Что касается второй части ответа, то он связан с отношениями этих двух имамов: Малика и
Ибн Абу Зиъба. Слова Ибн Абу Зиъба в адрес Малика родились не за одно мгновение. Он сказал
так и по другим причинам, на что можно заметить указание в словах Ахмада[1]. И это
позволяет понять то, что копилось в его душе в адрес Малика. В итоге он сказал то, что сказал.

Да будет Аллах доволен всеми.

Имам Малик не поддерживал Абу Джафара аль-Мансура, но видел, что тот обладал силой,
мощью и желал проливать кровь. Он был вторым мясником, если не первым. Поэтому Малик не
хотел высказывать свое мнение, защищая так кровь мусульман в Лучезарной Медине –
величайшем исламском центре.

Что касается Ибн Абу Зиъба, то он также не поддерживал Абу Джафара, но, в отличие от
Малика, говорил об этом вслух, подвергая этим себя опасности, от которой Аллах его спас.
Малик же скрыл свою позицию, и Ибн Абу Зиъб разгневался за это на Малика.

И эта история раскрывает нам положение обоих имамов, и имам Ахмад словно указал на это в
вышеупомянутых словах.

И я цитирую «Макалят»[2] учителя нашего учителя, аль-Кавсари, рахимахуллах, который
передал от Ибн Кутейбы:

«Когда Абу Джафар аль-Мансур начал править и совершил хадж, то до него дошло от Ибн Абу
Зиъба, Малика и Ибн Сам’ана[3] нечто, что заставило его беспокоиться, и он внезапно
потребовал от них прийти в палатку халифа. Последним пришел был Малик, да будет доволен
им Аллах, и увидел, что Ибн Абу Зиъб и Ибн Сам’ан там сидят. И Абу Джафар велел ему сесть,
и он сел. Затем к ним обратился халиф и сказал:

«О факихи, до повелителя правоверных дошла весть от вас, которая его огорчила, хотя вы
больше других должны сдерживать свои языки и более других должны подчиняться, как
тайно, так и явно, тому, кого Аллах поставил над вами».

Тогда Малик сказал:

«О повелитель правоверных, Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَن تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَىٰ مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ

«О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не
поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном»[4].

Тогда Абу Джафар сказал: «Хорошо. Тогда кто я для вас? Справедливый или грешный
правитель?»

И тогда Малик сказал: «Прошу, чтобы меня избавили от ответа на этот вопрос».

И он сказал: «Хорошо».

Затем повернулся к Ибн Сам’ану и спросил его: «Кто я перед тобой?»

И тогда Ибн Сам’ан сказал: «Ты лучший из людей. Ты совершаешь хадж, сражаешься с
врагами, держишь дороги в безопасности. Благодаря тебе слабый чувствует себя в
безопасности, иначе бы его съел сильный. Ты опора религии, лучший из людей и
справедливейший из имамов».

Затем он повернулся к Ибн Абу Зиъбу и спросил его: «Кто я перед тобой?»

И он ответил: «Ты, клянусь Аллахом, худший из людей. Ты овладел имуществом Аллаха и Его
Посланника, долей сирот и бедняков, погубил слабых и заставил испытывать лишения
сильных, удерживая их имущество. И что ты завтра скажешь, когда предстанешь перед
Аллахом?!»

[1] См. биографию Ибн Абу Зиъба в «Тарих Багдад» (2:299) и «Адаб Имам аш-Шафии» (с.
46).

[2] С. 526. Затем я увидел эту историю с серьезными сокращениями в «Ас-Сикат» Ибн
Хиббана (7:390), но он пишет, что это произошло между Ибн Абу Зиъбом и Харуном ар-
Рашидом, хотя Ибн Абу Зиъб умер в 158-м либо 159-м, а ар-Рашид родился в 149-м, его
правление же началось в 170-м. Прекрасен тот, кто не ошибается.

[3] Его имя – Абдуллах ибн Зияд ибн Сулейман ибн Сам’ан аль-Махзуми. Имам аз-Захаби
написал его биографию в «Аль-Мизан» (2:423), а также о нем пишет Ибн Хаджар в «Ат-
Тахзиб». Часть имамов: например, Малик, Ахмад и Абу Дауд – считала его лжецом.

[4] Коран, 49:6.