И если человек не получал знаний у ученых, не находился рядом с ними долгое время и не
украсил себя их адабом, то откуда такой человек может знать о ценности ученых?

И поэтому не нужно удивляться тому, что он в своих речах и словах иногда идет против них
или не проявляет к ним адаб в вопросах, где есть разногласия. А тот, кто должное время
находился рядом с учеными, обязательно будет проявлять адаб к ним, и неважно, будет он
себя заставлять или это произойдет само по себе, даже если он не верит им, ведь ученые
особо отмечены Всевышним Аллахом. А что уж говорить, если человек любит их, хочет
получать от них знания и следовать их наставлениям?!

Абу Мухаммад аль-Хариси передает от Абу Ханифы, рахимахуллах:

«Я не вытягивал свои ноги в сторону дома Хаммада ибн Сулеймана из уважения к
нему, хотя между моим домом и его пролегало семь улиц»[1].
Аль-Байхаки тоже передает в «Манакиб аш-Шафии»[2], что он сказал:

«Когда я прибыл в Медину и увидел, сколь велик Малик ибн Анас в плане знания, это
лишь увеличило во мне адаб к нему. И иногда, когда я был на его собрании и хотел
перевернуть страницу, я делал это очень тихо, чтобы не потревожить его этим
звуком».

Затем он привел иснад до ар-Рабиа ибн Сулеймана[3]:

«Клянусь Аллахом, у меня не хватало дерзости пить воду, если аш-Шафии смотрел на
меня, из-за стеснения перед ним».

И это адаб имамов, а адаб имама – это имам всех адабов. И, хотя мы не можем достигнуть
подобных высот, нам следует стараться исправить это, подражать им и брать их поведение за
образец. И лишь Аллах – Владыка тауфика.

Имам Абу Исхак аш-Шатыби, рахимахуллах, написал ценные слова о значимости получения
знания от шейхов и у кого из них следует учиться, в «Аль-Мувафакат». Для читателя я
процитирую лишь часть этих слов, хотя цитата большая[4]:

«Двенадцатое предисловие. Один из самых полезных путей знания, которые ведут к вершинам
точности, – это получение знания в совершенном и полном виде от его обладателей,
достигших высот в своей области.

И они разошлись насчет того, можно ли получить знания без учителя или нет. Да,
теоретическая возможность есть, но в реальности мы видим, что учитель необходим. И тут – в
общем – все согласны, хотя могут быть разногласия в некоторых деталях.

Обычного хода вещей, согласно которому учитель нужен, и единогласного мнения людей, что
так надо, достаточно, чтобы понять, что без учителя нельзя обойтись.

И они говорят: «Знание раньше было в сердцах религиозных людей, а затем перекочевало в
книги, но ключи все равно остались в руках религиозных людей»[5].

Это означает, что для получения знания необходимо обращаться к религиозным людям, ведь,
кроме этих двух путей[6], нет другого пути к знанию.

И основа этому есть в достоверных хадисах:

«Поистине, Всевышний Аллах не забирает знание из людских сердец, но устраняет знание,
устраняя ученых». И если дело обстоит таким образом, то ключи к знанию находятся лишь у
религиозных людей».

[1] Укуд аль-джумман, с. 293.

[2] 2:144.

[3] «Аль-Манакиб» (2:145) и «Аль-Мадхаль» (с. 390).

[4] Аль-Мувафакат, 1:91-99.

[5] Эти слова принадлежат Ибн Рушду аль-Джадду, которые приведены в «Аль-
Мукаддимат» (1:94): «В первые два века знание было в сердцах религиозных людей, а
потом перешло на шкуры животных, но ключи к нему остались в руках религиозных
людей. И поэтому студенту обязательно нужен учитель, который откроет ему дорогу к
этим путям».

[6] То есть получение знания от людей и через книги.