У имама ар-Рази однажды был диспут со священником на тему Троицы. Он приводит этот диспут в своем тафсире (сура 3, аят 61):

«Когда я бы в Хаварезме, мне сказали, что туда прибыл христианин, обладающий глубоким пониманием христианства. Я пошел к нему, и между нами завязался спор. Он требовал доказательств пророческой миссии Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Я ответил, что до нас дошли достоверные сообщения о чудесах, которые совершил Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, подобные тем сообщениям, которые дошли до нас о чудесах пророков Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса), мир им. Если мы станем отрицать достоверные сообщения или же признаем их, но будем отрицать, что совершение чудес доказывает истинность пророческой миссии, это приведет к отрицанию пророчества всех пророков Аллаха. В то же время, если мы признаём достоверность этих сообщений и верим, что чудеса являются явным признаком пророческой миссии, а оба эти положения актуальны в отношении Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, истинность его пророчества будет по сути доказана.

 

Священник ответил, что он не называл Ису, мир ему, пророком, а считает, что он является Богом. Я ответил, что сначала нам необходимо дать определение, кто такой Бог. Все мы знаем, что Бог необходимо существует, Он самодостаточен, и Его нельзя описать физическими характеристиками (место, направление и т. д.). В то же время считается, что Иисус имел человеческий облик, был рожден, не существовал до своего рождения и был убит евреями. Сначала он был ребенком и постепенно стал юношей. Ему была необходима пища для жизни, он ел, пил, отправлял естественные нужды, засыпал, просыпался и обладал всеми свойствами человека. Очевидно, что сотворенное не может быть безначальным, тот, кто нуждается, не может быть самодостаточным, тот, чье бытие возможно, не может быть тем, чье бытие обязательно, а тот, кто изменяется, не может быть неизменяемым.

Во-вторых, ваше заявление является ошибкой, потому что вы считаете, что Иса, мир ему, был арестован евреями и затем распят. Кроме того, он всячески старался скрыться, чтобы спастись. Он пытался спрятаться до того, как его арестовали, а затем, перед своей смертью, пережил великую боль. Так если бы он был Богом, или частью Бога, соединенной c Богом, или же Бог был в нем, разве не мог он спасти себя от гонений и наказать людей за их святотатство? Его страдания, попытки спрятаться также абсолютно немыслимы. Мы искренне удивлены, как человек, обладающий элементарным здравым смыслом, может поверить во что-то настолько абсурдное и противоречащее разуму?

В-третьих, ваше предположение невозможно, потому что нам придется принять одно из трех логически вытекающих из него утверждений. (1) Либо Бог был тем самым Исой, мир ему, которого люди видели в человеческом облике, (2) либо Бог был полностью объединен с Исой, мир ему, (3) либо какая-то часть Бога была объединена с ним. Все эти варианты в равной степени абсурдны и логически невозможны.

Первый вариант невозможен, потому что, если создателем вселенной был Иса, мир ему, отсюда следует, что Господь вселенной был распят евреями, а как после этого может продолжить существовать вселенная? Как такое могло произойти, что Господа вселенной убили евреи, наиболее униженный народ в мире? Воистину, это должен был быть в высшей степени беспомощный Бог!

Второй вариант, при котором Бог полностью объединился с телом Исы, мир ему, также неприемлем, потому что, если Бог не является ни телом, ни акциденцией, его присутствие и соединение с телом рационально невозможны. А если Бог имеет форму и материален, то единство с другой субстанцией будет означать, что части сущности Бога перемешались с частями какого-то тела, что ведет к дроблению сущности Бога. А если предположить, что Бог есть акциденция, это будет означать, что Он нуждается в месте, то есть является нуждающимся в чем-то другом, а это явная глупость.

Третий вариант, в котором с Исой, мир ему, якобы объединена какая-то часть Бога, также абсурден, потому что, если эта часть относится к Богу, то получается, что Богу пришлось остаться без какой-то необходимой для Него части после того, как она соединилась с Исой, мир ему, и Бог не мог бы теперь быть Богом. А если эта часть не является необходимо относящейся к Богу и Он ничего не утратил без нее, то она и не была Его частью. Из вышесказанного следует, что все эти утверждения ложны, а следовательно, ложны вероубеждения христиан в этих вопросах.

Четвертый аргумент, опровергающий данное заявление христиан (о том, что Иса, мир ему, является Богом), состоит в том, что достоверна известна сильная любовь Исы, мир ему, к поклонению и покорности Богу. Если бы он сам был Богом, он не занимался бы поклонением Богу. Ведь Бог не должен поклоняться сам себе! И эти четыре аргумента со всей ясностью указывают на ложностью убеждений христиан».

Перевод выполнен по книге «Изхаруль Хакк» шейха РахматуЛлаха Хинди

Источник: Darulfikr.ru