Вопрос: Является ли Ибн Аби Изз ханафитским ученым?
Что Вы думаете о его шархе (комментариях) к «Акыда Тахавия»? Правильна ли она или нет? (Татарстан)
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!Точно неизвестно, какому мазхабу следовал шейх Ибн Аби Изз. Из многих его работ кажется, будто он был последователем ханафитского мазхаба. В то же время многие его работы свидетельствуют о том, что многие его взгляды и методологии шли вразрез с ханафитским мазхабом, в том числе и в отношении акыды. Он написал книгу под названием «Ат-танбих аля мушкилятиль «Хидоя»», в которой он попытался опровергнуть почти все решения, упомянутые в «Хидоя», в то время как «Хидоя» является одним из популярных классических произведений ханафитского мазхаба. Таким образом, его мнения не имеют веса в ханафитском мазхабе, и мы не обращаемся к его комментариям к «Акыда Тахавия».
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!Точно неизвестно, какому мазхабу следовал шейх Ибн Аби Изз. Из многих его работ кажется, будто он был последователем ханафитского мазхаба. В то же время многие его работы свидетельствуют о том, что многие его взгляды и методологии шли вразрез с ханафитским мазхабом, в том числе и в отношении акыды. Он написал книгу под названием «Ат-танбих аля мушкилятиль «Хидоя»», в которой он попытался опровергнуть почти все решения, упомянутые в «Хидоя», в то время как «Хидоя» является одним из популярных классических произведений ханафитского мазхаба. Таким образом, его мнения не имеют веса в ханафитском мазхабе, и мы не обращаемся к его комментариям к «Акыда Тахавия».
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал)
По мере того как религия в нашей стране стала возвращаться в серца людей и мы начали изучать наследие нашего мазхаба в акыде и фикхе, люди которые хотели продвинуть свои убеждения и распространить их среди мусульман поспешили найти некие ханафитские книги, которые, при неправильном толковании могли бы проложить дорогу ханафитам к их убеждениям, одной из таких книг был комментарий на акыду имама Тахави сделанный Ибн Аби аль Ъиззом, которого авторы идеи усердно называли «аль-Ханафи». На самом же деле, на эту книгу написаны десятки шархов принадлежащих на самом деле ханафитским ученым и эти шархи были написаны в разные века и все они полностью соответствуют ханафитской акыде, чего не скажешь о толковании ибн Аби ль Ъизза, но эти люди специально выбрали именно шарх этого ученого и стали везде распространять его, не упоминая об остальных, только лишь потому, что он соответствует в целом их убеждениям и может служить мостом от убеждений ханафитов к их убеждениям.
Если они останутся без ибн абильИзза то никого и не останется более. Книги самого имама Абу Ханифы явно противоречат их акыде явным противоречием или точнее сказать они противоречат тому на нем был Абу Ханифа и тысячи ученых его мазхаба после него. Этот лжеханафизм долго не протянет как и любая ложь он не долговечен. Люди как только начнут читать книги имама сразу понимают и видят разницу между тем что писал имам и тем что пишут салафиты. Они придумали эту идею (идею о том что истинная акыда ханафитов то во что верят именно они и их шейхи среди которых нет ни одного ханафита) что бы какое то время продержаться на плаву дабы люди думали что они просто ханафиты и они пользуясь этим дальше морочили головы людям. Но альхамдулиллях сегодня достаточно знающих людей которые легко могут раскрыть их фальсификации
بسم الله الرحمن الرحيم
Сказал мухаддис, Имам Мулла Али аль-Кари (1014 х/1606 м) в своем шархе на «Фикх Аль-Акбар» имама Абу Ханифы (80-150 х/699-767 м), да будет доволен им Аллах:
حاصل أن الشارح يقول بعلو المكان مع نفي التشبيه وتبع فيه طائفة من أهل البدعة ، وقد تقدم عن أبي حنيفة رحمه الله أنه يؤمن بالصفات المتشابهات ، و يعرض عن تأويلها و ينزه الله تعالى عن ظواهرها و يكل علمها إلى عالمها كما هو طريقة السلف
И итог таков, что толкователь (прим. Ибн Аби аль-Изз, сделавший шарх на акыду ат-Тахавийя) говорит о возвышенности местом, вместе с отрицанием подобия (ташбиха) и в этом он следует группе из Ахлю бидъа. Поистине пришло от Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), что он верил в сифаты муташаббихат (подобно «йяд» и т.д.), остерегался от таъвиля и очищал Всевышнего от буквального/внешнего смысла (захира) и уповал знание о нем (сифате) на Того, кто знает о нем (т.е. Аллах), как это является путем саляфу салих (праведных предшественников).
[Шарх Фикх аль-Акбар, стр. 198. Изд. «Даруль Кутуб аль-Ильмия»: 1971 г]