Так, к этому виду относится то, что передает аль-Хатыб[1] от имама Суфьяна ас-Саури, да будет доволен им Аллах:

«Если ты видишь, как человек совершает действие, в котором есть разногласие, и ты в этом вопросе считаешь по-другому, то не запрещай ему это».

Умные люди иначе смотрят на тех, с кем расходятся во мнениях, и это более возвышенный взгляд, чем взгляд как лишь на оппонента, потому что они учитывают те связи, которые связывают их с оппонентом: «Первая – это человеческая связь, вторая – это Ислам, и третье – это родство знания».

И тот, кто познал сладость знания и связи с учеными, сказал:

Родство адаба слабее, чем кровное родство.
И если один с другим не хранит родство знания,
То пусть хоть соблюдает права братства в Исламе.
А если нет ни того, ни другого,
То пусть между ними почитается человеческая связь.

И я приведу тебе, о читатель, удивительную историю о высоте нравственности ученых из удивительнейшей книги в своей области – «Сафахат мин сабри уляма»[2] нашего учителя, шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды, рахимахуллах, и мы приведем эту историю полностью со всеми его примечаниями:

«Ибн Нубата аль-Мисри сказал в «Шарх аль-Уюн фи шарх рисаля Ибн Зайдун»[3], где приводится биография Ибрахима ибн Сайяра ан-Наззама аль-Мисри аль-Мутазили, родившегося в 185-м году, умершего в 221-м году, считающегося одним из умнейших людей, о котором сказал его современник аль-Джахиз, и аль-Джахиз – это аль-Джахиз:

«Древние говорят, что каждые тысячу лет появляется тот, кому нет равных, и если это достоверно, то Ибрахим ан-Наззам относится к таковым».

И Ибн Нубата сказал: «Аль-Джахиз передает: «Однажды я обсуждал хадис о дурном предзнаменовании[4]. И он сказал мне: «Я однажды так проголодался, что ел глину, и я это делал лишь после долгих обдумываний, есть ли кто-то, у кого есть обед или ужин. И у меня был плащ и рубаха, и я продал рубаху. Затем я решил пойти в аль-Ахмаз[5], но там я никого не знал, и поэтому макой поступок был результатом отчаяния и безысходности. И я стал ждать возле реки переправы, но не было ни одного корабля, и я счел, что это плохой знак. Затем я увидел лодку в заплатках и с пробоиной и тоже счел, что это дурной знак. И я спросил у лодочника: «Перевезешь меня через реку?» И он сказал: «Да». Затем я спросил его: «Как тебя зовут?» Он сказал: «Давадазан», – и это имя шайтана на фарси, и я счел это тоже дурным знамением, но решил отправиться вместе с ними. И когда я приблизился к порту, то крикнул: «Лодочник, у меня есть лохмотья и заплатки, некоторые из которых мне нужны». И первый лодочник, который ответил мне, был одноглазым. И я спросил у пастуха, который стоял неподалеку: «За сколько ты везешь этого быка к постоялому двору?» И когда был приблизился, то оказалось, что у него был сломан рог. И одно дурное знамение накладывалось на другое. И я сказал себе: «Лучше будет вернуться. Но затем я вспомнил свою нужду и как я был близок к тому, чтобы есть глину, и сказал себе: «Что же отделяет меня от смерти?»

Когда же я дошел до постоялого двора, то не знал, что делать. Я услышал стук в дверь дома, где я находился, и я спросил: «Кто это?»

И человек ответил: «Тот, кому ты нужен».

И я спросил: «А кто я?»

И человек ответил: Ибрахим ибн Сайяр ан-Наззам.

И я тогда я спросил сам себя: «Разбойник это, враг или посланник от султана?»

Затем я открыл ему дверь, и он сказал: «Меня отправил к тебе Ибрахим ибн Абдуль-Азиз, и он хочет передать тебе: «Хотя мы с тобой и расходились в каких-то вопросах, мнениях и суждениях, я в итоге возвращаюсь к обязанностям, [связанным c] нравственностью и свободой, потому что, когда ты прошел мимо меня, я увидел, что ты в том состоянии, которое мне не понравилось. И, возможно, нужда заставила тебя оставить свою родину. И если хочешь, можешь оставаться там, где ты находишься, месяц или два месяца, и мы тебе отправим столько, сколько хватит для покрытия твоих расходов. А если тебе нужно вернуться, то вот тебе тридцать динаров, бери их и трать их, ведь ты больше всех это заслуживаешь из всех нуждающихся».

И он сказал: И меня это удивило, во-первых, потому что за всю мою жизнь я никогда не обладал тридцатью динарами. Во-вторых, мое пребывание вдали от моих родных не было долгим. И, в-третьих, я понял, что все дурные знамения бессмысленны»»».

И Абдуль-Фаттах говорит: «И четвертый [пункт], который пропустил ан-Наззам, но [который] для меня равен всем трем и даже выше их всех, – это [то, что произошедшее выступает в качестве] примера великого благородства, невероятного понимания нравственности, свободы и человечности. Расхождения с ан-Наззамом в каких-то вопросах и суждениях не помешали Ибрахиму ибн Абдуль-Азизу помочь ему в нужде и испытаниях и протянуть руку помощи, мужества и поддержки.

Он отстранился от него ради Аллаха из-за расхождений и разных суждений, а помог ему, соблюдая права, [связанные с] человечностью и свободой, и это тоже было ради Аллаха. И все это – часть Ислама. Отклонения ан-Наззама не преграда для должного отношения к нему. И как же прекрасно это понимание Шариата и его решений! И как же правильно все было соблюдено в довольстве и гневе, близости и отдалении, любви и неприязни, в отношении друга и врага – так, что ничего не убавить и не прибавить. Да смилуется Аллах над этим благородным ученым, который так глубоко и тонко понял Ислам. И пусть исчезнут и сгинут эти невежды и студенты, которым всегда есть время до всего».

И на этом закончились слова нашего шейха.

И Абдуллах ибн Абу Рабиа тоже соблюдал права, связанные с человечностью и свободой. Курайшиты отправили его вместе с Амром ибн аль-Асом, да будет доволен им Аллах, а тот тогда еще придерживался религии курайшитов, и курайшиты отправили их к Наджаше, чтобы настроить его против [мусульман], которые переселились к нему.

И Амр ибн аль-Аса сказал Ибн Абу Рабие:

«Давай завтра расскажем Наджаше о мусульманах то, что ему не понравится, и он сочтет это изъяном, а потом я подготовлюсь полностью разгромить их».

И Ибн Абу Рабиа, который был братом Абу Джахля по матери, сказал ему:

«Не делай этого, ведь между нами есть связь, хотя они и расходятся с нами»[6].

Обратись к этому уроку и получи от этого пользу! И пусть этот неверующий, который потом принял Ислам, не будет более разумным, милостивым и мягким к твоим братьям в этике, религии и знаниях, чем ты.

[1] Аль-Факих валь-мутафаких, 2:69.

[2] С. 219-221.

[3] С. 228.

[4] То есть достоверно ли то, что есть дурные предзнаменования в каких-то вещах, людях, времени.

[5] Местность в Басре.

[6] «Муснад» Ахмада, 1/203.

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz