Также известны слова имама Абу Ханифы своему ученику Абу Юсуфу, да будет доволен Аллах ими обоими, которые уже стали практически афоризмом: «Ты стал изюмом, прежде чем стать виноградом?»

И причина [произнесения] этих слов[1] заключается в том, что Абу Юсуф начал отдельно преподавать, до того как сообщил об этом имаму Абу Ханифе. И имам Абу Ханифа отправил к нему человека, который задал ему пять вопросов:
Первый: «Портной отрицал, что ему передали одежду, и принес ее подшитой. Заслуживает ли он платы?»
Второй: «В намаз входят через фард или сунну?»
Третий: «Птица упала в кастрюлю на костре, в которой было мясо и суп. Можно ли это есть или нет?»
Четвертый: «У мусульманина была жена из числа зиммиев, которая умерла беременной. На каком кладбище ее следует хоронить?»
Пятый: «У человека была рабыня, которая родила ему (умм валяд) и вышла замуж без его разрешения, а затем ее хозяин умер. Обязана ли она выдерживать идду после смерти хозяина?»
И на каждый из этих вопросов Абу Юсуф ответил : «Да». И тогда этот человек сказал, что он ошибся. Тогда он ответил: «Нет», – но мужчина также сказал, что это ошибка.
И так Абу Юсуф осознал недостаток своих знаний и вернулся к Абу Ханифе, который сказал ему: «Ты стал изюмом, прежде чем стать виноградом?» Иными словами: ты прыгнул от начального уровня до уровня конечного, не будучи к этому готовым.
В «Тарих Багдад»[2] и «Аль-Факих ва аль-мутафаких»[3] передается, что Абу Юсуф сильно заболел и Абу Ханифа несколько раз посещал его. И когда он пришел в последний раз, то увидел, что ему стало совсем тяжело, и затем сказал: «Я рассчитывал на тебя после меня для мусульман. И если ты покинешь людей, то с тобой уйдет много знаний».
Потом он выздоровел, и болезнь отпустила его. И Абу Юсуфу сообщили о словах Абу Ханифы о нем. И он высоко стал думать о себе, и лица людей обратились к нему. И он начал свой маджлис по фикху[4] и редко стал посещать Абу Ханифу. И когда он спросил о нем, то ему сообщили, что у него свой кружок по фикху, [собранный] после того, как до него дошли слова о нем Абу Ханифы.
Он позвал к себе человека, который уважал его, и сказал: «Иди к маджлису Якуба и спроси его: «Что ты скажешь о человеке, который отдал свою одежду портному, чтобы тот ее подшил, затем через какое-то время вернулся за ней, но портной сказал, что тот ничего не давал ему, а потом, через какое-то время, владелец это одежды [вновь] вернулся к нему – и тот отдал ему одежду подшитой. Необходимо ли ему заплатить за работу? И если он скажет тебе, что ему надо заплатить за работу, то скажи ему, что он ошибся, а если он скажет тебе, что платить не нужно, то тоже скажи, что он ошибся»».
И он направился к нему, и Абу Юсуф сказал ему, что необходимо заплатить, и человек сказал ему, что тот ошибся. Абу Юсуф подумал какое-то время и сказал, что не нужно, а человек вновь сказал ему, что тот ошибся. И Абу  Юсуф встал, направился к Абу Ханифе и сказал ему: «Только от тебя мог прийти вопрос о портном». И он сказал: «Да. СубханАллах, человек, который сел отвечать на людские вопросы и говорить о религии Аллаха и чей статус таков, не может ответить на вопрос по иджара[5]?» И он сказал: «Абу Ханифа, обучи меня!» Тогда имам сказал: «Если человек подшил одежду, после того как отказался ее возвращать, то не будет платы, а если он подшил ее, до того как отказался возвращать, то ему необходимо заплатить, потому что он подшил ее для владельца».
И затем он сказал: «Кто думает, что не нуждается в обучении, тот пусть оплакивает себя».
И это драгоценная история, ради которой можно отправиться в путешествие. Да будет Аллах доволен ими.

[1] Как говорится в конце «Аль-Ашбах ва ан-назир» (с. 512).

[2] 3:349.

[3] 2:41.

[4] В те времена, когда студент становился ученым, он создавал свой кружок уроков в мечети и вокруг него собирались студенты. Прим. Абу Али.

[5] Аренда труда.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

 

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz