Еще имам ас-Суюты говорит: «К облегчениям в этой религии относится и то, что ее Писание было ниспослано на семи диалектах и читается разными способами. И все это – Речь Аллаха. И в ней есть отменяющее и отмененное, и все это, в целом, практиковалось в этой общине, как будто в ней практиковали два шариата сразу».

«И в этом Шариате предоставляется выбор в решениях, которые были установлены в разных общинах, таких как возмездие (кысас) или материальная выплата (дият). Как будто тут соединилось два шариата и добавился третий – выбор между этими двумя вариантами, чего не было ни в одном из шариатов».
«И также к этому[1] относятся расхождения в частных вопросах. И мазхабы в разногласиях подобны разным шариатам[2]. И каждому повелевается следовать этому в данном Шариате. И этот Шариат стал подобен нескольким шариатам, со всеми из которых Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, был отправлен. И в этом – огромное облегчение, и великая слава положению Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и его превосходство над остальными пророками, ведь они были посланы с одним решением по каждому вопросу, а он, солляллаху алейхи ва саллям, был послан со множеством ответов на один вопрос, и согласно ним выносятся решения, и они воплощаются, и следующий этому мнению считается правым, и ему за это положена награда и за ним можно следовать»[3].
«И это очень глубокий смысл, который открыл Всевышний Аллах. И каждый, кто понимает Шариат глубоко, с этим согласится».
«А еще имам ас-Субки[4] упомянул в своей работе, что все шариаты, которые были раньше, – это шариаты Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, потому что он был пророком, когда Адам еще был между душой и телом, и поэтому он сделан пророком всех пророков, и это установлено его словами: «Я был отправлен ко всем людям»[5], – то есть он был отправлен к  людям, начиная с Адама до Судного дня».
«И если ас-Субки посчитал, что все шариаты до Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, – это его шариаты для его возвеличивания, то мазхабы, которые выведены из его слов и действий, – тоже его шариаты в еще большей степени»[6]. И на этом заканчиваются слова имама ас-Суюты, рахимахуллах.
И на этот смысл слов имама ас-Суюты опирались также ученые, которые писали после него. Из их числа – его ученик и ученый с энциклопедическими знаниями ас-Солихи (ум. В 942-м г.), и он говорит об этом в начале своей книги «Укуд аль-джуман», а еще имам аль-Мунави аш-Шафии (ум. в 1031-м) в своей книге «Фатх аль-Кадир»[7], еще об этом говорил имам Мар`и аль-Ханбали (ум. в 1033-м) в «Танвир басаир аль-мукаллидин»[8], а также печать хафизов, имам аз-Зуркани (ум. в 1122-м) в «Шарх аль-мавахиб»[9].
А до них об этом сказал имам аль-Касталяни аш-Шафии (ум. в 923-м) в «Аль-Мавахиб аль-лядуния», когда счел особенностью уммы Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям: «Их иджма – это довод, а их разногласие – это милость». Об этом мы и говорим.

[1] То есть к облегчению в нашем Шариате, которого не было в предыдущих шариатах. Прим. Абу Али.

[2] Пусть читатель прочитает эту цитату в контексте и сравнит ее с тем, в каком контексте она дается в «Ас-Сильсиля ад-даифа». И следует знать, что такое обращение с цитатами – подлог и их искажение! Шейх Мухаммад Аввама. Шейх указывает на то, что Насыр Албани использовал слова о том, что мазхабы подобны разным шариатам, для порицания, хотя имам ас-Суюты, как мы ясно видим, считает, что это милость и отличительная черта нашей религии. И этим фактом Албани искажает смысл этих слов имама Суюты. Прим. Абу Али.

[3] Сравни эти слова с тем, что сказано в «Ас-Сильсиля ад-даифа» (1:176) и в предисловии к книге «Описание намаза Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям».

[4] См. «Фатава» Субки, 1:38-40.

[5] Это часть достоверного хадиса: «Мне было дано пять вещей, которые не были даны никому до меня».

[6] Все, что было выведено из Корана и Сунны, относится к ним обоим. Имам ас-Суюты сказал в книге «Аль-Иткан» (4:28): «Имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Все, что говорит умма, – это толкование Сунны. И вся Сунна – это толкование Корана».

[7] 1:209-210.

[8] Цитата через книгу «Умдату ат-тахкык» (с. 38) шейха Мухаммада Саида аль-Бани, рахимахуллах.

[9] 5:379.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

 

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz