И таково было положение наших ученых-саляфов, которые не оставляли своих учеников независимыми, если не видели в них готовность говорить о религии Аллаха. А когда замечали это в них, то разрешали им отвечать на вопросы.

Абу Нуайм[1] передает от имама Малика: «Я не начал отвечать на вопросы, пока мне семьдесят человек не засвидетельствовали, что я способен на это».

Аль-Хатыб в «Аль-Факых валь-мутафаких»[2] передает это следующим образом: «Я не начал отвечать на вопросы, пока не спросил более знающих, чем я: «Могу ли я отвечать на вопросы?» Я спросил Раби`а, спросил Яхью ибн Саида [аль-Ансари]. И они оба велели отвечать на вопросы». И я ему сказал: «Абу Абдуллах, а если бы они тебе запретили?» И он ответил: «То я бы не отвечал. Человеку не следует считать себя способным на что-то, пока он не спросит об этом того, чьи знания больше».

Также аль-Хатыб[3] передает от имама Малика: «Один человек сообщил мне, что зашел к Раби’а ибн Абу Абдур-Рахману – самому известному учителю имама Малика – и застал его в слезах. И он спросил его: «Что заставило тебя плакать?» – но он заплакал еще сильнее. И он еще раз спросил его: «У тебя какое-то горе?» Он сказал: «Нет, но начали задавать вопросы тем, у кого нет знаний, а это великое бедствие для Ислама».

И Ибн Абдуль-Барр[4] добавил к словам Раби’а: «Некоторые люди, отвечающие на вопросы, заслуживают тюрьму больше, чем воры»[5].

Ибн Солях[6], рахимахуллах, сказал: «Да помилует Аллах Раби’а. Что бы было, если бы он застал наше время?! Случается лишь то, что пожелает Аллах, и нет могущества [ни у кого], кроме Аллаха. И Аллаха достаточно нам как помощника».

Я скажу[7]:

Да будет доволен Аллах Раби’а! Что бы с ним было, если бы он увидел всех, кто жил после него вплоть до нашего времени и увидел бы, что среди нас псевдомуджтахидов[8] больше, чем мутаалимов?! И лишь Аллаху принадлежим, и к Нему возвращение.

Ибн аль-Вазир[9] сказал: «И если человек отвечает на вопросы без знаний и не имея подготовки, то это убирает его справедливость, религиозность и доверие к нему, а также вызывает сомнение в его разуме и благородстве, ведь он совершает то, что не может полноценно совершать. Притязание на обладание знанием, которым не обладаешь, – это обычай глупцов, у которых нет ни стыда, ни благородства, людей никчемных и низких»[10].

[1] Аль-Хилья, 6:316.

[2] 2:154.

[3] 2:153.

[4] Джами баян аль-ильм, 2:201.

[5] Потому что вред, который они наносят, касается религии людей, а ущерб, наносимый ворами, – только имущества. Прим. Абу Али.

[6] Адаб аль-муфти, с. 85.

[7] То есть шейх Мухаммад Аввама. Прим. Абу Али.

[8] Которые осмеливаются разрушать мазхабы и идти против единогласного мнения ученых (иджма) во многих вопросах. Прим. Абу Али.

[9] Автор этих слов, хотя и шиит-зейдит, отличался от них тем, что защищал сподвижников и Сунну, которую они передавали, и поэтому суннитские ученые, особенно ученые в области хадиса, часто опираются на него из-за глубины и широты его знаний. И наш учитель, муфтий Мухаммад Исхак Бана, хафизахуллах, рекомендовал его книги, из которых также можно извлечь пользу, а именно защиту акыды танзих, то есть убеждений, что Аллах существует без образа и тела. Прим. Абу Али.

[10] Это часть очень длинного пассажа Ибн аль-Вазира аль-Ямани из «Аль-Авасим валь-кавасим» (2:82) в его кратком изложении «Ар-Равд аль-Басим» (1:159) в защиту имама Абу Ханифы, да будет Аллах доволен ими обоими. И крайне важно то, из-за чего мы привели эти слова, – как ученые смотрели на тех, кто отвечает на вопросы по религии Аллаха без знаний и без подготовки. В их глазах это глупцы, невежды, у которых нет ни стыда, ни достоинства.

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz