Также эти риваяты указывают на важный адаб для ученых – оставлять людям их мнения, если они верны по Шариату, и не сеять смуту среди них.

И обрати внимание на слова Малика в риваяте Ибн Абу Хатима: «И если ты захочешь отвратить людей от того, к чему они уже привыкли, к тому, что они не знают, то они могут счесть это неверием»[1]. И это несмотря на то, что халиф бы собрал их вокруг «Муватта», то есть согласно тому, что для имама Малика более правильно.
И эту приверженность мнению своей местности Малик не считал заблуждением и не считал, что с этим надо сражаться и что это следует устранить и искоренить[2]. И он не обвинял их в фанатизме, слепом таклиде и прочих обидных вещах, которые режут нам слух в эти дни, ведь про это так много говорят и пишут.
И последователи мазхабов унаследовали от имама Малика этот адаб – адаб оставлять людям то, к чему они привыкли, если оно соответствует истине.
И это подтверждает история, которую приводит Ибн Абдуль-Барр в «Аль-Истизкар»[3], – о том, что его шейх Абу Умар Ахмад ибн Абдуллах ибн Хишам говорил: «Абу Ибрахим Исхак ибн Ибрахим поднимал руки в намазе, когда поднимался и опускался в намазе, следуя хадису Ибн Умара в «Аль-Муватта», и он был самым лучшим, кого я видел, лучше всех знал фикх, и его знания было самыми обширными».
И я [то есть Ибн Абдуль-Барр] спросил его: «Почему ты не поднимаешь руки, следуя за ним?».
И он сказал: «Я не иду против риваята Ибн аль-Касима[4], потому что большинство[5] следует этому в наше время, а противоречить большинству в том, что дозволено, не относится к признакам имамов[6]».
Ибн Абдуль-Барр также сказал в «Ат-Тамхид»[7]: «И я опираюсь именно на риваят Яхьи ибн Яхья, потому что он занимает самое высокое положение в нашей стране по достоверности, почету, знанию и пониманию. А также они больше всего используют этот риваят в его передаче, унаследовав это от своих шейхов и учителей… И каждому народу следует идти по пути их предшественников в том благе, что до них дошло, и следовать их методу в благом, даже если что-то другое может быть также дозволенным и похвальным»[8].

Нечто подобное сказал и Ибн Таймийя[9]: «Человеку следует отказываться от некоторых желательных вещей, чтобы объединить сердца людей, потому что польза единства выше, чем ценность подобных действий». И мы еще приведем эти его слова полностью.

[1] Поэтому, если в какой-то местности люди следуют определенному мазхабу, то нам следует оставить им этот мазхаб и не внушать им сомнения в их поклонении, призывая их следовать Корану и Сунне. Обычных людей отход от мазхаба в итоге может привести к безбожию, как мы видим в наше время, когда горе-муджтахиды начинают отрицать очевидные вещи из религии, а причиной всему служит отказ от следования мазхабам. Прим. Абу Али.

[2] Если ханафит считает, что в намазе не следует поднимать руки, а шафиит – что прикосновение к противоположному полу нарушает омовение, то те, кто отрицает мазхаб, будут называть такого человека фанатиком и говорить, что он не хочет следовать за Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, хотя мы видим, что у имама Малика, имама саляфов, был совершенно другой подход в этом вопросе. Прим. Абу Али.

[3] 4:152.

[4] Обычно маликиты следуют этой передаче мнения имама Малика. И, согласно этой передаче, руки в намазе не надо поднимать. И это мнение маликитского мазхаба до наших дней. Прим. Абу Али.

[5] То есть большинство маликитских ученых.

[6] То есть идти против своего мазхаба в том, где в мазхабе есть единогласное мнение, не считается признаком ученого человека. Прим. Абу Али.

[7] 1:10.

[8] Поэтому, если в какой-то местности следуют определенному мазхабу, то жителю этой местности следует придерживаться именно этого мазхаба, хотя выбрать другой мазхаб ему не запретно. Прим. Абу Али.

[9] 22:406-407.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz