Вопрос: Дозволена ли в Исламе нумерология?
Ответ:
С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Нумерология, отрасль астрологии, — это изучение символизма чисел. Она используется для определения личности человека, его сильных сторон и талантов, препятствий, которые необходимо преодолеть, внутренних потребностей, эмоциональных реакций и способов взаимодействия с другими людьми.
Согласно вероубеждению Ислама, все явления и изменения в мире происходят только по воле Всевышнего Аллаха, и никто не знает судьбы и будущего кроме Него.
В аяте 188 суры «аль-Аграф» говорится:
قُل لَّا أَمْلِكُ لِنَفْسِي نَفْعًا وَلَا ضَرًّا إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ وَلَوْ كُنتُ أَعْلَمُ الْغَيْبَ لَاسْتَكْثَرْتُ مِنَ الْخَيْرِ وَمَا مَسَّنِيَ السُّوءُ إِنْ أَنَا إِلَّا نَذِيرٌ وَبَشِيرٌ لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ
«Скажи: «Я не властен принести себе пользу, или причинить себе вред, если этого не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло никогда не коснулось бы меня».
Соответственно, недопустимо практиковать или обращаться к нумерологии для решения проблем руководствуясь её правилами. Более того, верить в то, что числа и планеты каким-то образом влияют на происходящее является куфром (неверием).
Имам Малик передал от Зейда ибн Халида Аль-Джухани, что однажды пророк(Да благословит его Аллах и приветствует!) совершил с нами утреннюю молитву в Худайбийие, после прошедшего ночью дождя, завершив же (ее) он повернулся к людям и спросил: «Знаете ли вы, что сказал Господь ваш?» Они ответили: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше».
Тогда пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
قال أصبح من عبادي مؤمن بي وكافر، فأما من قال مطرنا بفضل الله ورحمته، فذلك مؤمن بي كافر بالكوكب، وأما من قال مطرنا بنوء كذا وكذا، فذلك كافر بي، ومؤمن بالكوكب
«Аллах сказал: ‘‘Этим утром кто-то из рабов Моих проснулся верующим в меня, а кто-то — неверным. Что касается сказавшего: ‘‘Нам был ниспослан дождь по милости Аллаха и милосердию Его’’, то он верует в Меня, и не верит в планеты, что же касается сказавшего: ‘‘Нам был ниспослан дождь благодаря такой-то планете’’, то он не верует в Меня и верит в планеты».
[«Сахих» Бухари 4147, Муслим 71, Абу Дауд 3906, Ан-Насаи 3/165, Малик 1/192].
Рассмотрим следующий хадис:
مَنْ أَتَى حَائِضًا أَوْ امْرَأَةً فِي دُبُرِهَا أَوْ كَاهِنًا فَصَدَّقَهُ بِمَا يَقُولُ فَقَدْ كَفَرَ بِمَا أُنْزِلَ عَلَى مُحَمَّد
«Кто обращается к предсказателю, астрологу или гадалке и верит во все то, что они говорят, тот не уверовал в то, что было ниспослано Мухаммаду». (Ибн Маджа, 639)
Помимо того, что вера в силу чисел относится к большому заблуждению и неверию, она так же отдаляет человека от понимая истинного пути ведущего человека к успеху в обоих мирах, как сказал Всевышний Аллах в Коране:
مَنْ عَمِلَ صَالِحًا مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали»
Сура ан-Нахль, 97 аят.
А Всевышний Аллах знает лучше.
لدر المختار شرح تنوير الأبصار وجامع البحار (ص: 12)
واعلم أن تعلم العلم يكون فرض عين، وهو بقدر ما يحتاج لدينه. وفرض كفاية، وهو ما زاد عليه لنفع غيره، ومندوبا، وهو التبحر في الفقه وعلم القلب. وحراما، وهو علم الفلسفة والشعبذة، والتنجيم والرمل وعلوم الطبائعيين والسحر، والكهانة، ودخل في الفلسفة المنطق، ومن هذا القسم علم الحرف وعلم الموسيقى. ومكروها وهو أشعار المولدين من الغزل والبطالة. ومباحا: كأشعارهم التي لا يستخف فيها، كذا في فوائد شتى من (الاشباه والنظائر).
حاشية ابن عابدين (1/ 45)
(قوله: والكهانة) وهي تعاطي الخبر عن الكائنات في المستقبل وادعاء معرفة الأسرار. قال في نهاية الحديث: وقد كان في العرب كهنة كشق وسطيح، فمنهم من كان يزعم أن له تابعا يلقي إليه الأخبار عن الكائنات، ومنهم أنه يعرف الأمور بمقدمات يستدل بها على موافقها من كلام من يسأله أو حاله أو فعله وهذا يخصونه باسم العراف كالمدعي معرفة المسروق ونحوه، وحديث » من أتى كاهنا » يشمل العراف والمنجم. والعرب تسمي كل من يتعاطى علما دقيقا كاهنا، ومنهم من يسمي المنجم والطبيب كاهنا اهـ ابن عبد الرزاق.
الأشباه والنظائر لابن نجيم (ص: 416)
فائدة : في أقسام العلوم وحكم كل قسم:
فائدة: تعلم العمل يكون فرض عين : وهو بقدر ما يحتاج إليه لدينه وفرض كفاية : وهو ما زاد عليه لنفع غيره ومندوبا وهو التبحر في الفقه وعلم القلب وحراما : وهو علم الفلسفة والشعبذة والتنجيم والرمل وعلم الطبيعيين والسحر ودخل في الفلسفة : المنطق ومن هذا القسم : علم الحرف والموسيقى ومكروها : وهو أشعار المولدين من الغزل والبطالة ومباحا : كأشعارهم التي لا سخف فيها