Вопрос:
У меня появился вопрос к аяту Корана, в котором говорится, что Аллах не может иметь сына, потому что у Него нет супруги. Но с точки зрения философии существование супруги не является логически необходимым для размножения, даже с точки зрения биологии это необязательно (существует, к примеру, неполовое размножение). Как мы можем опровергнуть подобные рассуждения?
Ответ: 
В Коране доводы против заблудших часто отталкиваются от предпосылок, из которых эти заблудшие исходят. Данный аят был адресован христианам и язычникам, которые говорили, что Аллах имеет детей женского или мужского пола. Эти люди применяют к Аллаху человеческие мерки и думают о Нем как о существе мужского пола, никто из них не может отказаться от подобных представлений, поэтому христиане применяют по отношению к Аллаху термины «сын» и «отец», а арабские язычники говорили, что у Него есть дочери. Разумеется, мусульмане не считают, что Аллаху присущи атрибуты пола, Он не является существом ни мужского, ни женского, ни среднего рода. А как уже было сказано выше, мужчина не может иметь потомство без партнера женского пола, так что такой довод (что у Аллаха нет детей, потому что у Него нет супруги) вполне достаточен (для опровержения таких взглядов). Заметьте, этот довод отталкивается от предпосылок заблудших антропоморфистов: в соответствии с обычными законами природы для сотворенных существ мужчина не может иметь ребенка без партнера женского пола. Соответственно, будет еще более абсурдно утверждать, что Аллах, который не сотворен и не охарактеризован полом, может иметь ребенка. Что же касается философской точки зрения, я вообще не знаю, что означает выражение «иметь ребенка» с философской точки зрения.
Отметим также, что в аяте содержится несколько аргументов против тех, кто утверждает, что Аллах имеет ребенка (сура «Аль-А’нам», 101) (смысл):
Он — Творец неба и земли (созданных без предыдущего примера). Как может быть у Него ребёнок, как думают эти люди, если у Него не было супруги? Он — Тот, кто создал всё сущее, в том числе и тех, которым поклоняются эти люди наряду с Аллахом. Аллах Всеведущ и отмечает, что они говорят и что делают. Он воздаст им за их слова и деяния!

Первое: что касается первой части аята, где сказано, что «Он — Творец неба и земли (созданных без предыдущего примера)». Отметим, что здесь Аллах подтверждает убеждения христиан, что Иисус был создан без помощи отца или мужского семени. Итак, в первой части аята говорится: если вы мыслите об Аллахе как об отце лишь потому, что он создал Иисуса (вызвал его к существованию без предыдущего примера), то есть сотворил его без помощи мужского семени, то тогда то же самое можно сказать относительно неба и земли (что они тоже являются детьми Аллаха, потому что сотворены Им без предыдущего примера). Так что если вы не можете сказать, что небо и земля являются Его детьми лишь по этой причине (что созданы без предыдущего примера), то вы не можете сказать, что Иисус — Его ребенок.

Здесь также утверждается, что ребенок должен быть подобен своему родителю. А Аллах является единственным, кто создал небо и землю без предыдущего примера, так что никто и ничто не могут быть подобными Ему.
Вторая часть аята, где сказано: «Как может быть у Него ребёнок, как думают эти люди, если у Него не было супруги?» — является доводом против тех, кто утверждал, что Аллах родил ребенка подобным образом (с помощью женщины), что уже обсуждалось выше.
Третье заявление: «Он — Тот, кто создал всё сущее», — оспаривает тех, кто говорит, что Он родил ребенка обычным, подобным человеку, образом благодаря наличию у Него таких частей тела, как сперма, мужское семя, переданных женщине, или с помощью отдельных частей тела, как при неполовом размножении.
Здесь говорится, что Аллах имеет власть создать все, что угодно, так что если Он желает создать что-то (вызвать что-то к существованию), Он волен создать это, так что Ему нет надобности (подобно тем, кто не имеет такой власти) действовать по обычным правилам (законам природы), если Он хочет, чтобы что-то возникло.
Здесь также содержится опровержение идеи, что ребенок мог быть усыновлен Им, потому что усыновление также является обычной (соответствующей обычным законам) причиной.
Это утверждение также означает, что поскольку Аллах является единственным Творцом, а все остальное в мире является Его созданием, то Иисус также является лишь Его созданием.
Кроме того, поскольку Аллах является Творцом и не имеет начала, то это означает, что Он не подобен ничему, что имеет начало, к примеру, Иисусу. Соответственно, как может быть правдой утверждение, что Иисус — Его сын, когда Иисус — человек со всеми качествами, присущими сотворенным существам. Ведь потомки — это существа того же происхождения, что и их родитель (родители). Здесь опять опровергается идея, что ребенок был усыновлен Им, потому что усыновление возможно (только) между подобными существами.
Более того, поскольку Аллах является Творцом, и Создатель не может быть подобен Своим творениям (поскольку Он никем не сотворен), поэтому Он не может иметь тело. Соответственно, Он не имеет ребенка, потому что рождение ребенка обычным способом может произойти только между телесными существами.
Четвертое утверждение: «Аллах Всеведущ и отмечает, что они говорят и что делают», — подчеркивает (придает особое значение) доказательству, содержащемуся в высказывании: «Он — Тот, кто создал всё сущее», — а именно — что Аллах не имеет подобия.
Подобные аргументы полностью опровергают все возможные значения выражения «иметь ребенка». Можно было бы привести даже больше доводов из приведенного аята, но этого должно быть достаточно, чтобы показать, что Коран не предлагает слабых доводов.
Кто-то может возразить, что слово «сын» является метафорой, обозначающей отношения любви. Ислам не принимает слово «сын» как метафору с таким значением, поскольку наша религия учит, что Аллах обладает абсолютной властью над всем сотворенным: было бы абсурдно говорить, что некто является «собственником» своего сына. Ничто не может являться одновременно ребенком и собственностью. Другими словами, утверждение, что Аллах имеет сына, будет подразумевать недостаток в Его абсолютной власти над сотворенным.
Аллах в Коране сказал (сура «Аль-Бакара», 116) (смысл):
Иудеи, христиане и неверующие говорят, что у Господа есть сын. Это ложь. Хвала Аллаху! Ему не нужен сын. Он владеет всем, что на небесах и на земле. Всё Ему покоряется и послушно!
Здесь говорится о том, что наличие ребенка не подобает Аллаху, потому что Он владеет абсолютно всем в мире, и поскольку все вещи на небесах и на земле сотворены, то Аллах не подобен им. Он не подобен ничему из них, ничто из них не может являться Его ребенком, потому что отношения «дети-родители» возможны только между подобными существами. Учение о наличии у Аллаха сына в таком случае несовместимо с учением о вере в Единого Создателя, который является абсолютным властелином Своих творений. Кроме того, слово «сын» подразумевает сходство по природе, это еще одна причина, по которой утверждение о том, что Аллах имеет сына, будет богохульством даже в качестве оборота речи.
Автор: Шейх Абу Адам ан-Наруиджи
Источник: darulfikr.ru