С великим имамом и толкователем Корана, обладавшим острым и глубоким умом, Абдуллахом
ибн Аббасом, да будет доволен Аллах ими обоими, произошла очень поучительная история с
праведным халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах.

Абдур-Раззак передает в «Аль-Мусаннафе» в главе «Споры вокруг Корана» от Ибн Аббаса:

«Однажды к Умару пришел человек, и Умар начал его расспрашивать его о разных людях, и он
начал отвечать: «О повелитель правоверных, Коран [полностью] из них прочитал такой-то и
такой-то», – и тогда Ибн Аббас сказал: «Клянусь Аллахом, мне не нравится такая их
поспешность насчет Корана». И тогда Умар оборвал меня: «Хватит!» И тогда я пошел к себе
домой в грусти и печали. Я имел вес в глазах этого человека, а теперь понял, что потерял его.

Вернувшись домой, я лег на кровать, пока одна из женщин нашего дома не навестила меня, но
меня лишь тревожила боль от разговора с Умаром.

И, когда я пребывал в таком состоянии, ко мне пришел человек, который сказал: «Тебя зовет
повелитель правоверных», – и я сразу же вышел, а он уже ожидал меня. Он он взял меня за
руку, уединился со мной и сказал: «Что тебе не понравилось в словах этого человека?»

И я сказал: «О повелитель правоверных, если я поступил дурно, то прошу прощения у Аллаха,
и каюсь, и отказываюсь от того, что мне кажется правильным».

И он сказал: «Расскажи, что именно тебе не понравилось в словах этого человека».

И тогда я сказал: «О повелитель правоверных, когда они начнут [изучать Коран] с такой
поспешностью, то каждый начнет считать себя правым и они начнут враждовать. А когда
начнут враждовать, то станут расходиться во мнениях, а когда будут расходиться во мнениях,
то начнут убивать друг друга».

И тогда Умар сказал: «Я скрывал это от людей, пока не пришел ты!» [конец цитаты][1]

Эта опасная болезнь заразила нашу молодежь и наших студентов, и я передам тебе [о
читатель], что говорил один осведомлённый устаз о корне этой болезни. Он наблюдал эту
бурю с самого ее начала и с близкого расстояния и не перестает ощущать ее горечь вплоть до
наших дней. Он записал все детально: кто начал ее и как она развивалась.

Его речь очень длинна, все высказывания связаны друг с другом, но я постараюсь передать то,
что связано с нашей темой, и пропущу то, что изначально связано с книгами по арабской
риторике «Асрар аль-баляга» и «Даляиль аль-иджаз» Абдуль-Кахира аль-Джурджани.
Рассказав об этих книгах, он отметил общую проблему, касающуюся шариатского знания в
целом.

Осведомленный историк этих трагических событий – крупный устаз Махмуд Мухаммад Шакир
(1327-1418), да помилует его Аллах, который пишет об этом в своем уникальном предисловии к
«Асрар аль-баляга» имама Абдуль-Кахира аль-Джурджани, да помилует его Аллах.

[1]«Мусаннаф» Абдур-Раззака (№20368). Также эта история передается в «Аль-Маарифа
ват-тарих» (1/516-517) с иснадом Абдур-Раззака. Эта история передается и в «Аль-
Мустадраке» аль-Хакима (3:540-541) с двумя иснадами, и [аль-Хаким] счел достоверным
первый иснад в соответствии с условиями Бухари и Муслима, и аз-Захаби согласился с ним.
Этот рассказ есть и в «Сияр» (3/348) имама аз-Захаби.