Известна и другая история от имама Абу Юсуфа о том, что он искупался в бане, а после пятничного намаза ему сообщили, что в этом колодце [бани] была умершая мышь, но он при этом не восполнил зухр и сказал: «Мы берем мнение наших братьев из Медины: когда вода доходит до объема двух куллей, то не становится наджасой».
И обладателям знания не следует этот вопрос делать предметом тестирования и лозунгом, на основе которого они бы предпочитали одних братьев другим, ведь это ненавистно Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует).
И не следует вмешивать в это обычных мусульман, которые находятся в покое и далеки от смут, но если спросят об этом или увидишь достойного для обучения этой теме, то надо ответить, как понимаешь это, согласно своему знанию, так, чтобы в этом была польза.
Если же вопрос будет запутанным, наказывается человек за эти слова или действия или нет, то обязательно будет не применять наказание из-за слов Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Устраняйте наказание при сомнениях: если ты ошибся в прощении, это лучше, чем если ты ошибешься в наказании» (передает Абу Дауд)[4].
Особенно [важно вышеописанное,] если это ведет к большому злу, такому как разделение Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, поскольку вред, исходящий от этого разделения, намного страшнее, чем ошибка небольшой группы в частных вопросах».
Все эти примеры, которые я перечислил, – это частные случаи, и в отдельных из них встречаются некоторые обобщения, но наиболее общее – мнение Умара ибн Абдуль-Азиза, затем – мнение Малика, и сюда относятся слова Ибн Таймиййи о тех, кто хотел запретить пользоваться «ширкат аль-абдан»[5].
[1] Умдат ат-тахкык фи ат-таклид ва ат-тальфик. Шейх Мухаммад Саид аль-Бани. С. 93.
[2] Файд аль-Кадир, 1:211.
[3] Автор упоминает это, поскольку он узнал, что из-за этого вопроса люди стали убивать друг друга.
[4] Шейх сказал так, но это оговорка, так как хадис передается в «Сунан» ат-Тирмизи в начале раздела «Аль-Худуд» (5:112 (№1424)) от Аиши от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), но Тирмизи счел, что более достоверно то, что это слова Аиши.
[5] Это вид совместного предприятия, когда люди вкладывают все свое имущество, которое у них есть, а затем поровну делят доходы. Прим. Абу Али.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Azan.kz