Вопрос:
У меня появился вопрос к аяту Корана, в котором говорится, что Аллах не может иметь сына, потому что у Него нет супруги. Но с точки зрения философии существование супруги не является логически необходимым для размножения, даже с точки зрения биологии это необязательно (существует, к примеру, неполовое размножение). Как мы можем опровергнуть подобные рассуждения?
Ответ:
В Коране доводы против заблудших часто отталкиваются от предпосылок, из которых эти заблудшие исходят. Данный аят был адресован христианам и язычникам, которые говорили, что Аллах имеет детей женского или мужского пола. Эти люди применяют к Аллаху человеческие мерки и думают о Нем как о существе мужского пола, никто из них не может отказаться от подобных представлений, поэтому христиане применяют по отношению к Аллаху термины «сын» и «отец», а арабские язычники говорили, что у Него есть дочери. Разумеется, мусульмане не считают, что Аллаху присущи атрибуты пола, Он не является существом ни мужского, ни женского, ни среднего рода. А как уже было сказано выше, мужчина не может иметь потомство без партнера женского пола, так что такой довод (что у Аллаха нет детей, потому что у Него нет супруги) вполне достаточен (для опровержения таких взглядов). Заметьте, этот довод отталкивается от предпосылок заблудших антропоморфистов: в соответствии с обычными законами природы для сотворенных существ мужчина не может иметь ребенка без партнера женского пола. Соответственно, будет еще более абсурдно утверждать, что Аллах, который не сотворен и не охарактеризован полом, может иметь ребенка. Что же касается философской точки зрения, я вообще не знаю, что означает выражение «иметь ребенка» с философской точки зрения.
Отметим также, что в аяте содержится несколько аргументов против тех, кто утверждает, что Аллах имеет ребенка (сура «Аль-А’нам», 101) (смысл):
Он — Творец неба и земли (созданных без предыдущего примера). Как может быть у Него ребёнок, как думают эти люди, если у Него не было супруги? Он — Тот, кто создал всё сущее, в том числе и тех, которым поклоняются эти люди наряду с Аллахом. Аллах Всеведущ и отмечает, что они говорят и что делают. Он воздаст им за их слова и деяния!
Первое: что касается первой части аята, где сказано, что «Он — Творец неба и земли (созданных без предыдущего примера)». Отметим, что здесь Аллах подтверждает убеждения христиан, что Иисус был создан без помощи отца или мужского семени. Итак, в первой части аята говорится: если вы мыслите об Аллахе как об отце лишь потому, что он создал Иисуса (вызвал его к существованию без предыдущего примера), то есть сотворил его без помощи мужского семени, то тогда то же самое можно сказать относительно неба и земли (что они тоже являются детьми Аллаха, потому что сотворены Им без предыдущего примера). Так что если вы не можете сказать, что небо и земля являются Его детьми лишь по этой причине (что созданы без предыдущего примера), то вы не можете сказать, что Иисус — Его ребенок.
Здесь также утверждается, что ребенок должен быть подобен своему родителю. А Аллах является единственным, кто создал небо и землю без предыдущего примера, так что никто и ничто не могут быть подобными Ему.
Вторая часть аята, где сказано: «Как может быть у Него ребёнок, как думают эти люди, если у Него не было супруги?» — является доводом против тех, кто утверждал, что Аллах родил ребенка подобным образом (с помощью женщины), что уже обсуждалось выше.
Третье заявление: «Он — Тот, кто создал всё сущее», — оспаривает тех, кто говорит, что Он родил ребенка обычным, подобным человеку, образом благодаря наличию у Него таких частей тела, как сперма, мужское семя, переданных женщине, или с помощью отдельных частей тела, как при неполовом размножении.
Здесь говорится, что Аллах имеет власть создать все, что угодно, так что если Он желает создать что-то (вызвать что-то к существованию), Он волен создать это, так что Ему нет надобности (подобно тем, кто не имеет такой власти) действовать по обычным правилам (законам природы), если Он хочет, чтобы что-то возникло.
Здесь также содержится опровержение идеи, что ребенок мог быть усыновлен Им, потому что усыновление также является обычной (соответствующей обычным законам) причиной.
Это утверждение также означает, что поскольку Аллах является единственным Творцом, а все остальное в мире является Его созданием, то Иисус также является лишь Его созданием.
Кроме того, поскольку Аллах является Творцом и не имеет начала, то это означает, что Он не подобен ничему, что имеет начало, к примеру, Иисусу. Соответственно, как может быть правдой утверждение, что Иисус — Его сын, когда Иисус — человек со всеми качествами, присущими сотворенным существам. Ведь потомки — это существа того же происхождения, что и их родитель (родители). Здесь опять опровергается идея, что ребенок был усыновлен Им, потому что усыновление возможно (только) между подобными существами.
Более того, поскольку Аллах является Творцом, и Создатель не может быть подобен Своим творениям (поскольку Он никем не сотворен), поэтому Он не может иметь тело. Соответственно, Он не имеет ребенка, потому что рождение ребенка обычным способом может произойти только между телесными существами.
Четвертое утверждение: «Аллах Всеведущ и отмечает, что они говорят и что делают», — подчеркивает (придает особое значение) доказательству, содержащемуся в высказывании: «Он — Тот, кто создал всё сущее», — а именно — что Аллах не имеет подобия.
Подобные аргументы полностью опровергают все возможные значения выражения «иметь ребенка». Можно было бы привести даже больше доводов из приведенного аята, но этого должно быть достаточно, чтобы показать, что Коран не предлагает слабых доводов.
Кто-то может возразить, что слово «сын» является метафорой, обозначающей отношения любви. Ислам не принимает слово «сын» как метафору с таким значением, поскольку наша религия учит, что Аллах обладает абсолютной властью над всем сотворенным: было бы абсурдно говорить, что некто является «собственником» своего сына. Ничто не может являться одновременно ребенком и собственностью. Другими словами, утверждение, что Аллах имеет сына, будет подразумевать недостаток в Его абсолютной власти над сотворенным.
Аллах в Коране сказал (сура «Аль-Бакара», 116) (смысл):
Иудеи, христиане и неверующие говорят, что у Господа есть сын. Это ложь. Хвала Аллаху! Ему не нужен сын. Он владеет всем, что на небесах и на земле. Всё Ему покоряется и послушно!
Здесь говорится о том, что наличие ребенка не подобает Аллаху, потому что Он владеет абсолютно всем в мире, и поскольку все вещи на небесах и на земле сотворены, то Аллах не подобен им. Он не подобен ничему из них, ничто из них не может являться Его ребенком, потому что отношения «дети-родители» возможны только между подобными существами. Учение о наличии у Аллаха сына в таком случае несовместимо с учением о вере в Единого Создателя, который является абсолютным властелином Своих творений. Кроме того, слово «сын» подразумевает сходство по природе, это еще одна причина, по которой утверждение о том, что Аллах имеет сына, будет богохульством даже в качестве оборота речи.
Автор: Шейх Абу Адам ан-Наруиджи
Источник: darulfikr.ru
Просмотров: 1 480
Для детей: «Как понять, что все остальные религии, кроме Ислама, неправильные, когда их так много?»
(Имейте в виду, что, если ребенок сам не задает этот вопрос и если в ближайшем времени его ему не зададут, не следует привлекать внимание к тому, что еще не пришло ему в голову. Надо учить его лишь основам веры. Более того, когда вы рассказываете ребенку об Исламе, не обязательно давать ему исчерпывающую информацию, нужно просто разъяснить те вопросы, которые его беспокоят и которые актуальны в данной ситуации. Иными словами, вам не следует опровергать сразу все существующие заблуждения. В сносках — дополнительные объяснения, которые могут понадобиться некоторым детям. Итак, с этим все ясно, теперь ответ.)
Мы должны посмотреть, во что они верят, и разделить их на группы. Так мы сможем решить, что с этими группами не так.
Сначала посмотрим, что они думают о Боге.
Если мы возьмем всех людей в мире, то выяснится, что они либо верят в Бога, либо нет.
Некоторые верят, что Бога нет. Таких людей называют атеистами. Это самые глупые люди, потому что миру нужен тот, кто раскрасил бы его и придал ему форму.
Если ты покажешь атеисту рисунок, на котором изображен ослик, атеист скажет, что кто-то нарисовал ослика. Он будет уверен в том, что кто-то нарисовал ослика и раскрасил его. Он посмеется над тобой, если ты скажешь, что никто его не рисовал или что ручка и бумага сами сделали рисунок. Но, если контур и цвет простой картинки не могут появиться без художника, как же они верят в то, что все вещи вокруг нас, тоже раскрашенные и имеющие форму, как и ослик на рисунке, сами придали себе форму и сами себя раскрасили? Это еще глупее, чем сказать, что рисунок никем не нарисован, потому что многие вещи вокруг нас куда более удивительны, чем простой рисунок. Например, ребенок в животе у матери зарождается из капли жидкости. Потом жидкость становится сгустком крови, потом — кусочком мяса, а потом начинает приобретать форму человека, с кожей, руками, ногами, животом, кишечником, кровеносными сосудами, с сердцем, которое бьется и доставляет кровь ко всем частям тела, с кровью, в которой есть все, что нужно разным органам, и со многим другим. Если простой рисунок ослика не может появиться без художника, который бы его нарисовал и раскрасил, как же они могут утверждать, что человеку не нужен создатель? Это совсем уж глупо1.
Итак, Создатель точно существует.
Перейдем к группе людей, которые считают, что Создатель существует. Нам нужно снова разделить их на группы, чтобы понять, кто прав, а кто — нет.
Те, кто верит, что создатель есть, либо говорят, что создатель только один, либо говорят, что их несколько.
Создатель может быть только один, потому что, если бы их было два и они бы захотели создать человека, им нужно было бы договориться насчет формы. Если бы они были не согласны друг с другом, то это означает, что тот из них, который не получил того, что хотел, — слабый. Значит, он не бог, потому что бог не может быть слабым. Если же они всегда соглашались друг с другом, то это означает, что они оба слабые, потому что им нужно друг с другом соглашаться, а нужда в чем-то — это слабость.
Итак, Создатель точно Один.
Мы с остались с той группой, которая говорит, что Бог есть и Он один. Теперь нужно поделить и их на группы, чтобы увидеть, кто прав, а кто — нет. Вот эти группы: мусульмане, христиане, иудеи и еще лжецы, которые называются ваххабитами.
Люди, которые говорят, что Бог Один, либо считают, что Он имеет форму, либо нет.
Те, кто говорит, что Он имеет форму, — очень глупые. Я думаю, ты можешь понять, почему. Вспомни, что мы сказали о рисунке с осликом. Мы сказали, что ослику нужен художник, чтобы его нарисовать. Любая вещь, которая имеет форму, нуждается в том, кто бы придал ей форму. Когда говорят, что Бог имеет форму, они говорят, что Ему нужен создатель. Это означает, что Он был бы созданием, а не Создателем.
Христиане и иудеи верят, что создатель имеет форму, потому что в их книгах сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Как ты знаешь, образ — это форма. Еще форму называют «ограничением» — так говорят ваххабиты, не дай им тебя одурачить. Они тем самым говорят, пусть сами и не признают этого, что Бог нуждается в создателе. Когда ты говоришь, что такого быть не может, они начинают вести себя, как атеисты с изображением ослика. Он отвечают, что все, что имеет простую форму, нуждается в том, кто бы придал эту форму, — все, кроме формы человека. Это потому что они верят, что бог имеет форму человека, но Ему ее никто не придавал.
Итак, Создатель не имеет формы.
Мусульмане не верят, что у Аллаха есть форма, так что Он не нуждается в создателе. Как ты видишь, только у мусульман вера не расходится с логикой.
Еще нужно понимать, что человек, рисующий осликов, не создает рисунки. Потому что человек — слабый. Его создал Аллах, и все движения его тела — это новые формы. Даже когда мизинчик движется, человек от этого приобретает новую форму. Он не смог бы пошевелить мизинцем, если бы Аллах не создал эту новую форму. Это означает, что рисунок, который человек нарисовал, был создан Аллахом, а художник просто совершал движения, которые создавал Аллах. Да, это правда, обычно ты можешь шевелить мизинцем, когда хочешь, но это не значит, что ты сам создаешь это движение. Если ты подумаешь, то поймешь, что не знаешь, как пошевелил пальцем. Ты не знаешь, какая мышца работает, не знаешь, как ты заставляешь эту мышцу работать. В твоем теле происходит много всего, когда ты шевелишь пальцем, и ты не контролируешь эти вещи, например, то, как миллионы частей каждой мышцы сокращаются, как твой мозг посылает электричество, чтобы заставить их работать, и многое другое. Это говорит о том, что Аллах контролирует все эти вещи, а не ты, так что это Аллах создает твое движение, а не ты2.
1. Для детей, с которыми спорят атеисты (или вы боитесь, что скоро они с ними будут спорить), можно добавить следующее: «Иногда они говорят: «Но мы видели, что ослика нарисовал художник, и никогда не видели создателя людей». Это ложь, потому что они не видели художника, который нарисовал всех осликов. Это означает, что они верят, что форма и цвет рисунка требуют, чтобы был художник, даже если они его не видели. Это значит, что они должны признать, что куда более удивительные вещи, например, человек, тоже нуждаются в создателе».
2. Этот абзац – для детей, которым нужно подобное пояснение. Оно важное, если они готовы его понять. Имейте в виду: не надо недооценивать интеллект ваших детей. Я лично объяснил трех- и четырехлетним детям, что Аллах существует, не занимая место. Для детей с еще более развитым интеллектом можно добавить к последнему абзацу: «Ты можешь это понять, потому что ты знаешь, что все формы нуждаются в создателе. Когда мышца сокращается, это означает, что она становится короче, то есть это другая форма. Даже с электричеством – и с ним дело обстоит точно так же, потому что оно течет по пути от мозга к мышце, а путь – это форма. Все эти формы созданы Аллахом, так что это Аллах создает твои движения»
Автор: Шейх Абу Адам ан-Наруиджи
Источник: darulfikr.ru
(Аллах) – Творец небес и земли (Который создал их без прообраза)! Как будет у Него сын, раз не было у Него супруги и (когда) Он создал всякую вещь [все] и (когда) (только Он) о всякой вещи [обо всем] знает!
Аль-Анам (Скот), 101-й аят из 165
Бакара,106 «Когда Мы отменяем или ЗАСТАВЛЯЕМ ЗАБЫТЬ один АЯТ, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всё?» …про «заставляем забыть» в тафсире Куртуби сказано «мы уберем из вашей памяти это так,что вы о нем не вспомните».
Все эти аяты,которые не вошли в список Зайда б. Сабита и есть те аяты,которые заставил забыть сам Аллах.