Их смысл объяснил крупный ученый из числа поздних ханафитов, даже печать мухаккыков в
Египте, и это имам ат-Тахтави, рахимахуллах (умер в 1231-м году), а Ибн Абидин был печатью,
подобной ему, но в Шаме, и Аллах предписал ему стать широко известным.

Ат-Тахтави пишет в начале примечания к «Ад-Дурр аль-Мухтар»[1], рассказав об этом
сомнении:

«То есть смысл этих слов в том, что мнение нашего имама правильно с его точки
зрения, хотя есть вероятность ошибки, поскольку каждый муджтахид в реальности
может быть прав, а может ошибиться. Но с нашей позиции каждый из четырех имамов
прав в своем иджтихаде, и каждый мукаллид говорит эти слова, если его спросят о
его мазхабе, передавая так слова имама своего мазхаба, которому он следует. Смысл
не в том, что каждый мукаллид обязан верить, что другой муджтахид, которому он не
следует, ошибается».

И он, рахимахуллах, объяснил нам, что это слова имама-муджтахида, но не убеждения
мукаллида.

Имам, проявив максимум усердия в разборе какого-то вопроса, говорит:

«Мой мазхаб в этом вопросе – правда, хотя есть возможность ошибки, потому что этот
вопрос – из категории иджтихада, а другое мнение в этом вопросе ошибочное, хотя я
принимаю возможность, что это мнение может быть правильным».

А когда мукаллид произносит эти слова, он повторяет слова своего имама.

И каждый, кто проявит надлежащее усердие в каком-то вопросе и придет к определенному
результату, будет думать, что его результат правилен, и в его сознании остается лишь
небольшая вероятность того, что это ошибка. Поэтому его мнение о своей правоте крайне
сильно, а мнение о правоте противоположного суждения крайне слабо. Подобным образом и к
нему относятся те, кто имеет противоположное мнение.

И это истина, в которой нет никаких сомнений и которую понять нетрудно.

Эти слова и сомнения насчет этого напомнили мне слова имама Ибн Нуджейма (умер в 970-м
году), крупного ханафитского факиха из Египта, из его книги «Аль-Бахр ар-раик», которые
цитирует и Ибн Абидин в «Хашия»[2].

Ибн Нуджейм говорит:

«И смысл в том, чтобы люди не претендовали на их знание, кроме тех, кто постоянно
рядом с ними, чтобы стало ясно, что это знание можно достичь, лишь постоянно
обращаясь, скрупулезно изучая их слова и получая знания от учителей».

Мы еще разберем это подробно, иншаАллах.

То, что муджтахид считает, что он может быть прав, а может и ошибиться, уравновешивается
тем, что, посмотрев на свой иджтихад и проявленное усердие, он понимает, что достиг итога,
которым можно быть довольным, который в его понимании соответствует истине и к которому
необходимо стремиться. И он смотрит на тех, кто пришел к иному выводу, и видит, что они
тоже проявили максимальное усердие, но итоговые выводы у них другие. И поэтому он обязан
уважать их мнение и принимать в расчет его и их научное положение.

Слова имама Ахмада[3] про Исхака ибн Рахавейх передают тончайшие нюансы [этого
размышления]:

«Никто из прошедших по мосту из Хорасана не сравнится с Исхаком ибн Рахавейх,
хотя мы и расходимся в некоторых вещах. Ведь люди не перестают расходиться друг
с другом».

А слова имама Яхьи ибн Саида аль-Ансари (умер в 144-м году) уже цитировались:

«Обладатели знаний глядят широко, ведь муфтии не переставали расходиться: одни
запрещают, а другие разрешают, но один не порицает второго, а второй – первого».

[1] 1:33.

[2] 1:303.

[3] Ас-Сияр, 11:371.