Определение слова «разногласие»

Имам Рагиб аль-Исфахани пишет в книге «Муфрадат аль-Куран»:
«Разногласие и расхождение – это когда каждый избирает свой путь, отличный от пути других, в состоянии и выражении [без раздоров и разобщения, на что указывает полный смысл слов Рагиба], однако, так как разногласие среди людей часто приводит к раздору и спорам, то [слово «разногласие»] стало аллегорически использоваться для обозначения разобщенности и споров.
Всевышний Аллах сказал:
«Но секты разошлись (ихталяфа) во мнениях между собой. Горе же неверующим, которые встретят Великий день!»[1]
«…Однако они не перестают вступать в противоречия»[2].
Слово «разногласие» в языковом значении не содержит указаний на разобщенность и раздор, но, оттого что люди не могут принять разногласие и их сердца не приемлют мнения, отличного от их собственного, разногласие приводит к раздорам и разобщенности. И в некоторых аятах Корана слово «разногласие» используется в этом значении.
Что касается слова «противоречие» (хиляф), то Рагиб аль-Исфахани далее говорит: «Слово «противоречие» имеет более общее значение, чем «противоположность», потому что все противоположности противоречат друг другу, но не все противоречия противоположны».
Например, черное и белое и противоположны друг другу и отличны друг от друга, но красное и зеленое отличаются друг от друга, но не противоположны друг другу, и поэтому слово «противоречие» имеет более общий смысл, чем «противоположность», потому что включает в себя как возможность противоположности, так и возможность различия без противоположности.

И Абу аль-Бака аль-Кафави, рахимахуллах, разъяснил различие между разногласием (ихтиляф) и противоречием (хиляф) в своей книге «Куллият»:

1) Разногласие – это когда пути различны, но цель одна, а противоречие (хиляф) – когда и путь, и цель различаются.
2) Разногласие – то, что основано на доказательстве, а противоречие – то, что не основано на доказательстве[3].
3) Разногласие – это следствие милости, а противоречие – следствие новшества (бидаа).
4) Если кадий вынесет решение на основе противоречия (хиляф) и этот же вопрос предстанет перед другим судьей, то он может отменить это решение, потому что противоречие наблюдается в таких вопросах, где не может быть иджтихада, и это то, что противоречит Корану, Сунне и иджме»[4].

Различие между разногласием и противоречием можно объяснить более современным выражением: разногласие – это различие в средствах, но единство в цели, а противоречие – это расхождение как в средствах, так и в целях.

И Рагиб аль-Исфахани сравнил это с «группой людей, которые идут в одном направлении, но при этом каждый идет своей дорогой, и это похвальное разногласие»[5].

А противоречие – это то, что содержит в себе разлад, споры и реальное расхождение, в то время как разногласие есть различие в выражениях, но не реальное разделение. И поэтому можно часто услышать, как ученые говорят: это разногласие (ихтиляф), но не противоречие (хиляф). Так происходит в случае, если разногласие словесное и два мнения можно объединить. И об этом также говорят: «Это разногласие в деталях, но не взаимоисключающее разногласие».

А также говорят о сильном противоречии – это реальное разногласие, или сущностное противоречие.

И именно в этом значении используется слово «противоречие» в выражении Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: «Противоречие (хиляф) – зло». А заявление, что между этими двумя значениями нет разницы, ошибочно.

[1] Сура «Марьям», аят 37.

[2] Сура «Худ», аят 118.

[3] На это разногласие указывает также автор «Ад-Дурр аль-Мухтар» (4:331).

[4] Автор «Ад-Дурр аль-Мухтар» (4:329) говорит: «Кроме того, что противоречит Корану, когда нет разногласий среди саляфов в толковании этого аята, либо [то, что противоречит] известной сунне или иджме».

[5] «Аз-Зариа», с. 170.

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz