И имам Малик написал Лейсу ибн Сааду с наставлением о необходимости следовать мазхабу людей Медины[1], потому что до него дошла весть, что Лейс в некоторых своих фетвах противоречит делам мединцев[2].

И Кади Ияд, рахимахуллах, сохранил текст этого письма в «Тартиб аль-Мадарик»[3]. И Лейс написал подробный ответ имаму Малику, и этот текст был сохранен для нас Яхьей ибн Маином в «Тарих», который передается от него Аббасом ад-Дури. И Якуб ибн Юсуф сохранил это для нас в книге «Марифа ат-тарих»[4], приведя оба письма целиком, а затем Ибн аль-Каййим обнародовал в «Илям аль-муваккиин»[5] лишь ответ Лейса.
Если бы не длина второго письма, то я бы привел его полностью, потому что эти два великих письма – примере высокой этики, которой были украшены саляфы это уммы, когда между ними случались разногласия[6].
К примерам такой этики относится и то, что передает Ибн Абдуль-Барр от Аббаса ибн Абдуль-Азыма аль-Анбари (умер в 240-м г.), одного из великих хафизов, который передавал хадисы от имама Ахмада и вместе с ним получал хадисы от некоторых его шейхов:
«Я был возле имама Ахмада, и к нему пришел Али ибн аль-Мадини верхом, и они спорили о свидетельстве [о Рае] [7] так, что я испугался, что между ними что-то может произойти. И имам Ахмад считал, что свидетельство верно, а Али отрицал его. И, когда Али захотел уйти, имам Ахмад взял его животное за поводья».
К удивительным примерам [с участием] имама аш-Шафии [относится] то, что передает аз-Захаби[8] в биографии его ученика Юнуса ибн Абдуль-Аля ас-Садафи, но это был один из ближайших учеников имама:
«Я не видел человека умнее аш-Шафии! Я спорил с ним однажды по какому-то вопросу, а затем мы разошлись. Когда он встретил меня, то взял за руку и сказал: «О Абу Муса, разве не подобает нам оставаться братьями, даже если мы расходимся в каком-то вопросе?»
И я (то есть имам аз-Захаби) говорю:
«Это указывает на ум этого имама и его глубокое понимание души (фикх нафс), ведь размышляющие не перестают расходиться».
И также я скажу: посмотрите на слова «даже если мы расходимся в каком-то вопросе», – то есть, даже мы будем расходиться во всех вопросах, это не должно разрушать братские узы между нами.

И он сказал в биографии другого ученика имама аш-Шафии, Мухаммада ибн Абдуллаха ибн Абдуль-Хакама[9]:

«У него много книг, и к ним относится «Радд аля аш-Шафии», «Ахкам аль-Куран», «Радд аля Фукаха аль-Ирак» и другие книги. И ученые с древних времени не переставали опровергать друг друга в спорах и книгах, и таким образом ученый получает знания и изучает методы доказательств в сложных вопросах».

И также он сказал в биографии имама аль-Газали, рахимахуллах: «И ученые не перестали расходиться друг с другом и опровергать друг друга, и мы не из тех, кто порицает ученого, приписывая ему страсти и невежество»[10].

[1] И вместе с этим в «Муснад аш-Шафии» (с. 231): «Ар-Раби сказал: «Аш-Шафии сказал: «Нет никого, кто бы больше противоречил людям Медины, чем Малик»»». Прим. Мухаммада Аввамы.

Эти слова не следует воспринимать как критику имама Малика, это похвала ему, поскольку, когда ему явно открывался довод и он понимал, что решение Аллаха в этом вопросе – такое-то, он следовал доводу, даже если это могло противоречить мазхабу людей Медины, который для него лишь один из источников шариата. Прим. Абу Али.

[2] Дела мединцев включают в себя дела трех поколений: сподвижников, табиинов и таби-табиинов. Прим. Абу Али.

[3] 1:64-65.

[4] 1:287-297.

[5] 3:94-100.

[6] Эти два письма вместе с письмом Абу Ханифы к Усману аль-Батти были опубликованы нашем устазом, шейхом Абдуль-Фаттахом Абу Гуддой.

[7] Имеется в виду вопрос о свидетельстве Раем десятерым сподвижникам, да будет Аллах доволен ими, и другим, кто умер в имане. См. «Ас-Сунна» аль-Халлал (с. 355-369) и «Маджму аль-фатава» (12:484).

[8] Сияр алям ан-нубаля, 10:16.

[9] Это ученик имама аш-Шафии, который впоследствии вернулся в мазхаб своего отца, то есть мазхаб имама Малика. И он написал книги в опровержение имама аш-Шафии. Наш учитель, муфтий Биляль Сабир, даммат баракатух, на уроке упомянул, что Ибн Хузейма, который также был учеником имама аш-Шафии, помогал ему и подсказывал при написании этой книги, и имам аль-Кавсари, рахимахуллах, предположил, что такое оставление адаба к своему учителю, имаму аш-Шафии, могло стать причиной смуты и фитны, которая постигла Ибн Хузейму и была связана с вопросами касательно имен и атрибутов Аллаха. И это как раз пример на то, что имам аль-Кавсари не относился фанатично к имаму Шафии, да будет Аллах им доволен, ведь он считал его вали, за оставление адаба к которому человека может постигнуть фитна. Прим. Абу Али.

[10] 19:342.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

 

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz