Вопрос:
У меня вопрос про тавассуль. Известно, что секта т.н. салафитов считает подобные действия (обращение к Аллаху через пророков или праведников) язычеством и уклонением от единобожия. Подобные убеждения разделяют многие ученые из Саудовской Аравии и даже имамы двух священных городов (Мекки и Медины). Пожалуйста, разъясните этот вопрос.
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Тавассуль (обращение к Аллаху через какое-то посредничество) – к примеру, через Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и других пророков, аулия (праведных людей) дозволено и даже считается желательным в соответствии с мнением ученых всех четырех школ исламского права (мазхабов).
Подобного мнения (о дозволенности тавассуля) придерживались ученые Ислама во всю его историю. Саляфы (праведные предшественники) были такого же мнения, что и ученые четырех мазхабов более позднего времени.
Смысл тавассуля заключается в обращении ко Всевышнему Аллаху через посредство и заступничество другого человека. Например, если человек говорит: «О, Аллах, я прошу прощения моих грехов через василя (заступничество) Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Тавассуль может также осуществляться через собственные праведные дела, через всех пророков и праведных людей (как живых, так и умерших). Все эти виды тавассуля считаются дозволенными.
Допустимость тавассуля доказана из Корана, Сунны, практики уммы мусульман и нашего разума.
Вот некоторые доказательства:
1) Аллах говорит в Коране:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и ищите средства (василя) (приближения) к Нему» (сура аль-Маида, 5:35).
Слово «василя» (средство приближения) – это общее указание на возможность приближения к Аллаху через определенных людей и действия.
2) Аллах говорит:
«Если они (люди) совершат несправедливость по отношению к себе (совершат грех) и придут к тебе (Мухаммад), и Посланник Аллаха попросит прощения за них, то они найдут Аллаха Прощающим и Милосердным» (Ан-Ниса, 6: 64).
В этих аятах ясно говорится о допустимости тавассуля. Некоторые люди утверждают, что речь идет лишь о живых людях, но подобные утверждения могут исходить только от тех, кто отрицает бессмертие души (а подобное отрицание ведет и к отрицанию воскрешения из мертвых).
Кроме того, если мы обращаемся к Аллаху через посредников, на самом деле мы просим лишь у Аллаха. Мы используем высокое положение и уровень человека перед Аллахом. Иными словами, мы говорим: «О, Аллах, Твой Пророк (мир ему и благословение) или такой-то Твой раб более близок к Тебе вследствие своего положения и праведности. Я же не обладаю никакими заслугами, но у меня есть любовь к праведным людям, так прости же меня ради моей любви к ним».
Ни один человек в здравом уме не будет утверждать, что в этом вопросе есть какая-то разница между живыми и мертвыми. По этой причине такие ученые как имам ас-Субки, Хафиз ибн Касир, имам Навави (да помилует их Аллах) и многие другие ученые говорили о допустимости тавассуля через праведников, независимо, живы они или умерли.
3) Имам ат-Тирмизи (рахимахуллах) передает от Усмана ибн Хунейфа (да будет доволен им Аллах):
Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришёл слепой мужчина и сказал: “Обратись с мольбой к Аллаху, чтобы Он исцелил меня”. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Если хочешь, я обращусь к Нему с мольбой за тебя, но если ты пожелаешь проявить терпение, то так будет лучше для тебя”. Слепой сказал: “У меня нет поводыря, и это сложно для меня”.
И тогда Пророк (мир ему и благословение) повелел ему тщательно совершить омовение, совершить два ракаата намаза и обратиться к Аллаху с такой мольбой:
“О Аллах, я молю тебя и обращаюсь к тебе посредством Пророка Мухаммада, пророка милости. О Мухаммад, я обращаюсь посредством тебя к Аллаху, чтобы Он исполнил мою нужду» (Передано Тирмизи, Абу Даудом, Насаи, Табрани и другими с надежной цепочкой передатчиков).
Содержание этого хадиса доказывает дозволенность тавассуля через живых людей, а также косвенно доказывает дозволенность тавассуля через мертвых, поскольку тавассуль совершаетя не через физическое тело человека, а через достоинство или заслуги человека, которые остаются такими же и после смерти.
4) Кроме того, имам Табрани передает в своей книге Аль-Му’джам аль-Кабир через того же Усмана ибн Хунейфа, о том, что нечто подобное случилось и после смерти Пророка (мир ему и благословение), во времена правления третьего халифа Усмана (да будет доволен им Аллах).
Некий человек пришел к халифу со своей нуждой, но халиф забыл о его просьбе. Человек пожаловался Усману (передатчику хадиса) на свою нужду, и тот посоветовал ему совершить омовение, прийти в мечеть, совершить два ракаата намаза и сделать такое дуа: «О Аллах, я обращаюсь к Тебе через Пророка Мухаммада, Пророка Милости. О Мухаммад! Я обращаюсь через тебя к Аллаху, чтобы Он исполнил мою нужду…»
5) В хадисе, переданном имамом аль-Бухари и другими, сказано, что сподвижник Умар (да будет доволен им Аллах) делал тавассуль через дядю Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Аббаса (да будет доволен им Аллах), прося Всевышнего Аллаха о дожде во время засухи.
Здесь открытым текстом указана дозволенность тавассуля через умерших. Хадис был классифицирован как подлинный (сахих) аль-Байхакы, Мунзири, аль-Хайтами и другими.
Эти и многие другие хадисы ясно говорят о допустимости и обоснованности тавассуля. По этой причине великие суннитские ученые придерживались подобного мнения на протяжении веков. Даже в современную эпоху большинство мусульман Ахлю-Сунна валь-Джамаа разделяют это мнение.
Многие книги на арабском и других языках были написаны в опровержение тех, кто считает тавассуль язычеством (ширк). Ученые из Сирии, Иордании, Ливана, Кувейта, Арабских Эмиратов, Индии, Пакистана и Саудовской Аравии отвергли подобное мнение, которого придерживается меньшинство мусульман – секта т.н. салафитов.
Если действительно некоторые из ученых Харамейна (двух священных мечетей) высказывают такое мнение (о запретности тавассуля), то это делается, как правило, от слепого следования за имамом Ибн Таймийей. Этот ученый, несмотря на свои большие познания, во многих вопросах выбрал путь, отличный от пути большинства уммы, и ученые Ахлю-Сунна осудили его ошибочные взгляды.
Однако в совершении тавассуля нужно быть осторожным, чтобы не совершить ошибки в вероубеждении (акыде). Следует понимать, что лишь Один Всевышний Аллах имеет влияние на все события, внешние и внутренние, и Он лишь Один принимает наши просьбы и исполняет их – все остальное (через кого мы обращаемся к Нему) лишь средства для достижения Его довольства. Кроме того, не следует верить, что дуа не будут приняты без тавассуля. Это и есть подлинный таухид.
А Аллах знает лучше.
[Муфтий] Мухаммад ибн Адам
Дарул Ифтаа
Хороший разбор
У ибн Хаджара аль Аскаляни хорошие разборы на эту тему подтверждающие слова приведенные здесь.
Вот это важное замечание:
Однако в совершении тавассуля нужно быть осторожным, чтобы не совершить ошибки в вероубеждении (акыде). Следует понимать, что лишь Один Всевышний Аллах имеет влияние на все события, внешние и внутренние, и Он лишь Один принимает наши просьбы и исполняет их – все остальное (через кого мы обращаемся к Нему) лишь средства для достижения Его довольства. Кроме того, не следует верить, что дуа не будут приняты без тавассуля. Это и есть подлинный таухид.
шейх Насир Албани в своей книге «ат-тавассуль анвауху ва ахкамуху» всячески стремится доказать,что «тавассуль» не может совершаться посредством сущности какого-либо человека,будь-то Пророка,да благославит его Аллах и да приветствует,или праведника,что он,»тавассуль», означает лишь просьбу к живому человеку о совершении мольбы (дуа) за себя.В этом ключе Албани толкует,например, известный хадис,повествующий о исцелении слепого.Однако,немотря на это,он все же с большим трудом допускает,допустимость «тавассуля» посредством сущности человека или посредством статуса его,при условии ,если «мутавассалем бихи»(человек ,посредством которого обращаются к Аллаху Тааля)является Посланник Аллаха,да благославит его Аллах и да приветствует,а не какой-нибудь праведник.На стр 76-й указанной книги он говорит по этой части следующее: «…и кто считает,что «тавассуль» слепца был совершен посредством самого Посланника Аллаха,да благославит его Аллах и да приветствует,то обязательно для него остановится на этом его виде,(т.е практиковать только «тавасуль» через Пророка,да благославит его Аллах и да приветствует),не прибавляя к нему ничего другого(т.е «тавассуль» через «вали» или праведника).Подобно тому как передают это(т.е «тавассуль» через Пророка)от имама Ахмада и шейха аль-Изза ибн Абдус-Саляма…» Представляется также интересным важное указание Албани на практику «тавассуля» ,хотя бы только и через Посланника Аллаха,да благославит его Аллах и да приветствует,таких имамов «Ахль Сунны» как Ахмад ибн Ханбаль и Изз ибн Абдус-Салям,да будет доволен ими Аллах.Неужели эти два гиганта совершали нововведения и не знали,что «тавассуль» посредством Посланника Аллаха есть незаконное дело,как заявляют об этом в псевдосалафиты ?
Например шейх АбдульВаххаб писал:
Однако мы порицаем того, кто взывает к сотворенному существенней, чем он взывает к Всевышнему Аллаху, и устремляется к могиле, и умоляет у могилы шейха Абдуль Кодира или других, прося у него отвести горести, или спасти в тревогах, или даровать желаемое. Так как же можно сравнивать такого с тем, кто взывает лишь Одного Аллаха, и не взывает ни к кому наряду с Ним, однако говорит в своём дуа: «О Аллах, я прошу тебя ради Пророка», или «..ради Посланников», или «..ради твоих праведных рабов», или едет к могиле Маруфа или другим, и взывает к Аллаху там, не взывая ни к кому, кроме Аллаха, уединяя Его в поклонении? Большая разница между этим, и нашим сегодняшним положением