Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Я работаю с продуктами питания, кафе. Проживаю в России, и поэтому в месяц рамадан приходится также работать, соблюдая пост. Но во время поста я, получается, кормлю других людей, немусульман. Является ли это грехом? И какие есть тонкие грани в данном вопросе, чтобы не преступить их? Джазакумуллаху хайран. (Саратов, Россия)

Ответ:
 

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Во время поста в рамадан не запрещено готовить блюда и кормить других. Вы можете готовить и подавать еду во время поста. Если вы сами будете воздерживаться от употребления пищи, ваш пост будет действителен.

Что касается сохранения работы по приготовлению блюд и кормления людей в кафе, это тоже дозволено во время рамадана по следующим причинам:

а) Само приготовление пищи и предоставление еды – это дозволенное действие. Это не то, что нарушает пост.

б) Это не считается прямым средством нарушения поста других людей, поскольку возможно, что покупающие еду в ресторане желают забрать ее с собой и съесть после ифтара, или, быть может, эти люди освобождены по уважительной причине от поста. То есть они могут быть путниками или иметь такую хроническую болезнь, что освобождает их от поста. Вы, как владелец ресторана или же официант, не обязаны узнавать, почему они не постятся, и на вас не будет греха за их действия, ведь предоставление еды не является прямым действием по нарушению поста другого человека.

При приготовлении пищи вам не следует пробовать ее для проверки верности ингредиентов, даже если вы при этом не будете ее глотать. Глотание же, конечно, нарушит пост. Если вы попробуете пищу без проглатывания, ваш пост не нарушится, но это будет порицаемым (макрух), за исключением случая, когда никакого иного варианта по проверке вкуса еды не было. (Фатава Хиндия. – Том 1, стр. 199)

وكره ذوق شيء، ومضغه بلا عذر كذا في الكنز. ومن العذر في الأول ما لو كان زوج المرأة وسيدها سيئ الخلق فذاقت المرقة، ومن العذر في الثاني أن لا تجد من يمضغ الطعام لصبيها من حائض أو نفساء أو غيرهما ممن لا يصوم، ولم تجد طبيخا، ولا لبنا حليبا

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв