, что всякий раз, когда у него возникала любая насущная потребность, он шел к могиле имама Мусы ибн Джафара (милость ему Аллаха) и совершал тавассуль посредством него. Всевышний Аллах выполнял его желание. (См. Тарих Багдад)

2) Имам Шафии (милость ему Аллаха) совершал тавассуль у могилы имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха) (Тарих Багдад). Шейх Каусари причислил данное событие к достоверным (Макалат Каусари. – Стр. 381).

3) Шейх Таджуддин Субки (милость ему Аллаха) говорил, что люди шли к могиле имама ибн Фурака (милость ему Аллаха), учителя имама Байхаки (милость ему Аллаха) и читали дуа, и их дуa принимались.

4) Хафиз Заркаши (милость ему Аллаха) совершил тавассуль во введении к «Танких» (его комментариям к сборнику «Сахих» Бухари).

5) Хафиз Такиуддин Субки (милость ему Аллаха), отец Таджуддина Субки (милость ему Аллаха), одобрил эту форму тавассуля и написал подробный трактат по этой теме (см. его книгу «Шифа-у-Сикам», стр. 293–318).

6) Имам Навави (милость ему Аллаха) упоминал, что к адабам посещения могилы пророка (салляллаху алейхи уа саллям) относится совершение таввасуля Всевышнему Аллаху посредством пророка (саллялллаху алейхи уа саллям) для принятия дуа. Далее имам Навави писал:

…и одним из лучших деяний, которые следует совершать, является то, что было передано шейхом Маварди (милость ему Аллаха), судьей Абу Тибом (милость ему Аллаха) и всеми нашими алимами, и они все расценили это как похвальное. Имам аль-Утаби (р.а.) говорил:

Однажды я сидел у могилы посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), когда один бедуин подошел и сказал:

– Мир тебе, посланник Аллаха. Посланник Аллаха, я слышал, как Всемогущий Аллах говорит в Коране: «Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе (Мухаммаду) и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным» (Коран, 4:64). Поэтому я пришел к тебе в поиске прощения своих грехов, стремясь к твоему заступничеству перед моим Господом.

После этого бедуин прочитал несколько аятов и ушел. Тогда я заснул и увидел посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), повелевшего мне следующее:

– Утаби, пойди к тому бедуину и обрадуй его, что Всемогущий Аллах простил его.

(см. Маджму. – Том 8, стр. 456; Манасик имам Навави. – Изд. Салафия. – Стр. 498–499)

Этот случай был пересказан многими алимами в их соответствующих трудах. Вот некоторые из них: хафиз Ибн Кясир в его тафсире, шейх Абу Мухаммад ибн Кудама в «Мугни» (том 3, стр. 556), имам Абу Фарадж в «Шарх кабир» (том 3, стр. 495) и т. д.

7) Имам Ахмад бин Ханбаль (милость ему Аллаха) также поощрял совершение тавассуля посредством пророка (салляллаху алейхи уа саллям) в дуа (Фатава ибн Таймия. – Том 1, стр. 140; также см. Мафахим. – Стр. 137).

8) Хафиз Шамсуддин Сахави (милость ему Аллаха), великий ученик хафиза Ибн Хаджара Аскалани (милость ему Аллаха) совершал тавассуль во многих случаях посредством пророка (салляллаху алейхи уа саллям) в своих книгах (например, см. Тухфат латифа. – Том 1, стр. 3, 17; Ибтихадж би азкар мусафир хадж).

9) Шейх Мухаммад ибн Джазри (милость ему Аллаха), известный хадисовед и знаток кираата говорил, что к адабам дуа относится совершение тавассуля посредством пророков и праведников (Хисн хасин).

10) Имам Шаукани Салафи (милость ему Аллаха) также разрешил совершение тавассуля (Тухфат закирин. – Стр. 50).

Это десять алимов различных видов (т. е. некоторые из них – факихи, некоторые – хадисоведы, а некоторые – кари). Все они либо совершали тавассуль, либо, как минимум, разрешали его совершение. И этот список можно еще продолжать…(см. Макалат Каусари. – Стр. 378–397)

После вдумчивого размышления над всем, что приведено выше, любой человек со здравым разумом будет верить вне всякого сомнения в дозволенность данной формы тавассуля – тем более, когда человек осознает, что она веками практиковалась уммой. Шейх Такиуддин Субки (милость ему Аллаха) и другие хадисоведы сказали, что хафиз Ибн Таймия (милость ему Аллаха), умерший в 728 году по хиджре, был первым, кто отверг допустимость этой формы тавассуля (Шифа-ус-Сикам. – Стр. 293). Более того, Абу Абдулла Тилмисани Малики (милость ему Аллаха) (известный ученый 7 века) написал книгу о том, как данная форма тавассуля практиковалась всей уммой с начала ее существования (см. Макалат Каусари. – Стр. 397).

Заключение

Наконец, мы хотели бы обратить ваше внимание на тот факт, что дозволенность, о которой мы говорили ранее, касается того, кто просит Всевышнего Аллаха по определенной надобности и при этом в качестве своего василя (посредника) использует высокочтимого человека, не думая и не веря в то, что молится этому человеку, или в то, что этот человек исполнит его желание. Конечно, если кто-либо напрямую попросит что-нибудь от умершего и будет верить, что пророки (мир им) и праведники (милость им Аллаха) обладают независимой ни от кого властью наделить запрошенным, то это будет ширком (многобожием), поскольку в данном случае человек придает Аллаху сотоварищей в Его качестве «Наделяющий».

Многие современники перепутали обе эти формы (1. прошение непосредственно у покойного и 2. прошение только лишь у Аллаха посредством некоего покойного человека) и назвали обе эти формы ширком. Это безусловно является большой ошибкой.

А Всевышний Аллах знает лучше.

Шейх Мухаммад ибн Харун Аббасумар
Факультет наук хадисов
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
Медресе «Инамия» 

Примечание:
*Родной мамой пророка (мир ему и благословение Аллаха) была Амина бинт Вахб, которая умерла, когда ему было шесть лет. Причина, по которой пророк (мир ему и благословение Аллаха) называет госпожу Фатиму бинт Асад (да будет доволен ею Аллах) своей матерью, заключается в большой заботе, проявленной ею по отношению к нему после смерти его родной мамы Амины.

 

Источник