Что же касается того, чтобы учиться у шейхов год или два, а потом читать самостоятельно и
опираться на свое собственное понимание (сюда относятся и другие подобные идеи наших
дней), то этого недостаточно и никогда не будет достаточно.

Ибн Абдуль-Барр передает от Абу ад-Дарда, мудреца этой общины, что тот сказал:

«К знаниям человека относится то, чтобы он во всех своих поступках был вместе с
обладателями знаний»[1].

И есть такое наставление:

«Будь рядом с факихом постоянно».

В «Ат-Тарих аль-кабир» Ибн Абу Хайсама (да помилует его Аллах) говорится:

«Абдуллах ибн Абу Муса ат-Тустари сказал: «Мне сказали: «Будь рядом с факихом, где
бы ты ни был». И когда я был в Бейруте, то пришел к аль-Авзаи. И когда я был рядом с
ним, то он меня расспросил обо мне, и я сказал, что сначала был зороастрийцем, а
затем принял Ислам. И потом он спросил: «Отец еще живой?» И я сказал: «Да, он
остался в Ираке. Зороастриец». Он спросил: «Собираешься ли ты вернуться? Может,
ты сможешь наставить его на истинный путь». И я спросил: «Следует ли мне так
сделать?» И он сказал: «Да». И я вернулся к своему отцу, и он был болен. И он спросил
меня: «Сынок, какой религии ты придерживаешься?» И я рассказал, что принял
Ислам. Тогда он сказал: «Расскажи о своей религии». И я ему рассказал об Исламе и
его последователях, и тогда он сказал: «Я свидетельствую, что я принял Ислам». И
потом он умер от этой болезни. Я похоронил его, а затем вернулся и рассказал аль-
Авзаи об этом»».

Посмотрите, к каким результатам приводит наставление «будь рядом с факихом, где бы ты ни
был» (то есть рядом с ученым).

Ибн Хиббан[2] пишет в биографии табиина Нуайма ибн Абдуллаха аль-Муджмира, что Малик
сказал:

«Абу Нуайм посещал Абу Хурейру в течение двадцати лет», – то есть он был рядом с
ним и посещал его уроки и собрания.

А еще Ибн Хиббан[3] пишет в биографии Хамида ибн Яхьи аль-Бальхи, одного из хафизов:

«Всю свою жизнь провел рядом с Ибн Уейной».

А из биографии Сабита аль-Бунани (да будет доволен им Аллах) известно, что он был рядом с
Анасом ибн Маликом в течение сорока лет, как передается в «Ас-Сияр»[4] и в других книгах.

И передается от имама Малика, что он сказал:

«Один человек ходил к своему учителю в течение тридцати лет ради уроков», – как
будто он имел в виду себя (да будет доволен им Аллах)[5].

Абу Нуайм[6] после этого сообщения передал иснад до Нафи’а ибн Абдуллаха, одного из
учеников Малика:

«Я был рядом с Маликом в течение сорока лет (а в другой версии – тридцать пять
лет)».

И эта научная этика переходила от саляфов к халяфам, и поэтому Ибн Нуджейм (умер в 970-м
году) произнес слова, которые мы уже цитировали:

«Их смысл в том, чтобы на это знание не притязали те, кто не был постоянно рядом с
ними, и в том, чтобы указать, что это знание можно обрести, только если постоянно
обращаешься к шейхам и учишься у них».

[1] Джами баян аль-ильм, 1:128.

[2] Ас-Сикат, 5:476.

[3] Ас-Сикат, 8:218.

[4] 5:222.

[5] Аль-Хилья, 6:320.

[6] Автор «Аль-Хилья». Прим. Абу Али.