Что касается второго условия, то это то, что связано с тем, кто выражает иное мнение. [Оно заключается в том,] чтобы он обладал правом на это (ахлият).

Если он претендует на иджтихад, ученые по усулю и фикху очень подробно описали условия, которым должен соответствовать муджтахид[1]. И некоторые из этих условия я перечислил в книге «Асар аль-хадиси шариф».

Если же его иджтихад касается некоторых вопросов, то необходимо, чтобы он соответствовал всем необходимым условиям, выдвигаемым к муджтахиду; то же в случае, если он считает для себя возможным выявлять правильное мнение имамов, как делает большинство этих непрошеных гостей[2].

Чтобы лучше разъяснить, кто имеет право вступать в расхождение, следует разделить условия касательно знаний и условия, затрагивающие адаб и нравственность.

Что касается научной подготовленности, то, если человек хочет высказываться в вопросах, связанных с [шариатским] знанием, ему следует изучить аяты хукмов из Корана, большую часть Сунны, вопросы, в которых исламские ученые единогласны, (иджма), а также детально изучить остальные источники: кыяс, истихсан, истисхаб, маслаха мурсаля, мазхаб сподвижников, шариат до нас, садд зараи` и остальные главы усуля. Также необходимо практическое знание основ хадиса в общем и науки джарх ва та`диль в частности. Также нужно достичь высот в области лингвистики: языкознания, грамматики, морфологии и трех разделов риторики.

Автор «Аль-Мувафкат»[3] сказал: «Муджтахиду обязательно достичь уровня иджтихада в арабском языке так, чтобы понимание их речи стало для него естественным и для этого не требовалось прилагать никаких усилий, кроме времени, которое требуется умному человеку на понимание глубокой фразы».

А если он не будет соответствовать перечисленным условиям, то ему недопустимо высказываться, и будет считаться, что он переходит границы религии Аллаха, разрушает, а не созидает, и сбивает людей, а не наставляет их. И из того, что он научно не готов к этому, будет вытекать и то, что он также не готов религиозно и нравственно[4].

Явное заблуждение и грубейшая ошибка – то, что некоторые люди стали думать, что сейчас легко достичь уровня, при котором можно заниматься иджтихадом, выносить фетвы, указывать на слабость или достоверность хадиса, и это возможно благодаря специальным компьютерным программам, в которых содержатся сотни книг Сунны и при помощи которых в мгновение ока можно узнать, кто передал хадис, кто указал на его достоверность и каковы точные слова хадиса.

Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, сказал: «Кто говорит о чем-то касающемся знания, думая, что Аллах не спросит его: «Как ты выносил фетву в религии Аллаха?» – тот слишком дешево оценивает свою религию и себя»[5].

Имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Некоторые говорили о знании; если бы они молчали по некоторым вопросам, то для них молчание было бы лучше и ближе к спасению»[6], – то есть ближе к спасению в религии и в ахирате.

И не каждый, кто умеет читать предложения на арабском языке, может ставить себя на уровень того, за кем следуют в вопросах религии!

[1] Ученые по усулю упоминают необходимые условия иджтихада в последних главах, а факихи упоминают их в разделе про адабы кадия.

[2] «Аль-мутатафиль» – это люди, которые пытаются попасть на праздник без приглашения. Шейх, хафизахуллах, имеет в виду, что эти невежды в наше время стали претендовать на иджтихад, не имея на это никакого права. Прим. Абу Али.

[3] 4:118.

[4] См. «Аль-Мувафакат» аш-Шатыби (4:167) и то, что идет после этого. А в основе этого лежат слова Ибн Каййима из «Илям аль-мувакиин» (3:295-297), хотя он и не указал на это.

[5] Аль-Манакиб аль-Муваффак аль-Макии, с. 351.

[6] «Ар-Рисаля» аш-Шафии, с. 41.

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz