Некоторые имамы выражали сожаление, что знание сейчас фиксируют в книгах, потому что
это ведет к ослаблению обучения у шейхов.

Ад-Дарими в предисловии к «Сунан» и аль-Байхакы в «Аль-Мадхаль»[1] передают от аль-Авзаи,
что он сказал:

«Это знание, которое получали лишь истинные мужи, не переставало быть
величественным, пока не стало записано в книгах – и его стали получать те, кто не
заслуживает этого».

Обучение у шейхов связано с упорством и усердием, с тем, что надо рано вставать для
получения знания. Именно такое обучение называют «постоянным нахождением рядом с
учителем».

Ибн Абдуль-Барр[2] передает от трех великих людей: имама Малика, Сулеймана ат-Тайми и
Сулеймана ибн Хабиба аль-Мухараби, – что те передают наставление Лукмана своему сыну:

«Сынок, будь рядом с учеными и постоянно находись рядом с ними. Поистине,
Всевышний Аллах оживляет сердца мудростью, как оживляет землю дождем».

К удивительным историям, повествующим о постоянном нахождении рядом с учителями при
получении знаний, относится история имама Абу Али аль-Кали, которую передает его ученик –
Абу Наср Харун ибн Муса Джандаль ан-Нахви:

«Мы постоянно посещали уроки Абу Али аль-Багдади, то есть аль-Кали, который диктовал свою
книгу «Ан-Навадир» в мечети аз-Захра в Куртубе. И это было весной, и по дороге меня настиг
ливень, и когда я пришел на урок, то вся моя одежда была мокрой, а вокруг Абу Али были
великие ученые Куртубы.

И он велел подойти ближе к нему и сказал: «О Абу Наср, не переживай: это быстро пройдет,
ведь одежду можно сменить, а с моим телом случилось то, что останется с ним вплоть до
могилы».

И затем он сказал:

«Мы постоянно посещали уроки Ибн аль-Муджахида. И однажды я вышел ночью, чтобы быть
ближе к нему в собрании. Когда я вышел к двери, через которую проходил, идя на урок, то
почувствовал, что она закрыта. И я захотел открыть ее, сказав себе: «СубханАллах, если я
приду так рано, то точно буду рядом с ним!» Внизу этого строения было отверстие, которое я
начал раскапывать как можно усерднее, и так я смог откопать себе проход и протиснуться, но
порвал одежду и поранил ногу так, что показалась кость. И Аллах дал мне тауфик выйти
оттуда, и я посетил так собрание шейха. Разве то, что случилось с тобой, сравнится с этим?»

Потом он прочитал следующие строки:

Ты ползешь к величию, но его уже достигли
Проявляющие высшее усердие, сбросив с себя все ради этого.
Большинство устало в стремлении к величию,
И приблизились лишь те, кто был верен делу и терпел.
Не считай величие фиником, который ты ешь.
Не достичь величия, не собрав терпения.

И Абу Наср сказал:

«Мы записали эти его строки до того, как он дошел до них в «Ан-Навадир». Потом он спросил
меня, что произошло, но случившееся с моей одеждой теперь уже показалось мне
незначительным. И после этого я стал постоянно находиться рядом с ним и не покидал его
вплоть до его смерти»[3].

[1] «Сунан» ад-Дарими (1:132, № 467) и «Аль-Мадхаль» (с. 410).

[2] Джами баян аль-ильм, 1:106.

[3] «Ас-Силят» Ибн Башкуваля (с. 656, № 1441).