Третье сомнение

Ты сказал, что имамы проявляли адаб друг к другу и к тем, кто имел другое мнение, но мы
можем прочитать некоторые их резкие высказывания, которые наш слух не может перенести,
мы, которые по сравнению с ними описаны как лишенные адаба. Как же быть с этим?

Ответ

Да, это передается от наших ученых, да помилует их всех Аллах, и на это можно ответить
двумя общими идеями.

Во-первых, надо изучать, достоверно ли то, что передается, поскольку во многих случаях эти
истории недостоверны и им не следует придавать никакого значения, как с большей частью
того, что Хатыб аль-Багдади передает об имаме Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, а
насчет оставшегося ответили ученые мазхаба и все подробно объяснили.

Во-вторых, нужно смотреть на общий контекст высказывания, ведь нельзя вынести решение
без анализа общего контекста.

Я приведу пример обоих общих ответов.

В хадисе говорится:

«Покупатель и продавец обладают правом [расторгнуть сделку], пока не разойдутся».

И ученые разошлись в том, что именно имеется в виду под «разойдутся». Имеется ли в виду
перемена темы разговора? Если, после того как договор был заключен, они сменили тему
разговора или заключили какой-то другой договор, стал ли первый договор обязательным для
обеих сторон таким образом, что ни одна из сторон не может передумать, а если оба решат
расторгнуть сделку, то это уже будет «аль-икаля»[1]? Или имеется в виду физическое
расхождение, так что они, пока находятся рядом друг с другом, все еще могут расторгнуть
сделку, поскольку не перестали находиться вместе? А если кто-то из них отойдет от другого,
то договор становится обязательным, даже если кто-то из них передумает через мгновение?
Имам Малик и другие ученые[2] сказали, что имеется в виду перемена темы разговора, и
придерживались первого мнения, а Ибн Абу Зиъб и другие[3] – что имеется в виду физическое
расхождение, выбрав второе значение. И когда до него дошло, что имам Малик выбрал первое
мнение, то он сильно разозлился и произнес настолько грубые слова, какие говорятся о тех,
кто впал в неверие или подобные состояния:

«Следует потребовать от него покаяться за это мнение, а если он не откажется от
него, то казнить».

Но такие слова никогда не могут быть произнесены насчет разногласий в фикхе.

Эта история рассказана в книге «Аль-Иляль ва ма’рифа ар-риджаль»[4] в следующем виде:

«Абдуллах ибн аль-имам Ахмад сказал: «Я слышал, как мой отец сказал: «Ибн Абу
Зиъб сказал…»»» – не указав, от кого он слышал эти слова Ибн Абу Зиъба, и поэтому
имам аз-Захаби, рахимахуллах, пишет в книге «Ас-Сияр»[5]: «Имам Ахмад не привел
иснада к этим словам. Возможно, они не достоверны».

И он сказал до этого:

«Это мерзкие слова о великом имаме. Имам Малик не практиковал буквальный смысл
хадиса, считая его отмененным, а некоторые сказали, что практиковали, считая, что
слова «пока не разойдутся» означают перемену темы разговора после заключения
сделки.

И поэтому, в любом случае, имам Малик за свое понимание этого хадиса и каждого
другого обязательно получит одну награду [за свой иджтихад], а если окажется
правым в иджтихаде, то еще большую награду. А то, что обязательно казнить
каждого, кто имеет другое мнение в фикхе, – это позиция харуритов»[6].

В любом случае слова современников друг о друге зачастую не принимаются в расчет, и
поэтому величие имама Малика ни на сколько не померкнет из-за слов Ибн Абу Зиъба. Но и
самого Ибн Абу Зиъба ученые не сочли слабым передатчиком из-за этих его слов. Оба они
мединские ученые своего времени. А имам Ахмад не привел иснада к этим словам, и,
возможно, они не достоверны».

И это связано с первой общей идеей в ответе.

[1] Расторжение сделки по обоюдному согласию. Прим. Абу Али.

[2] В частности, имам Абу Ханифа. Прим. Абу Али.

[3] В частности, имам аш-Шафии. Прим. Абу Али.

[4] 1: 218, №1193.

[5] 7:142.

[6] Крайние хариджиты. Прим. Абу Али.