Подробное изложение этих установлений необходимо ввиду того, что они имеют непосредственное отношение к таким вещам, как молитва, пост, паломничество, половые сношения, развод, период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выходить замуж, возобновление брака с разведённой женой и установление родства.

В обычном словоупотреблении слово «хайд» означает «истечение».

В качестве шариатского термина автор книги «Аль-ха-дийа аль-‘аля’ийа» определяет смысл этого слова следующим образом: «Так именуется истечение крови из матки женщины в возрасте от девяти[244] до пятидесяти пяти лет, которая не является ни больной, ни беременной».

Нетрудно заметить, что в качестве меры предосторожности в этом определении установлено несколько ограничений:

а) слова «из матки» указывают, что здесь не имеется в виду хроническое кровотечение, поскольку в подобных случаях кровь выделяется не из матки, а из половых органов женщины. Таково мнение факихов, тогда как врачи считают, что при хроническом кровотечении кровь может выделяться и из матки. Однако, подобно факихам, они считают, что такая кровь не является менструальной. Более подробно этот вопрос разбирается в другом месте;

б) слово «женщины» указывает на то, что здесь не имеются в виду самки отдельных животных (например, кроликов, лягушек или летучих мышей), о которых говорят, что у них бывают месячные.

Ибн ‘Абидин приводит выдержку из книг «Ан-нахр», в которой говорится, что из всех живых существ месячные бывают только у женщин. Однако в комментариях к книге «Маракы аль-фалях» ат-Тахави перечисляет девять видов животных, у самок которых бывают месячные, после чего пишет: «Под месячными, приписываемыми этим животным, подразумевается истечение»;

в) слова «в возрасте от девяти лет» указывают, что здесь не имеется в виду малолетняя девочка, не достигшая половой зрелости, которая наступает не ранее, чем в возрасте девяти лунных[245] лет, если в этом возрасте у девушки начинаются месячные. Автор книги «Аль-фатх» пишет: «Мнения относительно этого разошлись. Одни говорили о шести годах, другие — о семи, третьи — о девяти, а четвёртые — о двенадцати, но наиболее предпочтительным следует считать мнение относительно девятилетнего возраста»;

г) слова «которая не является больной» означают, что здесь речь идёт о такой болезни, которая приводит к кровотечению, поскольку в подобных случаях кровь не считается менструальной;

д) слова «которая не является беременной» указывают, что в данном определении речь не идёт о кровотечениях, которые бывают у некоторых беременных женщин, поскольку в подобных случаях кровь не считается менструальной. Автор книги «Маракы аль-фалях» пишет: «Обычно по устроению Аллаха отверстие матки закрыто, и ничто не выходит оттуда наружу до рождения ребёнка. Вместе с тем во время беременности у женщины может выделяться кровь, однако такая кровь не считается менструальной, поскольку выделение крови является результатом болезни. Как правило, такое кровотечение возникает вследствие отслоения плаценты, но, по словам врачей, это бывает только на последних месяцах беременности[246];

е) слова «в возрасте до пятидесяти пяти лет» указывают, что здесь не имеется в виду достигшая этого возраста женщина, у которой месячные уже прекратились. Такая женщина именуется «йа’иса» (отчаявшаяся), то есть женщина, у которой уже нет надежды на возобновление месячных. Для того чтобы о женщине можно было вынести подобное суждение, она должна удовлетворять двум условиям, которые приводятся ниже.

Во-первых, женщине должно исполниться пятьдесят пять лет. Согласно другому мнению, она должна достигнуть возраста пятидесяти лет, но правильным является первое мнение[247].

Во-вторых, у неё должны прекратиться месячные.

Таким образом, если женщине исполнилось пятьдесят пять лет, но месячные у неё не прекратились, её нельзя именовать «йа’иса», на что указывает Ибн ‘Абидин.

То же самое касается и такого случая, когда месячные прекращаются у женщины, не достигшей пятидесяти пяти лет. Шейх Ибн ‘Абидин сказал: «Если же ей не исполнилось пятьдесят пять лет, но месячные у неё прекратились, период «‘идда»[248] исчисляется для неё по менструальным циклам, поскольку для периода чистоты верхнего предела не существует. Практический смысл суждения о том, что женщина должна именоваться «йа’иса» состоит в том, что для неё период «‘идда» исчисляется по месяцам, а не по менструальным циклам».

Следует ли считать, что у женщины возобновились месячные, если у неё возобновится истечение крови?

Да, при том условии, что она увидит истечение крови красного или чёрного цвета, на что указывается в «Радд аль-мухтар». Некоторые факихи опускали такие детали, называя единственным условием истечение крови в обычное время. Если женщина видит, что в обычное время у неё выделяется кровь жёлтого цвета или сгустившаяся кровь, это значит, что у неё начались месячные. Подобное утверждение является наиболее очевидным (а в «Радд аль-мухтар» сказано: «Очевидным является второе»).

* * *

Какое суждение следует вынести о замужестве женщины, которая вышла замуж после прекращения месячных, в связи с чем, период «‘идда» стал исчисляться для неё по месяцам, а не по менструальным циклам, а потом месячные возобновились?

По этому вопросу улемы придерживались шести различных мнений. Наиболее предпочтительное мнение, с которым и следует согласиться, выражено в «Радд аль-мухтар». Как считает автор данного труда, такой брак является дозволенным, но в будущем продолжительность периода «‘идда» для этой женщины должна определяться по менструальным циклам. Если же она увидит истечение крови до завершения месяцев периода «‘идда», продолжительность этого периода должна определяться заново по менструальным циклам.

Определение месячных, которое было приведено нами ранее, давалось исходя из того, что менструальная кровь относится к числу нечистых вещей. Если же рассматривать месячные как один из видов осквернения, то улемы дают этому определение подобное тому, которое приводится в «Ад-дурр аль-мухтар»: согласно шариату, месячные являются препятствием (выполнению ряда религиозных обрядов) по причине истечения вышеупомянутой крови.

Шейх Ибн ‘Абидин пояснил это определение следующим образом: «Речь идёт о таком состоянии, которое, согласно шариату, не позволяет заниматься тем, необходимым условием чего является чистота (например, совершать молитву, касаться Корана, поститься, входить в мечеть или вступать в половую связь, причиной чего является истечение вышеупомянутой крови)».

Условия, при которых истечение крови считается месячными
Кровь, выделяющаяся из тела женщины, считается менструальной только в том случае, если она удовлетворяет нижеперечисленным условиям:

а) кровь должна выделяться из матки;

б) причиной истечения крови не должны быть роды;

в) истечению крови должен предшествовать определённый период чистоты, даже если эта чистота будет условной. Это значит, что до начала месячных женщина должна быть чистой не менее пятнадцати дней, поскольку минимальный срок между двумя менструальными циклами равен пятнадцати суткам. Эта чистота может быть не реальной, а условной, например, в том случае, когда в промежутке между двумя менструальными циклами у женщины продолжается хроническое кровотечение. В подобном случае она, по утверждению ат-Тахави, является чистой условно, на что указывается в «Радд аль-мухтар»;

г) истечение крови должно продолжаться не менее трёх суток;

д) истечение крови считается месячными, если женщина достигла возраста половой зрелости, иначе говоря, если ей уже исполнилось девять лунных лет.

Причина месячных

Месячные являются испытанием, которое ниспослал женщинам Аллах Всевышний. Его причиной, как указывают улемы, явилось испытание, которое связано с древом. Этому испытанию, которому Аллах подверг Хавву (Еву), да помилует её Аллах, её дочери будут подвергаться до Дня воскресения, о чём говорится в «Радд аль-мухтар».

В своём «Тафсире» аль-Куртуби пишет: «И Хавве было сказано: «Подобно тому, как ты заставила течь сок этого древа, будет и у тебя течь кровь каждый месяц, и будешь ты беременеть и рожать против воли своей, и будешь из-за этого много раз близка к смерти».

В своём комментарии «Радд аль-мухтар» к «Ад-дурр аль-мухтар» шейх Ибн ‘Абидин пишет: «Что же касается утверждений о том, что испытанию месячными первыми были подвергнуты израильтянки, то его отвергает аль-Бухари, и этому противоречит содержание хадиса Пророка ».

Вышеупомянутый хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Он передаётся со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:

«Мы покинули (Медину) с единственной целью совершить хаджж, а в Сарифе[249] (или: поблизости от него) у меня начались месячные. Зайдя ко мне, Посланник Аллаха (увидел, что) я плачу, и спросил: «У тебя начались месячные?». Я ответила: «Да», и тогда он сказал: «Поистине, это предопределено Аллахом Всевышним дочерям Адама. Совершай же всё, что совершает паломник, но только не обходи Ка’абу, пока не совершишь полное омовение!».

Комментируя этот хадис, имам ан-Навави, да помилует его Аллах, пишет: «Пророк сказал о месячных: «Поистине, это предопределено Аллахом Всевышним дочерям Адама», желая утешить ‘Аишу и успокоить её. Его слова означали: это бывает не только у тебя, но и у всех женщин подобно тому, как у всех мужчин и женщин бывают выделения мочи, кала и прочих вещей. В «Книге о месячных» своего «Сахиха» аль-Бухари использует этот хадис в качестве доказательства того, что месячные были у всех женщин, и опровергает с его помощью утверждения тех, кто, говорил, что испытанию месячными первыми были подвергнуты только израильтянки.

Нет сомнений в том, что существует прочная органическая связь месячных с маткой женщины. К числу проявлений мудрости Аллаха относится то, что по Его воле месячные являются одной из причин обеспечения беременности и снабжения плода необходимым питанием. Матка готова к беременности в будущем благодаря поступающей к ней крови.

Продолжительность месячных
Мнения улемов относительно минимальной и максимальной продолжительности месячных расходятся.

Ханафиты считают, что месячные продолжаются не менее трёх суток и не более десяти, а то, что продолжается менее трёх суток или более десяти, является не месячными, а хроническим кровотечением[250].

По мнению шафиитов, минимальная продолжительность месячных равна одним суткам, а максимальная — пятнадцати.

Ханафиты приводят в качестве доводов несколько хадисов, которые улемы характеризуют как слабые (да’иф), однако в своём труде «Фатх аль-Кадир» аль-Камаль бин аль-Хаммам сначала также упоминает эти хадисы и признаёт их слабость, но потом пишет: «Эти несколько хадисов передаются со слов Пророка несколькими путями, что возвышает слабые хадисы до степени хороших (хасан)».

Улемы придерживались известного правила, согласно которому установления шариата можно извлекать только из достоверных (сахих) или хороших хадисов, даже если тот или иной хадис считается хорошим лишь в силу существования других хадисов, передающихся многими путями, что позволяет быть уверенным в том, что он не относится к категории слабых. Ниже приводятся некоторые такие хадисы.

1. Передают со слов Абу ‘Умамы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал:

«Наименьшая продолжительность месячных у девочек, девушек и женщин, побывавших замужем, равна трём суткам, а наибольшая — десяти, если же они продолжаются больше, это значит, что у женщины хроническое кровотечение» (Ад-Даракутни).

2. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал:

«Месячные могут продолжаться три дня, четыре (дня), пять (дней), шесть (дней), семь (Дней), восемь (дней), девять (дней) или десять (дней), если же истечение крови продолжается более десяти дней, это значит, что женщина страдает хроническим кровотечением» (Ибн ‘Ади).

3. Передают со слов Василя бин аль-‘Аска’, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал:

«Наименьшая продолжительность месячных составляет три дня, а наибольшая — десять» (Ад-Даракутни).

Приведенные нами хадисы, а также многочисленные высказывания сподвижников и последователей указывают на то, что в целом для такого определения наименьшей и наибольшей продолжительности месячных, как указывает аль-Камаль, есть основания в шариате.

Что же касается шафиитов, то они приводят в качестве довода слова Пророка , который сказал о женщинах так:

«Некоторые из вас проводят полжизни не молясь».

Приведя этот хадис, аль-Камаль пишет: «Аль-Байхаки сказал, что не обнаружил такого хадиса. В «Ат-тахкик» Ибн аль-Джавзи пишет: «Это хадис является неизвестным», в чём с ним соглашается автор «Ат-тахкых». Однако если этот хадис и является достоверным, он не может служить аргументом в пользу того, что говорят шафииты. Автор «Аль-‘инайа» писал: «Имеется в виду половина не в прямом смысле, поскольку в жизни женщины есть такой период, как детство, могут быть периоды беременности, а также период, с наступлением которого месячные прекращаются. Таким образом, становится ясно, что подразумевается примерно половина того периода, в течение которого у женщины бывают месячные. Если на основании подобных сообщений определить продолжительность этого периода в десять лет, это и составит примерно половину».

Говоря о том, что наименьшая продолжительность месячных составляет трое суток, имеется в виду три дня и три ночи, а не одни только ночи. Если женщина увидит кровь в начале дня, к каждому такому дню следует присоединять и следующую ночь, а это значит, что наименьшая продолжительность месячных составляет семьдесят два часа.

Цвет менструальной крови
Менструальная кровь может быть либо тёмного, либо красного, либо жёлтого, либо зелёного, либо серого, либо землистого цвета[251].

Истечения крови таких цветов считаются месячными только в том случае, если это имеет место во время обычных менструальных циклов. Указанием на то, что истечения крови такого цвета следует считать месячными, является хадис, который имам Малик, да помилует его Аллах, приводит в «Аль-Муватта».

В этом хадисе сообщается, что женщины часто присылали ‘Аише куски материи с завёрнутыми в них кусочками хлопка, на которых были жёлтые следы менструальной крови, чтобы она посмотрела на них, а она говорила: «Не спешите, пока не увидите белизну»[252].

Основа месячных
Определение этому понятию даёт шейх аль-Баркави в своём послании о месячных, комментарий к которому написал шейх Ибн ‘Абидин, да помилует Аллах их обоих. Аль-Баркави пишет: «Появлением менструальной крови следует считать её выход за пределы внутренних половых органов женщины». Шейх Ибн ‘Абидин поясняет это следующим образом: «Речь идёт о том, что кровь подходит к наружным половым органам. Первыми, то есть внутренними половыми органами, является отверстие наподобие заднепроходного отверстия или отверстия мочеиспускательного канала, вторые же, то есть наружные половые органы, имеют продолговатую форму наподобие ягодиц. Появлением крови считается момент достижения ею внешних пределов внутренних половых органов, даже если она и не отделилась от них. Это служит подтверждением того, что месячные начались, если происходящее соответствует всем вышеупомянутым условиям. Подтверждением служит и достижение девушкой возраста половой зрелости. Если она почувствует, что кровь подошла к её внутренним органам, но не вышла за их пределы, то согласно очевидному смыслу сказанного, это ещё не является началом месячных, из чего и следует исходить».

Если женщина приложит вату к отверстию внутренних половых органов, и на ней останутся следы крови, считается, что кровь уже начала выделяться, и это также служит подтверждением того, что у неё начались месячные.

Часто возникает вопрос, суть которого сводится к тому, что если женщина заснула чистой, а проснулась после того, как у неё во сне начались месячные, следует ли считать, что они начались с того момента, как она проснулась.

В соответствии с этим, если женщина заснула в период времени, который отводится для полуденной молитвы (зухр), не совершив эту молитву и будучи чистой, проснулась после наступления времени послеполуденной молитвы (‘аср), обнаружив, что у неё начались месячные, ей следует возместить (када’) пропущенную полуденную молитву после очищения.

Если же происходит обратное, то есть, если она засыпает в то время, когда месячные ещё не прекратились, а просыпается чистой, считается, что она является чистой с тех пор, как заснула. В подобном случае женщина обязана возместить молитву, во время которой она спала. Из всего сказанного следует, что в таких делах мы всегда придерживаемся наиболее надёжного пути, на что указывается в «Радд аль-мухтар».

Состояния чистоты
Здесь имеется в виду период действительного или условного прекращения месячных. Так, например, когда истечение крови у женщины продолжается и после завершения месячных, она считается чистой условно.

Прежде чем переходить к вопросу о видах чистоты, необходимо упомянуть о том, что непрерывное истечение крови в период месячных не является обязательным условием, поскольку это бывает лишь изредка. Прекращение истечения крови во время месячных на один-два часа, равно как и на более короткий или более долгий срок, не считается прекращением месячных, поскольку во внимание принимается только начало и полное завершение истечения крови.

После завершения месячных женщина может очиститься, но этого может и не случиться. Если в этот период она очищается, такое состояние именуется истинной или полной чистотой. Наименьшая продолжительность такого состояния должна составлять пятнадцать суток, верхнего же предела продолжительности у него нет, поскольку у некоторых женщин истечение крови после прекращения не возобновляется до конца жизни.

Если истечение крови прекращается менее чем на пятнадцать суток, это не считается завершением месячных и именуется недействительной (фасид) или неполной (накыс) чистотой.

С учётом сказанного все факихи считают, что если продолжительность состояния чистоты между двумя периодами истечения крови составляет не менее пятнадцати суток, это указывает на завершение месячных, а каждое предшествующее и последующее истечение крови, которое продолжается не менее трёх суток, считается месячными. Согласно единодушному мнению всех факихов, в том случае, когда состояние чистоты продолжается менее трёх суток, это является не завершением месячных, а продолжением непрерывного истечения крови, даже если оно займёт в два раза больше времени, чем обычные месячные, на что указывает шейх Ибн ‘Абидин.

Относительно таких случаев, когда состояние чистоты продолжается от трёх до четырнадцати дней, факихи придерживались разных точек зрения. По этому вопросу было высказано шесть мнений, наиболее известными из которых являются три, и все, кто их придерживался, ссылались на имама Абу Ханифу. В «Аль-хидайа» указывается, что и муфтию, и тому, кто обратится к нему за советом, легче всего брать за основу мнение Абу Йусуфа. Многие факихи более позднего времени выносили свои решения, основываясь на его мнении, поскольку это легче как для муфтия, так и для обращающихся к нему за советом. В «Фатх аль-Бари» сказано, что это является самым подходящим, а в «Ан-нихайа» указывается, что это и есть окончательное решение Абу Ханифы.

Абу Йусуф считает, что если состояние чистоты между месячными продолжается меньше пятнадцати дней, то это является не прекращением месячных, а состоянием подобным хроническому или же непрерывному истечению крови при том условии, что это истечение захватывает и начало, и конец периода чистоты, отделяющего предыдущие месячные от следующих. Таким образом, месячные могут начинаться и заканчиваться в период чистоты.

Если истечение крови у женщины будет продолжаться четыре дня, после чего прекратится на пятнадцать дней, а потом снова будет продолжаться четыре дня, тогда первые четыре дня будут периодом месячных, следующие пятнадцать дней — периодом чистоты, отделяющим предыдущие месячные от следующих, а вторые четыре дня — новым периодом месячных. В том случае, когда истечение крови продолжается один день, после чего прекращается на два дня, а потом возобновляется ещё на один день, считается, что месячные продолжались все четыре дня, если им предшествовал период полной чистоты. Если же истечение крови продолжалось два дня, после чего женщина в течение пяти дней оставалась чистой, а потом истечение крови возобновилось ещё на один день, то продолжительность месячных составит все эти восемь дней.

Установления, касающиеся месячных
Истечения крови у женщин бывают трёх видов: месячные, послеродовое кровотечение (нифас) и хроническое кровотечение (истихада).

Ниже перечислены установления, касающиеся месячных и послеродового кровотечения, которые для обоих этих случаев являются общими.

1. Запретность совершения молитв.
Во время месячных и послеродового кровотечения женщине запрещается совершать любые молитвы независимо от того, обязательными или дополнительными они являются или совершаются в соответствии с Сунной. Кроме того, ей запрещается совершать земные поклоны как обязательные (например, земной поклон во время чтения Корана), так и дополнительные (например, земной поклон в знак благодарности (саджда шукр). Женщине не вменяется в обязанность возмещать пропущенные молитвы, поскольку она не обязана молиться во время месячных и послеродового кровотечения. Указанием на это служит хадис, приводимый в «Сахихе» Муслима. Передают, что одна женщина спросила ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах:

«Следует ли кому-нибудь из нас после очищения совершать молитвы, (пропущенные ею) во время месячных?». ‘Аиша сказала: «Ты что, из Харуры[253]?». При жизни Посланника Аллаха у каждой из нас тоже были месячные, однако потом ей не приказывали возмещать (пропущенные молитвы!)». Ан-Навави, да помилует его Аллах, поясняет смысл слов ‘Аиши «Ты что, из Харуры?» следующим образом: «Хариджиты обязывали женщин возмещать все пропущенные ею молитвы во время месячных, что противоречит единодушному мнению мусульман. Другими словами, это и есть путь харуритов, но сколь дурным является этот путь!».

Однако, как указывает в своём послании аль-Баркави, желательно, чтобы женщина совершила омовение (вуду) и посидела в том месте дома, которое она избрала для совершения своих молитв, столько времени, сколько нужно для совершения молитвы, прославляя и восхваляя Аллаха. Это желательно делать для того, чтобы она не отвыкала заниматься поклонением. Как отмечает Ибн ‘Абидин, в одном из сообщений указывается, что за это ей будет записана такая же награда, как и за наилучшую молитву.

Следует ли женщине прекращать молиться только потому, что она увидела кровь?

Да, она должна поступить так. В своём послании аль-Баркави пишет: «Если она увидит кровь, ей следует отказаться от молитвы независимо от того, в первый раз это случится или нет». В комментарии к посланию аль-Баркави Ибн ‘Абидин пишет: «Таков очевидный смысл сказанного, и в большинстве своём шейхи согласны с этим». Кроме того, в «Радд аль-мухтар» он пишет: «Они расходились во мнениях относительно того, следует ли женщине, у которой месячные были уже неоднократно, прекращать молиться и поститься, как только она увидит, что месячные продолжаются у неё больше обычного. Одни считали, что не следует, так как истечение крови, возможно, будет продолжаться более десяти дней. Что же касается факихов, принимавших во внимание основу, то они считали, что ей следует поступить так. Это мнение считали правильным авторы «Ан-нихайа», «Фатх аль-Бари» и других трудов. Действие тех же установлений распространяется и на период послеродового кровотечения. Относительно этого также возникли расхождения во мнениях, касающихся женщин, которые родили в первый раз. Аз-Зайля’ и указывает, что правильным является мнение, согласно которому такая женщина должна прекращать молиться и поститься, как только увидит кровь, а мужу следует воздерживаться от половых сношений с ней, пока ему не будет известно о её состоянии точно. Дело в том, что за основу следует принимать истечение крови у здоровой женщины, тогда как хроническое кровотечение бывает только у больных. Пока не установлено обратное, обязательно ориентироваться на основу, а обратное может быть установлено только в том случае, если истечение крови продолжается более десяти дней, поскольку максимальная продолжительность месячных составляет не более десяти дней.

Если истечение крови не прекратится по завершении их обычного срока, женщине следует продолжать отказываться от молитвы, пока с начала месячных не пройдёт десять дней. Если же истечение не прекратится и через десять дней, она должна совершить полное омовение, снова начать молиться и возместить молитвы, пропущенные ею после того, как обычный срок её месячных закончился. Обычная продолжительность месячных устанавливается по их продолжительности в первый раз.

2. Запретность соблюдения поста.
Запрещение соблюдать пост во время месячных является милостью Аллаха Всевышнего ввиду того, что месячные ослабляют женщину. Пост приводит к уменьшению количества крови, и для того чтобы это не происходило одновременно с его уменьшением по причине месячных, Аллах облегчил положение женщины, запретив ей поститься как во время месячных, так и во время послеродового кровотечения. Это не противоречит содержанию того хадиса, в котором сообщается, что Пророк сказал:

«Поститесь, и будете здоровы»,

поскольку для того чтобы оставаться здоровым, человеку не нужно есть много. Пост избавляет тело от болезней, вызываемых употреблением излишнего количества пищи, однако, как указывает шейх Мухаммад аль-Хамид, пост как таковой является только чистым актом поклонения.

В отличие от молитв женщина обязана возмещать пропущенные дни поста. Различие между одним и другим очевидно: возмещение пропущенных молитв связано с затруднениями, так как молитвы повторяются чаще, чем дни поста. Ан-Навави, да помилует его Аллах, пишет: «Улемы говорят, что различие между молитвой и постом в этом отношении состоит в том, что молитвы часто повторяются, и в отличие от поста, соблюдение которого вменяется в обязанность раз в году, возмещать их трудно».

Женщине, у которой начались месячные, запрещается соблюдать как обязательные, так и добровольные посты. Если у постящейся женщины истечение крови начнётся даже незадолго до захода солнца, её пост за этот день станет недействительным. Это значит, что ей надо будет возместить его независимо от того, добровольным или обязательным он являлся, поскольку если человек начал добровольную молитву или пост, он обязан довести начатое до конца. Точно так же, если женщина почувствует, что во время добровольной молитвы или молитвы, совершаемой в соответствии с Сунной, у неё началось истечение крови, это сделает молитву недействительной, и она должна будет её возместить. Как указывает Ибн ‘Абидин, в этом отношении нет разницы между началом добровольного поста и началом добровольной молитвы в отличие от обязательной молитвы, так как она является обязательной не потому, что её начали, а потому что на обязательность таких молитв указывают соответствующие айаты Корана и хадисы.

Если женщина даст обет (назр), что в определённый день она будет молиться или соблюдать пост, но в этот день у неё начнутся месячные, ей необходимо выполнить свой обет в другой день в силу действительности её обета.

Если же во время месячных она даст обет, сказав: «Ради Аллаха я должна соблюдать пост (или: совершить такую-то молитву) во время месячных», ни то, ни другое обязательным для неё не станет ввиду недействительности такого обета, на что указывает шейх Ибн ‘Абидин.

Является ли полное омовение после завершения месячных необходимым условием действительности поста?

Нет, не является. Если месячные у женщины закончатся до рассвета в обычный срок и у неё хватит времени на то, чтобы произнести хотя бы слово «Аллах» без слова «велик», её пост будет действительным. Что же касается таких случаев, когда полное омовение не совершается, то более подробно о них мы поговорим ниже.

3. Запретность чтения Священного Корана.
Пока женщина не очистится и не совершит полное омовение, запретным для неё является чтение даже части одного из айатов священного Корана. Ибн Маджа приводит хадис, в котором сообщается, что Муса бин ‘Укба передавал слова Нафи’а, передавшего, что Ибн ‘Умар сообщил, что Посланник Аллаха сказал:

«Не должен читать ничего из Корана ни человек, находящийся в состоянии большого осквернения, ни женщина, у которой не завершились месячные».

Ад-Даракутни приводит хадис, в котором сообщается, что ‘Али, да помилует его Аллах, сказал: «От чтения Корана Посланника Аллаха могло удержать лишь пребывание в состоянии большого осквернения». Кроме того, ад-Даракутни приводит другой хадис, в котором сообщается, что Ибн ‘Аббас передавал слова ‘Абдуллаха бин Равахи, сообщившего, что Посланник Аллаха запрещал любому из них читать Коран в состоянии большого осквернения.

Всё это касается тех случаев, когда Коран читается намеренно. Если айат является длинным, читать его также запретно независимо от того, намеренно это делается или нет. Что же касается коротких айатов, то читать их разрешается, если намерения читать Коран не было. Так, например, разрешается произносить слова «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного»,когда человек намеревается начать что-либо одобряемое шариатом; разрешается произносить слова «Хвала Аллаху, Господу миров»[254],когда человек намеревается выразить Аллаху благодарность, и разрешается читать айаты, в которых содержатся слова мольбы, если он намеревается обратиться к Аллаху с мольбой. Некоторые факихи считали, что можно читать «Аль-Фатиху», если это делается с целью прославления Аллаха и обращения к Нему с мольбой. Другие же проявляли больше осторожности. Они считали, что с этой целью можно прочесть короткий айат, не имея намерения читать Коран. Примером может служить такой случай, когда человек часто повторяет слова Всевышнего «Потом он поразмыслил»[255].

Кроме того, они считали, что с целью обращения с мольбой, прославления или выражения благодарности можно читать то, что меньше айата, если содержание таких айатов будет соответствовать тому, что пожелает сказать человек. Относительно таких случаев, когда содержание айата этому не соответствует, мнения разошлись. Так, аль-Кархи, считал, что делать это разрешается, а ат-Тахави придерживался иного мнения, которое является более надёжным.

4. Запретность прикосновения к тому, на чём написан хотя бы один целый айат Корана.
Женщине, у которой начались месячные, запрещается прикасаться к тому, на чём написан хотя бы один целый айат Священного Корана, будь то доска, дирхем или стена.

Однако в подобных случаях запрещается прикасаться только к надписи как таковой (в отличие от Корана, поскольку ей запрещается прикасаться и к футляру, который соприкасается с ним, и к тем местам страниц, на которых ничего не написано).

Имам Малик и другие мухаддисы[256] приводят послание Посланника Аллаха , которое он направил ‘Амру бин Хазму. Среди прочего в этом послании было сказано: «…чтобы касался Корана только чистый». Ибн ‘Умар передал, что Пророк сказал ему:

«Прикасайся к Корану, только если будешь чист».

В «Тафсире» аль-Куртуби сообщается, что перед тем как ‘Умар принял Ислам, он вошёл к своей сестре и попросил дать ему свиток[257], а его сестра сказала ему: «Прикасаются к нему только очищенные от грязи и скверны»[258]

Шейх Мухаммад аль-Хамид указывает, что высказывание Катады об этом айате[259] относится к числу таких высказываний улемов, на которые можно полагаться. Речь идёт о мнении большинства улемов, считающих, что под Сокровенным Писанием подразумевается Хранимая Скрижаль. По их мнению, данный айат подобен другим словам Всевышнего: «Да! Это — Славный Коран, (записанный) на Хранимой Скрижали»[260].

В комментарии шейха Ибрахима аль-Халаби к «Мунйат аль-мусалли» сказано: «Есть мнение, что в этом айате подразумевается, что Хранимой Скрижали касаются только ангелы. Однако согласно очевидному его смыслу, человеку, который находится в состоянии осквернения, запрещается касаться Корана. Объясняется это тем, что в вышеупомянутом айате Коран прославляется и в нём говорится, что он является почитаемым и хранимым от тех, кто очищенным не является. Из этого следует, что его следует почитать и защищать от прикосновений любого неочищенного».

Отсюда видно, что, подобно другим, он использует в качестве доказательства вышеупомянутый айат, хотя на самом деле в качестве доказательства в данном случае следовало бы использовать хадисы. Дело в том, что, как уже было сказано, этот айат толковался по-разному, однако известно, что если указание не является однозначным, использоваться в качестве доказательства оно не может даже в том случае, когда подкрепляется содержанием соответствующих хадисов.

Разрешается касаться футляра, в котором находится Коран, если он отделён как от этого футляра, так и от человека, который берёт его в руки. Как сообщает Ибн ‘Абидин, аль-Кухистани считал, что прикосновение к надписи, которая представляет собой неполный текст какого-нибудь айата, не является порицаемым. Ранее мы уже указывали, что по этому вопросу, как и по вопросу о чтении Корана, неизбежны разногласия. Однако в данном случае это мнение является предпочтительным, поскольку в состоянии малого осквернения прикасаться к Корану запрещается, но не запрещается читать его. Так пишет шейх Ибн ‘Абидин в своём комментарии к вышеупомянутому посланию о месячных.

Ни женщине, у которой начались месячные, ни человеку, находящемуся в состоянии малого осквернения, не разрешается и переписывать Коран, так как это является одним из видов прикосновения.

А разрешается ли ей переписывать то, в чём будет заключаться что-либо из Корана, не прикасаясь к айатам?

В «Фатх аль-Кадир» сказано: «Что же касается переписывания, то в фетвах улемов Самарканда выражается порицание переписыванию того, в чём содержится хотя бы один айат Корана, так как он будет записан пером, которое человек в состоянии осквернения станет держать в своей руке. По мнению Абу-ль-Ляйса, делать это нельзя, даже если лист будет лежать на земле[261], а написано будет меньше айата. Аль-Кудури же считает, что если лист лежит на земле, в этом нет ничего дурного. Утверждают, что так считал Абу Йусуф, и это — самое правильное мнение, ведь листа, который находится на земле, касается перо, представляющее собой отдельное средство, если только человек не станет касаться надписи рукой».

Шейх Мухаммад аль-Хамид, да помилует его Аллах, сказал: «Из этого ясно, что на прикосновение и писание распространяется действие одного и того же установления ввиду того, что, как уже было сказано, писание есть разновидность прикосновения. Аль-Камаль склонялся к тому, что человеку, находящемуся в состоянии осквернения, нежелательно прикасаться не только к Корану, но и к книгам по шариатским наукам вообще. В «Радд аль-мухтар» указывается, что если дело касается толкований Корана, то нельзя касаться тех мест, на которых написаны айаты, но можно касаться всего прочего. То же самое относится и к книгам по фикху, если в них содержатся какие-нибудь айаты, а ат-Тахтави считал, что это мнение в наибольшей степени соответствует основоположениям фикха. Однако более надёжным является то, о чём упомянул Ибн ‘Абидин. Он считал, что, в отличие от других книг, прикасаться к толкованиям нежелательно по причине очевидного различия между одним и другим, ведь в толкованиях больше айатов, чем других книгах, упоминания о Коране в них носят независимый, а не подчинённый характер, и такие книги имеют больше сходства с Кораном, чем любые иные. Вот на чём основывается суждение о переписывании».

Однако следует обратить внимание на то, что если человек, находящийся в состоянии осквернения, начнёт с написания фраз «С именем Аллаха» и «Хвала Аллаху», а потом напишет фразу, в которой будет больше букв, чем в двух вышеупомянутых фразах, то прикасаться к этому листу ему будет нельзя. Если он всё же коснётся его, пусть не дотрагивается до тех мест, на которых окажутся айаты. К толкованию же, как нам уже известно, прикасаться вообще нежелательно, в том числе и к тем его местам, на которых нет айатов.

5. Запретность появления в мечети.
Женщине, у которой начались месячные, запрещается входить в мечеть и проходить по ней, даже не задерживаясь там, если только её не вынудит к этому крайняя необходимость (например, страх перед диким зверем или вором, очень сильный холод или очень сильная жажда).

Указанием на это служит приводимый Абу Даудом хадис, в котором сообщается, что Джасра бинт Дуджаджа передавала, что она слышала, как ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(Однажды) Посланник Аллаха который пришёл в мечеть, увидел, что двери домов его сподвижников выходят прямо в неё, и сказал: «Сделайте двери в другом месте, чтобы они открывались не в мечеть». После этого он зашёл к себе, однако люди ничего не сделали, надеясь, что им будет ниспослано разрешение (оставить всё как есть. Через некоторое время Пророк ) вышел к ним и сказал: «Сделайте двери в другом месте, ибо я не разрешаю входить в мечеть ни женщине, у которой начались месячные, ни человеку, находящемуся в состоянии осквернения!».

Как указывается в «Послании о месячных», в случае необходимости женщине лучше всего совершить очищение песком, а потом войти. Кроме того, ей разрешается находиться на местах совершения праздничных и заупокойных молитв, поскольку на них не распространяется действие установлений, касающихся мечетей, однако она не должна находиться слишком близко от рядов молящихся. Ей разрешается также посещать кладбища.

6. Запретность совершения обхода вокруг Ка’абы.
Женщине, у которой не завершились месячные, запрещается совершать обход вокруг Ка’абы. Если месячные начались у неё во время хаджжа, ей следует совершить все положенные обряды за исключением обхода, который она должна отложить до завершения месячных и полного омовения. Ранее мы уже приводили хадис, в котором сообщается, что когда у ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими, во время хаджжа начались месячные, Посланник Аллаха сказал ей:

«Поистине, это предопределено Аллахом дочерям Адама. Совершай же всё, что совершает паломник, но только не обходи Ка’абу!» (Аль-Бухари).

Будет ли действителен обход, совершённый женщиной, у которой месячные ещё не завершились? Да, её обход будет действителен, но совершение обхода в таком состоянии является грехом. Если обход относится к числу столпов хаджжа[262], женщина должна принести в жертву верблюда или корову, если же она повторит обход после очищения, то жертву приносить не нужно.

7. Запретность вступления в половую связь.
Запрещается как вступать в половую связь с женщиной, у которой начались месячные, так и ласкать её, прикасаясь к тем местам её тела, которые находятся ниже пупка и выше колен. В «Ад-дурр аль-мухтар» указывается, что тот, кто поступает так намеренно и знает о запретности этого, совершает большой грех, и ему необходимо принести покаяние в отличие от человека, совершающего это по неведению, по принуждению или по забывчивости. Как отмечается в «Радд аль-мухтар», ат-Тахтави указывает, что невежество позволяет только не считать совершение этого тяжким грехом, но не делает подобное менее запретным, не говоря уже о том, что в мусульманской стране незнание установлений шариата не может служить оправданием. Ласкать те места тела женщины, которые находятся ниже пупка и выше колен, разрешается лишь при том условии, что на ней будет изар[263] из плотной и толстой ткани, которая не позволит ощутить тепло её тела. К другим же местам прикасаться можно без ограничений. Аллах Всевышний сказал:

«Они спрашивают тебя о месячных. Скажи: «Это — страдание. Удаляйтесь же от женщин во время месячных и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся, а когда они очистятся, то совокупляйтесь с ними, как повелел вам Аллах». Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».[264]

В «Сахихе» Муслима приводится передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что, когда у женщины из числа иудеев начинались месячные, они не ели вместе с такой женщиной и не оставались с ней в одном доме. Сподвижники спросили об этом Порока , после чего был ниспослан приведенный выше айат, а Посланник Аллаха сказал:

«Делайте всё, но не вступайте в половую связь». Кроме того, в «Сахихе» Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Маймуны, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Когда у жён Посланника Аллаха бывали месячные, он прикасался к ним через изары». Там же приводится хадис, передаваемый со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Когда у кого-нибудь из нас[265] начинались месячные, Посланник Аллаха повелевал ей надеть изар и дотрагивался до неё только после того, как она делала это».

Разрешается ли вступать в половую связь с женщиной сразу же после завершения у неё месячных или же это можно делать только после полного омовения? Имамы Малик и аш-Шафи’и, да помилует Аллах их обоих, считали, что вступать в половую связь нельзя, пока женщина не совершит полное омовение или не очистится песком, если не сможет достать воды. По мнению Абу Ханифы, вступать в половую связь с женщиной можно до совершения ею полного омовения, если месячные прекращаются через десять дней после их начала. Если же месячные продолжаются меньше десяти дней, делать это нельзя, пока она не омоется полностью или не пройдёт определённое время, в течение которого она должна была бы совершить молитву, о чём более подробно говорится ниже. Всё это касается тех случаев, когда месячные прекращаются в обычный срок, в противном же случае вступать с ней в половую связь нельзя.

Мужу запрещается вступать с женой в половую связь после того, как она сообщит ему о начале месячных, если её слова можно будет счесть правдивыми независимо от того, нечестивой или праведной она является. То же самое относится и к её словам о завершении периода «‘идда». Автор «Радд аль-мухтар» пишет: «Как считают некоторые факихи, если существует вероятность того, что её слова относительно месячных правдивы, ей следует поверить, даже если она является нечестивой, и то же самое касается периода «‘идда». Это мнение следует считать наиболее надёжным и близким к проявлению благочестия». Далее автор «Радд аль-мухтар» пишет: «Отсюда ясно, что если женщина является нечестивой, а муж не сочтёт, что её слова об отсутствии месячных скорее всего соответствуют истине, этим словам, по общему мнению, доверять нельзя. Факихи говорили, что если источником сообщения является нечестивец, поступать согласно тому, что он говорит, обязательно лишь в том случае, когда есть мнение, что его слова, скорее всего, являются правдой».

Если женщина подчинится мужу во время месячных, она совершит грех вместе с ним, и тогда оба они должны будут принести покаяние и молить Аллаха о прощении. Если же один из супругов совершает грех добровольно, а другой делает это по принуждению, бремя греха понесёт лишь тот, кто совершает его добровольно.

Правомерно ли обвинять в неверии того, кто считает дозволенным совершение полового сношения с женой во время месячных? На этот счёт есть два мнения. Суть первого и наиболее распространённого состоит в том, что человек, считающий это дозволенным, а не запретным, заслуживает обвинения в неверии. Согласно второму мнению, которое, как указывается в «Ад-дурр аль-мухтар», является правильным, обвинять такого человека в неверии не следует ввиду существования разногласий по этому вопросу. Автор «Ад-дурр аль-мухтар» пишет: «Не следует выносить решение о неверии такого мусульманина, относительно неверия которого есть расхождения во мнениях, даже если они опираются на слабые сообщения».

Желательно, чтобы человек, который совершил грех, вступив в половую связь с женщиной во время месячных, раздал в качестве милостыни один динар[266], если сношение имело место в начале месячных, или полдинара, если это было в конце. Говорят также, что если во время сношения кровь была красной, следует раздать динар, а если жёлтой — полдинара. Указанием на это служит хадис, приводимый Абу Даудом и аль-Хакимом, который считал его достоверным. В этом хадисе сообщается, что Пророк сказал:

«Пусть человек, который совершит половое сношение со своей женой во время месячных, раздаст в качестве милостыни динар, если кровь была красной, или полдинара, если кровь была жёлтой».

8. Обязательность совершения полного омовения по завершении месячных.
После прекращения истечения менструальной крови женщина обязана совершить полное омовение. В том случае, когда она не может сделать это по какой-либо причине, в силу которой допускается очищение песком, ей следует совершить такое очищение. Если же никаких оснований для очищения песком не будет, ей следует совершить полное омовение.

Полное омовение после завершения месячных подобно полному омовению, которое совершается после большого осквернения, а его необходимыми элементами являются омовение всего тела водой, полоскание рта и промывание носа.

Примечание

[244] Возраст девять лет может быть типичным, для начала истечения у девушек, в странах с жарким климатом.

[245] В мусульманских странах исчисление идет по лунному календарю, в котором год короче на 11 дней, чем в григорианском.

[246] Современная медицина утверждает, что это бывает на любом сроке беременности, и считает это патологией беременности.

[247] Нормальный срок наступления менопаузы у женщин 45-55 лет (по данным современной медицины).

[248] Периодом «‘идда» именуется период, равный четырём месяцам и десяти дням или исчисляемый по менструальным циклам, когда женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выходить замуж.

[249] Сариф — место в одиннадцати километрах от Мекки.

[250] В современной медицине отступление от срока месячных в 3-7 дней считается патологией.

[251] Перечисленные цвета крови, кроме красного и темно красного являются патологией (по данным современной медицины).

[252] То есть пока не убедитесь, что истечение крови прекратилось.

[253] Харура — деревня близ иракского города Куфы, где собралось двенадцать тысяч человек, покинувших лагерь ‘Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, в ходе борьбы за Халифат и отколовшихся от остальных мусульман. Именно там и было положено начало хариджитскому (раскольническому) движению в Исламе.

[254] «Аль-Фатиха», 1.

[255] «Завернувшийся», 21.

[256] Мухаддис — знаток и толкователь хадисов (изречений Пророка ).

[257] Речь идёт о свитке с записью суры «Та ха», который Хаббаб бин Аратт читал сестре ‘Умара и её мужу, да будет доволен ими Аллах. Прочтя эту суру, ‘Умар принял Ислам.

[258] «Падающие», 79.

[259] В Коране сказано: «Поистине, это — Благородный Коран, (хранимый) в Сокровенном Писании» «Воскресение», 77 — 78. Здесь имеется в виду 78-й айат суры «Воскресение».

[260] «Знаки Зодиака», 21 — 22.

[261] Здесь имеется в виду не только земля, но и любой другой предмет, который может служить в качестве подставки.

[262] То есть обход Ка’абы, совершаемый в 10-й день месяца зу-ль-хиджжа и являющийся одним из обязательных элементов хаджжа.

[263] Изар — верхняя одежда в виде куска материи, обматываемого вокруг бёдер.

[264] «Корова», 222.

[265] Имеются в виду жёны Пророка .

[266] Динар — золотая монета весом в 4,25 гр. Для определения сумм, которые в подобных случаях следует раздавать в качестве милостыни в наши дни, необходимо исходить из складывающихся на каждый данный момент цен на золото.

Автор: ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз аль-Ханафи
Книга: «Ханафитский фикх в новом обличье»