Школа Имама А’зама Абу Ханифа основана на знаниях, полученных непосредственно от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), через цепь великих ученых, краткие биографии которых смотрите в предыдущей части сборника:

Цепь передатчиков знаний по основам вероучения и религиозного права в мазхабе Ханафи:

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)

Абдаллах б. Мас’уд (ум. 32/651 г., да будет доволен им Аллах).

Алкама б. Кайс (ум. 62/681). Ибрахим ан-Наха’и (ум. 96/715).

Хаммад б. Аби Сулайман (ум. 120/738).

Имам А’зам Абу Ханифа (ум. 150/767). (да будет милостив к ним Аллах).

 

Имам А’зам Абу Ханифа (ан-Ну’ман бин Сабит бин Зувата аль-Куфи; 80/699-150/767)

Основатель первого из 4-х сохранившихся до нашего времени мазхаба Суннитов Имам А’зам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, выходец из Персии, жил в Куфе и умер в Багдаде. Настоящее имя Имама А’зама Абу Ханифа – Нуман б. Сабит. Его деда, принявшего Ислам, также звали Нуман (да будет милостив к ним Аллах). Он первый из 4-х главных Имамов Приверженцев Сунны. Слово «Имам» здесь обозначает «ученый высшей категории». Великий Имам А’зам Абу Ханифа является опорой религии Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. Родился Имам в 80-ом году Хиджры в городе Куфе. Ему довелось видеться и брать уроки у Сподвижников Анаса б. Малика, Абдуллаха б. Абу Авфа, Сахла б. Саада Саида и Абул Фадла Амира б. Васила, да будет доволен ими Аллах. Знания по фикху получил от Хаммада б. Сулаймана, да будет милостив к нему Аллах. Общался со всеми известными представителями поколения Табиунов, в том числе со знаменитым Имамом Джафаром ас-Садыком. Знал очень большое количество Хадисов. Он покорял всех своим умом, проницательностью, огромным талантом в умении систематизировать религиозные знания. В знаниях по фикху Имам А’зам достиг невероятных высот. Все современники имама единодушно признали его первенство в этой области. За короткое время, он стал известен всему Исламскому миру.

 

О его тщательном следовании Предписаниям Всевышнего Аллаха, о его глубочайшем знании Благородного Корана и Сунны, о его учености по всем сопутствующим наукам, о его трудолюбии и щедрости, о его богобоязненности, аскетизме и прочих достоинствах написаны сотни книг. Три четверти современных знаний по фикху, извлеченных из Священного Корана и Сунны, принадлежат Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах. Оставшаяся одна четверть, также разработана на основе его работ. Имам аш-Шафии говорил об этом следующее: «Основой всех знаний по фикху являются работы Имама Абу Ханифы и его учеников. Кто хочет изучать фикх, пусть обращаются к Имаму Абу Ханифе и его ученикам». Когда у Имама Малика спросили, видел ли он Имама Абу Ханифу, он ответил: «Видел и слышал его неопровержимые доказательства. Когда он что-либо утверждал, никто не мог опровергнуть приведенные им факты».

 

При жизни этого великого ученого, еще не было четко разработанных знаний по фикху. Люди, можно сказать, находились в спячке. Он их всех разбудил. Как-то Абу Джафар Мансур — халиф правоверных того времени, пригласил Имама к себе на беседу. Имама представлял халифу один из благочестивых его современников Иса б. Муса. При входе Имама Абу Ханифа, Иса б. Муса представил его как ученого с мировым именем. Халиф Мансур спросил Имама, от кого он получил свои знания. Имам ответил, что одним из основных источников полученных им знаний, являются знания, полученные от учеников хазрата Умара, да будет доволен им Аллах. На что халиф Мансур заметил: «Да, действительно, твои знания имеют крепкую основу».

 

Имам Абу Ханифа в детстве виделся и брал уроки у нескольких Сподвижников. Одним из них был Анас б. Малик, да будет доволен им Аллах.

 

Нравственный образ жизни Имама Абу Ханифа был достойным примером для благочестивых мусульман всех последующих поколений. Он был не только великим теоретиком, основоположником систематизации Исламского права, но и тщательно следовал всему, о чем писал в своих книгах. О величии Имама можно судить по его ученикам, также великим ученым – муджтахидам. Достаточно перечислить имена лишь некоторых Имамов: Зуфар б. Хузайл, Абу Йусуф, Абдуллах б. Мубарак, Мухаммад аш-Шэйбани, Хасан б. Зийад, Вэки’ б. Джеррах, Абу Амр Хафс б. Гыйас, Давуд-и Таи, Йахйа б. Закариййа и многие другие.

 

Исключительная скромность и богобоязненность Имама Абу Ханифа вполне могли быть причиной для уединенной жизни, присущей праведникам. Но, Имам считал своим долгом передать полученные знания своим ученикам. Вначале он только учился и систематизировал то, что смог получить от других. А после того как ему приснился Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и велел использовать на практике свои знания, он стал давать фетвы. Его школа стала распространяться повсеместно. Увеличилось количество последователей. Появлявшиеся изредка противники его мазхаба, получали своевременный отпор. Его доказательства, аргументированные цитатами из Корана и Сунны, и подкрепленные согласованным мнением сахабов, не оставляли никаких шансов его оппонентам. Талантливые ученики Имама написали много книг уже на основе его трудов. В свое время его отцу ас-Сабиту посчастливилось беседовать с Великим Имамом Али б. Аби Талибом, да будет доволен им Аллаху Тааля, который в конце их встречи, обратился с мольбой к Аллаху субхана ва тааля проявить свою высшую Милость к ас-Сабиту и его детям. Аллах субхана ва тааля не отказал этой просьбе и дал возможность сыну ас-Сабита стать великим ученым.

 

Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»