Вопрос:
Ответ:
Аллах знает, что выберут люди и куда они попадут в итоге, однако это не отражается на Вашей свободе выбора и не освобождает Вас от ответственности за свои поступки.
Вы живете в категориях пространства и времени, и пытаетесь этими категориями мерить Аллаха, тогда как Аллах вне этих категорий, и Он несоизмерим, тем более человеческим умом. Для Него нет будущего и нет прошлого, и все, что было, есть и будет, известно Ему в полной мере, на основе Его Всезнания и Всемогущества. Если бы к Аллаху применялась категория времени, это означало бы, что с годами Аллах становится старше. В свою очередь, это указывало бы на Его изменение, а изменение — на несовершенство.
Что касается Божественного замысла, то об этом известно только Аллаху, и даже ангелам это не ведомо в полной мере: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я сделаю (создам) на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты сделаешь (или поселишь) там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». «Корова», 30.
Нам же достаточно и этого: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». «Рассеивающие», 56.
«Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены». «Пророки», 23.
А в качестве пищи для размышления, можем привести Вам слова из предания, которое бытует в трудах исламских ученых, и хотя не является хадисом, однако не противоречит исламскому вероубеждению:
«Был Я Сокровищем Сокровенным, и изволил Я быть Познанным. Поэтому сотворил я тварей (в том числе и людей), чтобы быть Познанным».