Имам Куртуби. (ум. 1273 г.) — знаток хадисов, который приобрел широкую популярность благодаря комментарию Корана. Известно, что он родился в Кордове, но затем покинул ее и направился на восток, в сторону Египта, где и осел в районе Асьюта. Знаменитый историк Захаби в «Истории Ислама» называет его имамом, сведущим во многих областях знания того времени, человеком огромной эрудиции. Наряду с ученостью, Куртуби выделялся также своей набожностью, склонностью к аскетизму, раздумьями о бренности бытия и размышлениями о мире ином. Среди его работ первой биографы упоминают его комментарий Корана, благодаря которому он получил широкую известность в исламском мире. Не меньшую популярность принесло имаму Куртуби его специализированное сочинение по эсхатологии «Напоминание о состояниях, связанных со смертью, и о мире ином», которое является одним из лучших образцов по данной тематике.

Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах). Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место.

Коран, 17: 78-79.

Или же они взяли себе заступников, помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют?». Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены».

Коран, 39: 43-44.

«Передал Муслим со слов Абу-Хурайры[1] (РАД): «Пророк (ﷺ) <…> сказал: «Я — господин людей в день воскресения. А знаете, почему? Аллах соберет первые и последние поколения в одном месте. И услышат они зовущего, и пронзит их взор. Солнце приблизится. Жар и мучения людей достигнут такой силы, что не снести их людям и не вытерпеть. И люди скажут: «Видите, что с нами стало? Не поискать ли того, кто заступится за нас пред Господом?». И скажут люди друг другу: «Пошли к Адаму».

Просьба к Адаму, мир ему, заступиться за людей и его ответ

«И пойдут они к Адаму, мир ему, и скажут ему: «Ты отец людей, Аллах сотворил тебя Своими руками, и вдохнул в тебя дух Свой, и повелел ангелам, и они поклонились тебе. Заступись за нас пред Господом твоим!». Адам же ответит: «Господь мой охвачен гневом так, как никогда не был прежде и не будет впредь. Он запретил мне есть с дерева, а я ослушался. О Господи, Господи! Идите к Нуху».

Просьба к Нуху (библ. Ною), мир ему, заступиться за людей и его ответ

«И пойдут они к Нуху и скажут ему: «Нух, ты первый из посланников к жителям земли и назвал тебя Аллах рабом благодарным. Заступись за нас пред Господом нашим, разве ты не видишь, в каком мы положении». Нух же ответит им: «Господь мой охвачен гневом так, как никогда не был прежде и не будет впредь. У меня уже было послание, с которым я обратился к своему народу. О Господи, Господи! Идите к Ибрахиму».

Просьба к Ибрахиму (библ. Аврааму), мир ему, заступиться за людей и его ответ

«И пойдут они к Ибрахиму и скажут ему: «Ибрахим, ты пророк Аллаха и друг из числа жителей земли. Заступись за нас пред Господом твоим, разве ты не видишь, в каком мы положении». Он же ответит: «Господь мой охвачен гневом так, как никогда не был прежде и не будет впредь. И он вспомнил лживые рассказы. О Господи, Господи! Идите к другим. Идите к Мусе».

Просьба к Мусе (библ. Моисею), мир ему, заступиться за людей и его ответ

«И пойдут они к Мусе, мир ему, и скажут: «Мусса, ты посланник Аллаха. Аллах удостоил тебя Своим посланием и Своим обращением к людям. Заступись за нас пред Господом твоим, разве ты не видишь, в каком мы положении». Он же ответит: «Господь мой охвачен гневом так, как никогда прежде и не будет впредь. Я же убил человека, которого не было повеления убивать». Господи, Господи! Идите к Исе».

Просьба к Исе (библ. Иисусу), мир ему, заступиться за людей и его ответ

«И пойдут они к Исе и скажут: «Иса, ты посланник Аллаха, и слово Его, которое Он дал Марьям, и дух от Него. Ты говорил с людьми из колыбели младенцем. Заступись за нас пред Господом твоим, разве ты не видишь, в каком мы положении, до чего мы опустились». Иса им ответит: «Господь мой охвачен гневом так, как никогда не был прежде и не будет впредь». И сказал он это, не упомянув ни одного греха: «Господи, Господи! Идите к другим. Идите к Мухаммаду (САВ)».

Просьба к печати пророков — Мухаммаду (ﷺ) заступиться за людей

«И придут они ко мне и скажут: «Мухаммад, ты – посланник Аллаха и печать пророков. Аллах простил тебе все прежние грехи. Заступись за нас пред Господом твоим, разве ты не видишь, в каком мы положении». И я пойду и окажусь под престолом, склонюсь в молитве пред Господом моим. Затем Аллах откроет мне из Своей милости и своей славы то, чего Он не открывал никому до меня. И он скажет: «Мухаммад, подними голову. Проси, и будет дано. Заступись, будет принято заступничество». И я подниму голову и скажу: «Община моя, о Господи! Община моя, о, Господи!». И будет сказано: «Мухаммад, введи тех из твоей общины, на ком нет расчета, через правую дверь рая, а они будут помогать прочим людям войти через остальные двери. Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, что между створками дверей рая расстояние, как между Меккой и Хаджаром или как между Меккой и Босрой».

Какова цель всеобщего заступничества по отношению к тем, кто будет находиться на месте предстояния?

Среди прочих пророков в аспекте заступничества особо выделен пророк наш Мухаммад (ﷺ). Заступничество — предмет желанный, как говорил Мухаммад, мир ему: «У каждого пророка — соответствующий призыв и определенная миссия. И я держу втайне свою миссию — заступничество за мою общину». (Передавали имамы аль-Бухари, Муслим и др.).

Заступничество, имеющее целью ускорение расчета и избавление от ужасов места предстояния

Действительно, это заступничество имеет целью ускорение расчета над людьми, которые избавятся от ужасов места предстояния. В этом деянии особо выделен Мухаммад (ﷺ). И скажет он: «Община моя, о, Господи! Община моя, о, Господи! Прояви заботу и любовь по отношению к моей общине. Прояви сострадание к ней. И будет сказано: «О Мухаммад! Пусть войдут в рай те из твоей общины, кто не подлежит расчету». Этим указывается на то, что Мухаммад заступится за тех находящихся на месте предстояния, кому должен быть ускорен расчет. Тогда Он прикажет войти тем, на ком нет расчета. И начнет рассчитывать тех из общины, на ком есть расчет, а также и других.

Божья благодать

Это заступничество предполагает нисхождение Божьей благодати на людей, и даже явлено будет в тот день место Пророка достохвальное, которое обещано Аллахом. В связи с этим каждый из пророков поочередно скажет: «Это место уготовано не мне», пока очередь не дойдет до Мухаммада(САВ). И он скажет: «Это место уготовано мне».

Передавал Муслим со слов Катады[2], а он со слов Анаса[3] (РАД): «Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Аллах соберет людей в День Воскресения. И из-за этого они будут в смятении. Вот как это звучит в передаче: «Они вдохновятся и скажут: «Если мы попросим нашего Господа заступиться за нас, то он вызволит нас из этого места». И пошли они к Адаму». И он рассказал вышеупомянутый хадис о заступничестве.

Абу-Хамид аль-Газали[4] отмечал, что промежуток между посещением людьми Адама и посещением Нуха исчисляется тысячью лет. Такой же промежуток — от каждого пророка до Мухаммада (ﷺ).

Заступничество – это место достохвальное

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Ко мне придут люди и скажут: «Заступись за нас пред Господом, когда Он начнет судить нас». Он ответит: «Я всецело полагаюсь на волю и решение Аллаха». Когда Аллах соблаговолит начать суд над людьми, глашатай воззовет: «Где Мухаммад (ﷺ) и его община?». И восстану я, и последует за мной моя община, выделенная благородными отметинами, что является признаком чистоты. Мы — из поколений первых и последних — будем первыми, с кого будет принят расчет. Перед нашей общиной будут открыты все двери, словно она полностью состоит из пророков».

Бухари передавал со слов Ибн-Умара: «Люди в День Воскресения последуют за своими пророками и будут на коленях умолять их: «Такой-то, такой-то, заступись за нас». И так будет до тех пор, пока их выбор не падет на пророка Мухаммада (ﷺ). Произойдет это в тот день, когда Аллах определит ему место достохвалимое».

Тирмизи передавал от Абу-Хурейры р.а.: «Посланник Аллаха (ﷺ) повторял слова Всевышнего: «Может быть, Господь твой определит тебе место достохвалимое». И когда его спрашивали об этом, он отвечал: «Здесь имеется в виду заступничество. А это хороший хадис».

О трех ужасах

Люди будут устрашены тремя ужасами, и воистину, будет так, а Аллах знает лучше всех. Будет приведена геенна, закованная в цепях. А произойдет это до расчета и до того, как они предстанут пред Судией. Когда геенна взглянет на тварей Божьих, она начнет бурлить, бушевать и реветь. С яростью набросится на людей, и поводом для этого послужит гнев Господа на те сведения, которые будут извлечены из книги, находящейся в аду. Твари Божьи падут на колени перед ней, и слезы потоком хлынут из их глаз. И неправедники поднимут суматоху.

Геенна заревет во второй раз, что усилит ужас и страх в сердцах. Затем она заревет в третий раз, и люди падут ниц и станут пристально смотреть. Они будут тайно наблюдать за геенной, опасаясь того, что она настигнет и обожжет их своим пламенем, да защитит нас от нее Аллах.

О том, кто заступается за верующих, и о том, кто заступается за неверующих

Ибн-аль-Мубаррак[5] со слов Ришдина ибн Са’да[6], со слов Абд-ар-Рахмана ибн Зийада[7], со слов Духейна аль-Хиджри[8], со слов Укбы ибн Амира[9] (РАД) передавал от посланника Аллаха (ﷺ), который рассказал хадис о заступничестве: «Иса, мир ему, скажет: «Направляю вас к неграмотному пророку (т. е. к Мухаммаду — А. А.)». И люди придут ко мне. А тем временем я восстану из мертвых с позволения Господа. И как только собрание людей, окружающее меня, ощутит наиприятнейший аромат, появится мой Господь, Который заступится за меня и окутает меня светом с головы до ног. Затем неверные скажут: «Верующие нашли уже того, кто заступится за нас? Кому, как не Иблису, заступиться за нас? Тому, кто сбил нас с пути». И придут они к нему и скажут: «Верующие нашли уже того, кто заступится за нас. Восстань и заступись за нас. Ты уже сбил нас с пути». Он восстанет из мертвых, и собрание людей, окружающее его, ощутит невыносимое зловоние, которым пахнет из того места, откуда он восстанет. Он превознесет ад и скажет: «И сказал сатана, когда свершилось обещанное: действительно, Аллах обещал вам доподлинно, и я обещал вам, но я не сдержал слова» (14:22).

Кто является счастливейшим из людей при заступничестве Пророка (ﷺ).

Передавал аль-Бухари от Абу-Хурейра (РАД): «Я спросил: «О посланник Аллаха! Кто является счастливейшим из людей при твоем заступничестве в день воскресения?». Он ответил: «Я подумал о том, что никто до тебя не спрашивал меня об этом, когда я заметил твой живой интерес, проявленный в отношении этого хадиса…».

«Счастливейший из людей при моем заступничестве в День Воскресения будет тот, кто искренне скажет: «Нет бога, кроме Аллаха!».

Зайд ибн Аркам[10] (РАД) передавал со слов Пророка (ﷺ): «Тот, кто искренне скажет: «Нет бога, кроме Аллаха», войдет в рай!».

Его спросили: «В чем искренность?». Он ответил: «В том, чтобы сторониться того, что запретно перед ликом Аллаха». (Этот хадис приводится в труде Тирмизи «Диковины основ».)

Имам аль- Куртуби

[1] Абу-Хурайра Абд-ар-Рахман ибн Сахр (602-679) – сподвижник Пророка. Он принял Ислам на седьмом году хиджры, всего за три года до смерти Пророка, но, несмотря на это, стал крупнейшим передатчиком хадисов. Число дошедших через него хадисов превышает 5 тысяч, а число его учеников достигает семисот. Большую часть жизни провел в Медине.

[2] Катада ибн Диама (680-736) — басрийский законовед и комментатор Корана, знаток арабского языка, преданий и генеалогии доисламских арабов.

[3] Анас ибн Малик ал-ХазРАДжи (612-712) — сподвижник Пророка, через Анаса дошло более двух тысяч хадисов. В конце жизни переехал в Ирак: сначала в Куфу, потом в Басру.

[4] Аль-Газали Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси (1058-1111) — выдающийся теолог, философ и факих-шафиит.

[5] Абдаллах ибн аль-Мубарак (736-797) — передатчик хадисов, законовед, филолог из Хорасана.

[6] Личность не установлена.

[7] Абу-Халид Абд-ар-Рахман ибн Зийад, известный как Ибн-Ан’ам (694-778) — законовед, хадисовед. Жил в Багдаде, где был приближен к халифу аль-Мансуру. Затем переехал в Кайруан (Тунис), где занимал пост кади (судьи).

[8] Личность не установлена.

[9] ‘Укба ибн ‘Амир ал-Джухани (ум. 678) — сподвижник Пророка, полководец, наместник в Египте (один из тех, кто собирал и записывал Коран, его свод одно время имел хождение в Египте). В Каире над его могилой построена мечеть, которая названа его именем.

[10] Зайд ибн Аркам ибн Зайд аль-ХазРАДжи (ум. 686) — сподвижник Пророка из числа ансаров (мединских мусульман), передатчик хадисов.

www.idmedina.ru/books/history_culture/