[Имам аш-Шатыби] перечисляет качества полноценного ученого[1]:

«Достигшего этого уровня называют «ар-раббани», «аль-хаким», основательным в
знаниях, ученым, факихом, обладателем разума, поскольку он обучает малым и
крупным темам и поступает с каждым так, как тот заслуживает».

И так появилась идея составлять небольшие начальные тексты, которые называются матнами:
их составляли для начинающих, которые после освоения этих текстов переходили к более
длинным и так далее. Наши ученые составляли эти краткие тексты, не описывая
доказательства, когда люди уже жили в отдалении от Корана и Сунны.

И по причине, которую мы уже указали, эти краткие тексты ограничены основными темами без
чрезмерной детализации, без перечисления множества точек зрений в рамках одного мазхаба
либо мнений других мазхабов, без разбора доказательств и длинных дискуссий, и они
написаны простым и понятным языком.

И когда студент осваивал этот текст, то переходил к его толкованию, где уже находил
различные мнения и их сопоставление, доказательства и дискуссии вокруг них, и толкования
написаны сложно.

И мы вначале думали, что толкования к матнам составлены для облегчения и обращались к
ним для понимания слов матна, но замечали, как они сложны. Ведь они и написаны с этой
целью, то есть для перечисления доказательств и чтобы студент переходил со своего уровня
на более высокий. Воспитание учителями своих студентов на основе этого метода — это база
получения глубоких и обширных знаний. И все это связано с темой, о которой мы говорили, то
есть о получения знаний от учителей.

И если Всевышний Аллах облегчит это студенту, то его знания в итоге станут крепкими с
дозволения Всевышнего Аллаха. А если он не получит этого, то будет в невероятном убытке,
даже если станет известен, его постоянно будут упоминать, а имя его засверкает.

Отвергаемые мнения столь массово распространились в наши дни, именно потому что те, кто
говорит о них, не знают на практике, что значит получать знания у учителей и получать их
постепенно.

И поэтому ты видишь, как юноша, который только начал изучать религию, начинает с чтения
книги «Субуль ас-салям»[2], а на второй день переходит к «Нейль аль-автар»[3], а на третий –
к «Аль-Мухалле»[4].

Что же у него останется из знаний и основных источников?! Как он сможет воспитать в себе
уважение к тем, кто имеет отличное от него мнение, когда в «Аль-Мухалле» трудно найти
страницу без ругани и порицаний в адрес имамов?! Как он сможет воспитать в себе страх
перед выходом за рамки четырех мазхабов, да даже хоть сорока, когда он читает в «Нейль
аль-автар», что единогласное мнение ученых (иджма) порицается, как и те, кто ему следует?!
И он читает многое другое в этих трех книгах, что поддерживает отвергаемые мнения[5].

[1] Аль-Мувафакат, 4:232.

[2] Одно из толкований человека, не следующего мазхабу, книги «Булюг аль-марам». При.
Абу Али.

[3] Книга аш-Шавкани, посвящённая сравнительному фикху. Прим. Абу Али.

[4] Книга Ибн Хазма по фикху. Прим. Абу Али.

[5] Сюда можно также добавить, что изучение фикха заменили изучением мухтасаров в
области хадиса, таких как «Умдат аль-ахкам» и «Булюг аль-марам», которые изначально
были написаны как дополнение для изучающего фикх, а не как замена фикху. Прим. Абу
Али.