Имам Абу Убейд аль-Касим ибн Саллям сказал[1]: «В хадисе от Умара, да будет Аллах им доволен, [говорится,] что сподвижники Абдуллаха ибн Масуда направлялись к нему, чтобы смотреть на него и его поведение». И он сказал: «уподобляясь ему».

Аль-Хатыб[2] также передает от имама Малика, что Мухаммад ибн Сирин, один из имамов и величайших табиинов, умерший в 110-м году, передавал состояние крупных табиинов так: «Они изучали поведение так же, как изучали знание». И имам Малик подтвердил эти слова Ибн Сирина: «Ибн Сирин направил одного человека, чтобы он наблюдал поведение и состояние аль-Касима ибн Мухаммада».

Затем я увидел вторую часть[3] этого сообщения в более яркой версии: «Ибн Вахб сказал: «Малик сообщил мне, что, когда Ибн Сирин уставал во время хаджа, он посылал человека, чтобы тот смотрел, как аль-Касим ибн Мухаммад вел себя и одевался. И ему сообщали об этом, чтобы он подражал ему», – то есть речь идет обо всем, что совершал аль-Касим.

И это потому что аль-Касим ибн Мухаммад был воспитан в доме своей тети, Аиши, да будет доволен ею Аллах, в доме пророчества, а  по времени аль-Касим и Ибн Сирин относятся к одному поколению, ведь аль-Касим умер в 106/107-м году, а Ибн Сирин – в 110-м.

Аз-Захаби сказал[4]: «[Передается] от аль-Хусейна ибн Исмаиля от его отца, который сказал: «У имама Ахмада собирались около пяти тысяч [человек] или даже больше, и около пятисот записывали хадисы, а другие изучали у него адаб и благородство».

Хумейд ибн Абдур-Рахман ар-Руъаси сказал: «Говорят, что никто не был похож в поведении, действиях и состояниях на Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, больше, чем Ибн Масуд, а самым похожим на него был Алькама, а самым похожим на Алькама был Ибрахим, а самым похожим на Ибрахима был Мансур ибн аль-Мутамир, а самым похожим на него – Суфьян ас-Саури, а самым похожим на него – Ваки`, а самым похожим на Ваки`а, как сказал Мухаммад ибн Юнус аль-Джамаль, был Ахмад ибн Ханбаль».

А в биографии Али ибн аль-Мадини[5] от Аббаса аль-Анбари говорится: «Люди записывали, как он стоит и как садится, [описывали] его одежду и все, что он говорил и делал».

Аль-Кади Ияд, рахимахуллах, тоже сказал: «Абу Бакр ибн Исхак, рассказывая об уме Абу Али ас-Сакафи, говорил: «Этот разум взят от сподвижников и табиинов. И это потому что Абу Али ас-Сакафи в течение четырех лет получал эти качества от Мухаммада ибн Насра аль-Марвази в Самарканде, а Ибн Наср взял это у Яхьи ибн Яхьи, и не было в Хорасане никого умнее него. И Яхья взял это у Малика, у которого остался на дополнительный год после учебы, чтобы перенять это у него. И, когда у него спросили об этом, он сказал: «Я остался, чтобы перенять у него эти качества, ведь это качества сподвижников и табиинов»[6].

А в биографии Абу Али ас-Сакафи (родился в 239-м году, а умер в 328-м) [7] из «Тарих Нейсабур» [говорится], что Абу аль-Касим аш-Ширази сказал: «В Исламе после Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и сподвижников не родился не родился человек разумнее Абу Али ас-Сакафи».

[1] Гариб аль-хадис, 3:383-384.

[2] Аль-Джами ли адаби рави ва ахляк сами, 1:79.

[3] Ас-Сияр, 5:87.

[4] Ас-Сияр, 11:316.

[5] Тарих Багдад, 11:462.

[6] Тартиб аль-мадарик, 1:117.

[7] Табакат шафии кубра, 3:193.

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz